Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология социально-культурных институтов.

Поиск

Социально-культурный институт – активно действующий субъект нормативного и учрежденческого типа, обладающий определенными формальными и неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и др.)

СКИ классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории

Первая группа – СКИ, занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа – СКИ, занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа – СКИ, проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.

В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии СКИ:

- по обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные); отдельные социальные группы (специализированные); дети, юношество (детско-юношеские);

по формам собственности: государственные; общественные; акционерные; частные;

по экономическому статусу: некоммерческие; полукоммерческие; коммерческие;

по масштабам действия и охвата аудитории: международные; национальные (федеральные); региональные; местные (локальные).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.


Функции государственных органов управления культурной жизнью (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

СИСТЕМА ГОС УПРАВЛЕНИЯ (РЕГУЛИРОВАНИЯ) КУЛЬТ ЖИЗНИ

Уровни

Федерации

Региональный

Муниципальный

управление сферой культ реализуется:

На уровне законодат власти (министрество)

на уровне исполнительной власти (администрации, комитеты, министерства региональные)

Организационно государственная политика в культурной сфере реализуется посредством формирования древа целей и задач, выработки механизмов и способов их достижения, определения средств нормативно-правового и финансового обеспечения.

Сохранение и развитие многонационального культурного наследия России как основы единой российской нации – первая стратегическая цель государственной политики в сфере культуры.

Поддержка и распространение лучших традиций многонациональной культуры – вторая стратегическая цель государственной политики в сфере культуры.

Обеспечение единого культурного и информационного пространства третья стратегическая цель государственной политики в сфере культуры.

Создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала нации – четвертая стратегическая цель культурной политики государства.

Интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство – пятая стратегическая цель политики Минкультуры России. Достижение поставленной цели будет осуществляться в рамках реализации ведомственных бюджетных целевых программ.

Финансирование сферы культуры в России (прямое бюджетное ассигнование, косвенное бюджетное финансирование и внебюджетные средства. Подразделение бюджетных ассигнований на капитальные вложения, текущие ассигнования и социально-творческий заказ, а также конкретные проекты и программы. Косвенное бюджетное финансирования в учреждениях культуры осуществляется путем предоставления им налоговых льгот. Внебюджетные источники финансирования коммерческая деятельность, реализация платных услуг, спонсирование, фандрайзинг, добровольные пожертвования. Цели благотворительности и меценатства.

 

Региональную политику следует рассматривать как особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном аспекте.

«Категория «региональная культурная политика» вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одно­временно позволяющих обрести целостное представление о его сущ­ности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели ре­гиональной культурной политики, субъект политики, ее средства, ме­ханизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 2020 ГОДЫ

 

Исходя из сложившихся тенденций и выявленных проблем, стратегической целью культурной политики Красноярского края до 2020 года является формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив, как основы устойчивого и динамичного развития края.

 

Достижение цели культурной политики осуществляется по основным направлениям, в рамках которых формулируется комплекс задач:

1. Идентичность. Формирование регионального культурного самоопределения жителей края.

2. Интеграция. Включение культуры Красноярского края в общероссийское и мировое культурное пространство.

3. Инновации. Содействие возникновению инновационных моделей мышления и развитию креативного потенциала Красноярского края.

4. Институты. Сохранение, развитие и модернизация сети учреждений культуры.

5. Индустрии. Поддержка развития творческой экономики.

 

ПРИНЦИПЫ

1) свобода культуротворческой деятельности людей;

2) многообразие и равенство культур, диалогичность их взаимодействия;

3) органичное сочетание культурной самобытности с общими для страны и человечества представлениями о культурных ценностях и культурном развитии;

4) защита культуры как самоценности, как важнейшего проявления общественного прогресса;

5) сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды жизни человека; 6) доступность культурных благ широким массам населения;

7) широкое внедрение культуры в системы воспитания подрастающего поколения — дошкольную, школьную и вузовскую.

 

 

КУЛЬТ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Основн этапы к.п. мун образ

 

1 Разрабортка политии в сфере культ и досуцга с учтом спецйифики муниц образования

Концпция развития определяет обущю ориентацию муниципальных программ

2. формирование мун программ развития на базе приоритетных соц групп и направленийц соц культ дечтельности

3. экспетиза кд программ и заключение договоров с авторами исполнителями

4. организация мероприятий по фин мат тех организац обеспечению программ, контроль их исполнения

 

Основные принципы

 

1. принцип проблемно-целевой ориентации к.п. (решение проблем территории и соц групп с учетом фозможностей скд)

2. принцип деполитизации скд (множество иджейц ценностей и концепций)

3. принцип самооргнизации ск жихзни (децентрализация управления)

4. принцип обеспечения многообразия (самореализац человека в культуре)

5. принцип дтиалогичности культ процессов (саморазвитие культ)

6. принцип персонификации культ жизни (восстановление свзей культ процееесов с личностб творца, пропоганда)

7. принцип культ преемтсевннгости (сохранение традиций)

 

управление сферой культ реализхуется:

на уровне законодат власти (министрество)

на уровне исполнительной власти (администрация)

 

 

Основными средствами культурной политики государства являются разработка и принятие законов, нормативных актов, государственных программ, организация, прогнозирование, финансирование культурной деятельности.

А средства реализации культурной политики достаточно разнообразны. Это могут быть и гранты, что наиболее распространено, и программы общественного трудоустройства службы занятости населения, а также создание и поддержание благоприятных условий для деятельности в сфере культуры, охрана исторических памятников и т.д.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.007 с.)