Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно - просветительское движение и досуг в России в XIX – начале хх вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурно-просветительская мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века. Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию. Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительные идеи и деятельность декабристов. Возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительной работе. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли Белинский и Герцен. Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые формы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна. Во второй половине XIX века получает развитие идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России (причины: отмена крепостного права, реформы 60-х годов, повлиявшие на экономическое и социально-культурное развитие общества). В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. Возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании заслуга земства. Процесс распространения грамотности оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание народных масс к культуре, образованию. Появлялись специальные внешкольные учреждения – Народные дома, получившие широкое распространение в 90-е г. XIX века. К 1914 г. В России было более 200 Народных домов. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки. Параллельно развивались народные театры – профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры (в начале века насчитывалось около 170 народных театров, их развитию помогали Станиславский, Собинов, Толстой и др. известные деятели русской культуры). Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Создаются «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучая кучка». Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули музеи. Появляются радио и кинематограф. Большое распространение получают спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов (цель: педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей); возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей. История зарождения и развития общедоступных клубных учреждений свидетельствует об их возникновении во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения (комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости). Все эти клубные общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования. Общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России. Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; возникновение вечерне-воскресных школ общества самообразования. Дом В.Д. Поленова – центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. Появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы. Воздействие церкви на содержание и формы досуга постепенно слабеет. Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходит переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социокультурной деятельности наций и народностей России. Общественность в социально-культурной сфере. Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы (буржуазное общество…) Многоплановость понятия "общественность". Соотношение понятий "общественность" и "аудитория". Пассивная и активная аудитория. Ситуативные факторы, превращающие латентную (скрытую) общественность в активную: осознание социокультурной проблемы; осознание возможных препятствий и ограничений в ее решении; степень включенности в поиск выхода из проблемной ситуации. Основные группы общественности, занятые в социально-культурной деятельности. Руководящий, производственно-творческий, вспомогательный и обслуживающий персонал социально-культурных учреждений. Сотрудники местных, общенациональных и специальных каналов массовой информации. Население, проживающее на территории сферы влияния того или иного социокультурного учреждения. Реальные и потенциальные инвесторы и доноры социокультурных проектов и программ. Государственные и местные муниципальные органы, в том числе представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Потребители, покупатели, клиенты, пользователи культурных продуктов и услуг, социально-культурных проектов и программ. Общественные группы и объединения лидеры, руководители и активисты политических, деловых религиозных, культурно-досуговых, экологических и других общественных организаций, партий и движений. Типология общественности по характеру рефлексии и коммуникационному поведению. Закон РФ "Об общественных объединениях" (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. Общественная организация: основана на членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей в социально-культурной сфере, имеет собственное имущество и права юридического лица (отдельные члены права собственности не имеют). Общественное движение: состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее культурозащитные, природоохранительные и иные аналогичные цели. Общественные фонды: разновидность некоммерческих фондов, не имеющая членства, ставят целью формирование имущества и его использование на общественно полезные начинания; устав и руководящий орган создаются учредителями или участниками путем избрания на съезде или конференции совета или правления фонда. Общественное учреждение: не имеет членства, ставит Целью оказание конкретного вида социально-культурных услуг; управление осуществляется лицом, назначенным учредителями; доходы от самостоятельной деятельности учитываются на отдельном балансе. Орган общественной самодеятельности: общественная организация самого различного профиля и наименования, не имеет членства, ставит целью удовлетворение потребности своих участников в совместном решении различных социальных и культурных проблем по месту жительства, работы или учебы. В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой, деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов — институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. Под общественностью понимается часть общества, активно реагирующая на происходящие в нём изменения. Чаще всего она организуется в коллективы. Форма таких коллективов различная местные жители, общественные организации, объединения потребителей, профсоюзы, предпринимательские союзы, органы местного самоуправления. Очевидно, что объединительным моментом в указанных группах будут личные, профессиональные или иные интересы. В законодательстве закреплены правовые критерии понятия «общественность». Под «общественностью» понимается одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и, в соответствии с законодательством или практикой, их ассоциации, организации или группы. Таким образом, и одно лицо и группа лиц, объединённых в организацию, вполне соответствуют определению «общественность». Необходимо понять различие между двумя на первый взгляд родственными понятиями Общественность и Аудитория. Под Аудиторией, мы будет подразумевать не помещение, где мы слушаем лекции, а участников досуговых занятий, слушателей и зрителей массовых мероприятий. Аудитория может подразделяться на реальную и потенциальную. Первую составляют те, кого организаторы социально-культурной деятельности смогли привлечь к различным формам культурно-досуговой деятельности. Потенциальная аудитория - это та часть коллектива или жителей населенного пункта, которых предстоит работникам еще привлечь к работе социально-культурных институтов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.011 с.) |