Альтернативные инновационные технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативные инновационные технологии.



Альтернативные инновационные технологии.

Внешняя культурная политика России.

Досуг и досуговая деятельность в системе социально-культурной деятельности.

Законодательная база культурной политики.

Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности.

Исторические корни досуга. Содержание и особенности досуга в современной России.

Кадровый ресурс социально-культурной деятельности.

8. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в ее создании.

Культурное пространство и культурная среда. Содержание и особенности.

10. Культурологическая и экономическая доктрина федеральной программы «Культура России».

Культуроохранные технологии.

Культуротворческие технологии.

Материально-техническая база социально-культурной деятельности.

Межкультурное сотрудничество и коммуникации.

Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности.

Морально-психологический ресурс

Народная художественная культура и творчество в системе социально-культурной деятельности.

Нормативный ресурс социально-культурной деятельности.

Образование как важнейшая сфера социально-культурной деятельности.

Образовательные технологии.

Общественно - просветительское движение и досуг в России в XIX – начале ХХ вв.

Общественность в социально-культурной сфере.

Основные этапы развития социально-культурной деятельности в России.

Основные этапы становления и развития культурной политики в России.

25. Особенности организации СКД в учреждениях культуры различных типов.

Педагогические основы социально-культурных технологий.

27. Понятие и сущность социально-культурной деятельности как фундаментального научно-образовательного направления в системе знаний.

Понятие ресурсной базы социально-культурной деятельности.

Проектные технологии.

Процесс глобализации и культурная политика.

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

Рекреативные технологии.

Ресурсы управленческой деятельности (базовые, первичные, стратегические).

Семья как социально-культурный институт.

Система государственного управления (регулирования) культурной жизни (ВОПРОС 62).

36. Современные концепции досуга. Особенности и содержание.

Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.

Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности.

Содержание понятия «менеджмент». Специфика управления социально-культурной деятельностью.

Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития.

Социальная сущность досуга.

Социально-демографический ресурс социально-культурной деятельности.

Социально-защитные и реабилитационные технологии.

Социально-культурная деятельность как область общественной практики.

45. Социально-культурная деятельность - инструмент осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры.

Социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России.

Социально-культурная деятельность как система меж-субъектных отношений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка.

Социально-культурные институты.

Социально-культурные общности и формирования.

Социопроектные аспекты культурной политики. Сущность социального проектирования в сфере культуры.

Средства массовой информации и коммуникации.

Становление и развитие социальных функций СКД в различные эпохи. Общая характеристика.

Стратегический менеджмент в сфере культуры.

Субъекты социально-культурной деятельности.

Сущность и классификация социально-культурных технологий.

57. Сущность, социальные функции и принципы культурно-досуговой деятельности (ВОПРОСЫ 64 + 27)

Сферы реализации СКД. Общая характеристика

Технологии коммуникации и общественных связей.

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества.

Типология социально-культурных институтов.

Функции государственных органов управления культурной жизнью (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

Функции и принципы культурной политики.

Функции и принципы социально-культурной деятельности.


Альтернативные инновационные технологии.

Данные технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства. Народных промыслов и ремесел, необратимое, направленное, закономерное изменение, модернизацию тех или иных видов СКД.

Главное условие зарождение и развития инновационных технологий – максимально большое количество творческих идей. В силу этого любая из общепринятых СКТ, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной технологии.

В СКС инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь школы, клуба, телевизионного канала или театра никогда не является легким и для всех долгожданным.

Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в СКС внедрение новых стабильных элементов. Применительно к СКС понятие инновация, нововведение носят множественный характер. Процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение СК ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационные технологии способствуют повышению эффективности СКД.

Нововведения охватывают различные стороны СК отрасли и поэтому подразделяются на экономические и материально-технические, правовые и управленческие, педагогические и организационно-методические. Структура инновационных процессов складывается из:

- воспроизводства того или иного новшества, способа, метода;

- использование потенциальных возможностей этого новшества.

Суть альтернативных технологий во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований СК процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов и замену из другими, альтернативными.

Инновационные технологии различают:

- осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные);

- завершенные и незавершенные;

- простые по структуре и расширенные.

Сопутствующие инновационный технологии факторы: общественные и административные контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.


 

 

Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности

Информационное пространство - совокупность (1) банков и баз данных, (2) технологий их сопровождения и использования, (3) информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих: информационное взаимодействие организаций и граждан; и удовлетворение их информационных потребностей.

Основными компонентами информационного пространства являются: (1) информационные ресурсы, (2) средства информационного взаимодействия и (3) информационная инфраструктура.

