Нормативный ресурс социально-культурной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный ресурс социально-культурной деятельности.



Нормативный ресурс СКД – это массив правовых и организационно технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в процессе социокультурной деятельности.

Сущность понятия нормативно-правового поля состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессе СКД на федеральном, региональном (субъектно-федеративном) и муниципальном, местном уровнях.

Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. законы РФ «Об образовании» (1991)

4. «Основы Законодательства РФ о культуре» (1992)

5. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995)

6. «Об общественных объединениях» (1995)

7. «О предпринимательской деятельности» (1995)

8. «О некоммерческих организациях» (1995)

9. «О национально-культурной автономии» (1996)

10. Конвенция о правах ребенка (1989) и др.

Конституция провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ст.43 К РФ гарантирует общедоступность и бесплатность образования в гос. и муниц. Образов. Учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В перечисленных нормативно-правовых документах законодательно закреплены богатство и многообразие форм общественных связей, явлений и социальных функций, которые характеризуют современную СКД.

В правовом регулировании СКД приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного наследия народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий – как профессионалов, так и любителей.


Образование как важнейшая сфера социально-культурной деятельности.

Образование составная часть культуры. о. на всех этапах и видах деятельности смыкается с культурой и составляет ее органическую часть. Образование в научной литературе трактуется как специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компетенции. Через систему образование проникает научная теория и художественное достояние в сознание масс. Связующим звеном в процессе образования между различными уровнями духовной жизни общества является школа (от начальной до высшей). Состояние образования зависит от социально-политического и государственного строя данной страны, от политики господствующих классов.

Проблемы: - роль государства в создании и финансировании новых учебных заведений; - обязательность образования и до какого возраста; - отношения между школой и церковью; - о системе подготовки учительских кадров.

Грамотность – качественный скачок человека в своем духовном развитии, осваивая ту знаковую систему в которой зафиксированы, опредмечены, накоплены человечеством знания о природе и обществе. Грамотность есть важнейшая первооснова культуры. Функции образования: экономическая, социальная, политическая, культурная.

Система образования – совокупность образовательных учреждений построенных и функционирующих на общих принципах. Сущность образования: - развитие производства; - уровень развития культуры и науки; - особенности формирования общественного сознания: идеология, религия, мораль. - на систему образования влияют исторические обычаи и традиции; - зависит от политики.

Принципы Российского образования: 1 гуманистический характер; 2 единство федеральной культуры и образовательного пространства; 3 общедоступность; 4 светский характер; 5 свобода выбора и плюрализм; 6 общественно-государственный характер образования.

Современные тенденции российского образования.

Реформа образования – стратегическая точка будущего столетия. Опыт мировых стран – тенденции образования привлекают инвестиции. Образование – ответ на вызовы общества в социальной и экономической сферах и это вопросы национальной безопасности. Условия модернизации общества: освоение людьми новых социальных ролей и навыков с учетом быстрой информатизации общества.

Требует формирования гражданского общества, чтобы система образования была такой, для формирования гражданина, участника жизни обществе. Образование должно способствовать развитию способностей: - способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, умение контролировать представительскую власть; - способность к толерантности к явлениям, событиям, процессам; - правовая культура.

Фундамент модернизации страны:

3 базовых условия эффективности системы модернизации: - повышение заработной платы для привлечения кадров; - финансирование информатизация образования; - формирование новых институтов системы образования, обеспечения эффективного использования бюджетных средств.

Источники: - резкое увеличение расходов бюджета; - изменение формы бюджетного финансирования, структурное маневрирование внутри системы образования; - изменение налогового режима, использование; - повышение эффективного использования средств и закрепление за ними имущества.

Направления: 1. восстановление дошкольного образования. 2. модернизация содержания общего среднего образования: изменение стандартов, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Реформа начального профильного образования. Обстоятельство: нехватка работающих специалистов.

Предприятия не готовят самостоятельно рабочие кадры. Население не имеет денег в инвестиции рабочих специальностей. Задачи: - новые, более гибкие модели финансирования образования; - повысить привлекательность НПО для потенциальных инвесторов; - усовершенствование законодательства: изменение бюджетных инвестиций.

Средне-профильное образование. Увеличение потребности специалистов среднего звена для наукоемких и технологичного производства. Совершенствование структуры. Оптимизации сети. Укрупнение за сет горизонтали. Создание многопрофильных колледжей. Интеграция с высшей школой. Универсальный комплекс – основная цель – повышение качества профессионального образования. Достижение этой цели: - интеграция средних специальных заведений в университет. - расширение состава комплекса за счет НПО. - создание и расширение консорциумов и ассоциаций.

Структура образования:

- дошкольное: детский сад, семейное воспитание;

- общее образование: начальное образование 1-4 класс, основное 5-9, общее-среднее по 11 класс.

- профессиональное образование: НПО, СПО, ВПО.

- дополнительное образование: бывает однопрофильным и многопрофильным (Дворцы пионеров).

- специальное образование: образование для детей-сирот и для детей с отклонениями.

По форме: государственные, муниципальные, частные, общественные и религиозные.

Закон предусматривает в образовании обучение с отрывом и без отрыва от производства, экстернат, семейное.

Образование в целом определяется как процесс, система и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентации и опыта, накопленного в обществе.

Иначе говоря, школа (от начальной до высшей) представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества.

Состояние образования более непосредственно, чем иные сферы культуры, зависит от социально-политического и государственного строя данной страны, от политики господствующего класса, от соотношения классовых сил.

Образование выполняет в обществе такие функции как:

- экономические;

- социальные;

- культурные;

- политические.


Образовательные технологии.

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Актуальность и объективная значимость социально-культурного подхода к анализу и оценке образовательных технологий обусловлены стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем.

Сама социально-культурная сфера, представляющая совокупность материальных и духовных условий жизнедеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение проблем экономических, политических, социальных и культурных отношений, организации труда, быта и досуга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилитации людей, нуждающихся в поддержке и защите.

Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса.

В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук, накопленный педагогический и социально-культурный опыт, как современный, так и опыт прошлого, как отечественный, так и зарубежный, опыт народной педагогики и культуры. Другими словами, любая из образовательных технологий, функционирующих сегодня в социально-культурной сфере, представляет собой синтез достижений науки и практики, традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено и накоплено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.

Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии подвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального технологии компенсирующего, коррекционного обучения). Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.

Специалистам социально-культурной сферы - менеджерам педагогам, тренерам, технологам - приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности. Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные: идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии; программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности.

Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в банк технологических данных обеспечивают мастер-классы. В кругу профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий инновационных разработок и их практических результатов Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение.

 

образование рассматривается как целостная социально-культурная технология, цели которой заключены в социализации, воспитании и духовном развитии под­растающего поколения.

характерной чертой для многих, в том числе школь­ных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст

помимо оказания учеб­ных услуг, вклад педагогов в организацию соци­альной и социокультурной жизни в каждом регионе огромный. Это касается социализации молодежи, сохранения здоро­вья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравст­венного потенциала.

образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая мо­жет обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.025 с.)