Методическое обеспечение – научно-методическая деятельность, включающая совокупность методических процессов, направленных на выполнение, обеспечивающих функции научно-методической деятельности и соединенных в единую логически последовательную целенаправленную систему.

Виды методических материалов: - методически; - инструктивные; - инструктивные материалы.

Функции методического руководства СКД:

§ Информационная,

§ Аналитическая,

§ Планово-прогностическая,

§ Проектировочная,

§ Организационно-координационная,

§ Обучающая,

§ Контрольно-диагностическая.

 


Исторические корни досуга. Содержание и особенности досуга в современной России.

Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.

Использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека.

В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). В петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы.

Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность.

Со второй половины 20-го века на смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.

В современном обществе произошло сужение коллективных форм досуговой деятельности, повысилась значимость индивидуализации досуга. Характерно отсутствие саморазвития; преобладающими стали домашние виды досуга, что, с одной стороны, обусловлено усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе,. Усилилась тенденция к переходу от активных форм досуга к пассивным; переход на виртуальные формы общения в досуге посредством Интернет.

Но наряду с коммерциализацией сферы досуга и замены просветительской функции досуга на развлекательную и гедонистическую, большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники. Например, масленица, Иван Купала, Рождество.

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (досуга – по умению, при случае) употреблялось в Русском государстве еще в середине 15 века.

В толковом «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячная пора, простор от дела. Следовательно, уже в XIX в. слово «досуг», имело современное нам толкование.

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т. д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и вечерки, где собирались не только взрослые, но и молодежь.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало.

Один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал: утилитарно-практического, и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

В современной теории и практике термин досуг используется в 3-х значениях. Как синоним свободному времени (его часть), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Досуг – это общественно осознанная необходимость, социальное явление.

На досуг влияет мода, социальные возможности (место, деньги, время, осознанная необходимость).

Многие ученые идентифицируют досуг и свободное время. Являясь основной сферой СКД людей, представляется как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей, выполнение семейных обязанностей.

Досуг является результатом свободного выбора. Досуг необходимый и неотъемлемый элемент каждого человека. Реализация интереса человека связана с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, с удовольствием, оздоровлением.

В современной теории досуг и рекреация тождественны. Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Время в философском определении – как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социальное) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и свободное время.

В России досуг как пространство наполнено определенным содержанием. Функции досуга по содержанию: - познавательная (усвоение информации, получение новых знаний); - ценностно-ориентационная (закрепление, изменение ориентаций человека, оценка поступков); - практически-преобразующая (преобразование личности); - творческое начало присуще всем видам и формам КДД, всепроникающий характер, в то же время и автономный характер, когда связано с искусством.


 

Культурное пространство и культурная среда. Содержание и особенности.

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда». Говоря о СК среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры ил образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации. Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными гос и негос организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. Взаимодействие и творческое сотрудничество представителей различных групп населения с профессионалами возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности. Среда досуга и общения имеет ярко выраженные социальный характер. СК среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

- активных субъектов СКД в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов;

- самого процесса этой деятельности на всех ее этапах;

- совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

СК среда – конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

В отличие от широкой СК макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение. СК микросреда включает в себя множество составных элементов – микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среде личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям. Альтернативность, инвариантность СК среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентаций, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений. Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной СК среды является наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало.

СК среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.

Пространство и время в философии воспринимались как соотносимые явления, которые могут быть уподоблены друг другу (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями).

Культурное пространство, создаваясь человеком, получает самостоятельное существование. Оно имеет свою структуру, функцию, динамику. Культурное пространство воплощает образную модель окружающей действительности. Культурное пространство – это дом, среда повседневного обитания людей. Оно приобретает значение вторичного мира – иллюзорного, с одной стороны. Но этот иллюзорный мир играет большую значимость для субъекта, чем реальный природный. С другой стороны, культурное пространство воплощается в реальных действиях человека, его творчестве.

Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. И не только чрез создание внешних знаковых форм (архитектура, интерьер, костюм и т.д.), но и через изменения образа жизни, конструирования его нового облика.

Специфика культурного пространства, во-первых, состоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем материальных предметов (домов культур, музеев, памятников, средств обучения и воспитания и др.), не может быть воспринято с помощью органов чувств, а потому его образ соединен с определенными метафорами и обусловлен ими. Во-вторых, культурное пространство не может рассматриваться в качестве натуральной данности, оно не дано само по себе и не может существовать без человеческой деятельности. Формирование культурного пространства обуславливается многообразием форм и проявлений человеческой деятельности.

Таким образом, культурное пространствоэто область целиком объемлющая: результаты предметной деятельности человека (орудия труда, произведения искусства, различные постройки); характерные особенности общественного сознания (нравственное эстетическое); способности людей, реализуемые в их деятельности (образование, обучение, воспитание, знания, умения, навыки и др.).

В последнее время термин «культурное пространство» встречается в самых разнообразных вариантах. Каждый из авторов вкладывает в него свое восприятие, поэтому усиливается разрыв между прочтением и смыслом, который вкладывался изначально. В западной философии с середины XX века усиливается тенденция выделения смыслового поля культурного пространства. Истоки этого можно найти в процессе трансформации научных представлений о пространстве вообще. Длительное время философское сознание вытесняло понятие пространство на второй план по отношению ко времени. Пространство и время в философии воспринимались как соотносимые явления, которые могут быть уподоблены друг другу (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями). Они легко перекодируют друг друга.

Вторая половина XX века вновь актуализирует пространственные представления в философии. Усилились поиски более полной пространственно-временной картины мира, которая сумела бы объединить физический Космос и сознание. В этих исследованиях важное место стало отводиться понятию «культурное пространство». Оно воспринимается непосредственно связанным с сознанием человека и его деятельностью. «Основная разница между пространством и временем проявляется в их отношении к человеку как воспринимающему субъекту…»[1]. Пространственные структуры отличаются от временных прежде всего топологическими качествами. Они обладают свойствами обратимости, способностью разворачиваться сразу в трех измерениях.

Именно в культурном пространстве возможно сосуществование прошедших и современных пластов культуры. Утверждается представление о пространстве как действенном элементе культуры. Культурное пространство воспринимается как система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в многообразных продуктах культурной практики. Каждое культурное пространство предстает как органическое целое, где все составные части объединены общими ценностями.

В структурализме человек был исключен из культурного ландшафта. С точки зрения этого направления, он должен жить и развиваться по своим законам. Окружающий человека культурный ландшафт описывался Дерридой, как «…нечто вроде архитектуры покинутого (или незаселенного) города, который… был оставлен людьми. В этом городе, низведенном до состояния скелета, еще живут некоторые призраки культуры, фантомы значения, которые только и удерживают его от перехода в природное состояние»[2].

Отказ от признания ведущей роли структурализма в западной философии позволил пересмотреть представления о культурном ландшафте и культурном пространстве. Оно стало соотноситься с неким идеальным телом, которое формирует мировоззрение людей. Культурное пространство стало восприниматься синонимом понятия «Другой», сравнивая с которым человек познает себя.

Культурное пространство формирует многообразие культурных текстов. Каждый из них играет специфическую роль в деятельности людей. Тексты культурного пространства дают возможность познавать обратную сторону мира. Такое познание происходит в качестве того, что М. Мерло-Понти, Ж. Делез, вслед за М. Хайдеггером называют складкой.

Но нельзя полностью соотносить культурное пространство с текстом, он всего лишь часть культурного пространства.

В западноевропейской науке возникло специальное направление, которое занято изучением культурных пространств – проссемика. С их точки зрения, «…пространство является «говорящим»,…наделяется значениями, варьирующимися от культуры к культуре. К трем измерениям пространства проссемика добавляет четвертое – культурное…внутри этого пространства существуют сильные и слабые коды»[3].

Культурное пространство, создаваясь человеком, получает самостоятельное существование. Оно имеет свою структуру, функцию, динамику. Культурное пространство воплощает образную модель окружающей действительности. Культурное пространство – это «Дом», среда повседневного обитания людей. Оно приобретает значение Вторичного мира – иллюзорного, с одной стороны. Но этот иллюзорный мир играет большую значимость для субъекта, чем реальный природный. С другой стороны, культурное пространство воплощается в реальных действиях человека, его творчестве.

Человек наполняет духовным содержанием культурное пространство. Оно несет на себе «печать» человека, вне которого не существует. Оно превращается в абстрактный язык, способный выражать различные содержательные понятия. «Пространство дано ему (человеку) как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений…»[4].

Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм (архитектура, интерьер, костюм и т.д.), но и через изменения образа жизни, конструирования его нового облика. «Будучи живым существом человек растет, функционирует, видит как перед ним раскрывается пространство, неподвижные координаты которого пересекаются в нем самом»[5].

В пространстве постмодерна сосуществует множество пересекающихся плоскостей культурных пространств. Плоскости пересечения, точки соприкосновения становятся центрами постмодернистской среды. Человек в таком пространстве выступает уже не столько создателем текстов, сколько образом, в котором осуществляется персонификация культурного пространства. Человек оказывается все больше и больше поглощен культурным пространством. «…между Я и его телом, между Я и миром не существует перехода…существует лишь истина мира и мышление соответствующее миру»[6]. Культурное пространство в современном мире включает в себя все специфические черты человеческой деятельности, формирует «нужный» тип человека. Философская мысль конца XX века, акцентируя внимание на понятии «культурное пространство», выдвигает на первый план саму проблему человеческого существования.

Культурное пространство – одна из важнейших категорий культуры, определяющих ее неповторимый облик. Это важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой ориентации структурной организации культур. [7]

Специфика культурного пространства, во – первых, состоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем материальных предметов (домов культур, музеев, памятников, средств обучения и воспитания и др.), не может быть воспринято с помощью органов чувств, а потому его образ соединен с определенными метафорами и обусловлен ими. Во – вторых, культурное пространство не может рассматриваться в качестве натуральной данности, оно не дано само по себе и не может существовать без человеческой деятельности. Формирование культурного пространства обуславливается многообразием форм и проявлений человеческой деятельности. [8]

Таким образом, культурное пространствоэто область целиком объемлющая: результаты предметной деятельности человека (орудия труда, произведения искусства, различные постройки); характерные особенности общественного сознания (нравственное эстетическое); способности людей, реализуемые в их деятельности (образование, обучение, воспитание, знания, умения, навыки и др.). [9]

Взаимосвязь и взаимовлияние отдельных частей культурного пространства детально рассмотрены в трудах работы Л. Уайта. По Уайту, определенные изменения в одной из составляющих культурного пространства (например: в предметной деятельности человека (усовершенствование орудий труда)) приводят к изменениям в остальных частях и, как следствие, к изменению всего культурного пространства.

По этой причине в отдельные исторические периоды культурное пространство отражает разные особенности сознания, поведения и деятельности людей (культура производства, культура поведения, экономическая культура и др.).[10]

 

Культурная среда по определению А. Арнольдова, представляет собой совокупность окружающих человека объектов – вещей, идей, образов, образцов деятельности, поведения и взаимодействия. Ее важным элементом является социально-культурные объекты, используемые для создания и распространения культурных ценностей. Примером культурных объектов могут служить научные и учебные заведения, организации искусства, культурно-просветительные учреждения и т.д.

Составляющие культурной среды человека:

- человек ориентирован на среду в своих интересах и запросах;

- параметры среды определяют качество и характеристики каждого человека;

- все время существования человек находится в культурной среде;

- среда создает определенный образ жизни, в которой раскрываются не только стиль жизни, но и взаимоотношения;

- культурная среда предусматривает источник многостороннего воздействия на стороны социализации личности. Сфера самоопределения и самоорганизации.

Культурная среда включает в себя элементы, относящиеся к микро- и макроуровням общественных отношений.

Микросреда – ближайшее окружение человека – семья или трудовой коллектив. Макросреда – более широкое социально-культурной окружение человека – город, страна, современная мировая культура в целом.

Под микросредой понимаются все культурные воздействия, оказываемые на индивидуума в непосредственном «живом» общении, и те нормы и культурные образцы, которые транслируется в результате событий, происходящих с человекам и его ближайшим окружением – родственниками, друзьями, коллегами и т.д.

Макросреда в свою очередь – это некое пространство, сформированное из символов, норм, образцов и культурных продуктов, воздействующих на человека опосредованно.

Сравнение характеристик культурной микро- и макросреды человека.

Характеристика Макросреда Микросреда
Влияние на человека Опосредованное Непосредственное
Состав Символы и знаки культуры, общественные ценности и цели Личные ценности отдельных людей, события жизни
Носители Культурные объекты и продукты, социально-культурные институты Отдельные люди
география Город, регион, страна, мир Непосредственное окружение человека

 

По мнению известного культуролога С.Н. Иконниковой, культурное пространство складывается из целого ряда подпространств. Оно включает в себя подпространства

различных субкультур (молодежной, криминальной, профессионально-специализированной и т.п.), р

разных ее видов (художественной, религиозной, нравственной, правовой и проч.);

подпространства действия различных социокультурных институтов (СМИ, школа, учреждения искусства и т.д.)

Культурное пространство есть срез культуры на данном этапе ее функционирования и развития, то есть статическая, а не динамическая характеристика культуры;

На неё влияют:
1. Природные характеристики региона: ландшафт, климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые
2. История региона, его хозяйственного и культурного освоения.
3. Состав населения; национальный, половозрастной, образовательный, социально-профессиональный, поселенческий и т. д
4. Хозяйственная деятельность,
5. Флагманы индустрии, сельского хозяйства, других отраслей экономики.
6. Уровень и качество жизни

7. Исторически сложившиеся традиции, менталитет.
8. Памятники истории и культуры.

9. Учреждения образования, науки, культуры и искусства.
10. Система образования, помимо указанного в пункте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.066 с.)