Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перемены в общественно-политической жизни автономии в 1985-1991 гг.

Поиск

Проблема. Какую роль сыграли общественные объединения в определении перспектив развития региона?

Плюрализм, ослабление политического диктата КПСС создали условия для проявления различных видов политической активности. В Горном Алтае на волне экологического движения возникают самостоятельные национально- политические организации и партии - отделения общероссийских. Особенностью этого политического процесса было заметное отставание от центра, толерантность выдвигаемых принципов и требований.

В декабре 1989 г. была учреждена общественная организация «Эне Тил» (алт. - Родной язык). Своим приоритетным направлением деятельности она избрала решение вопросов, связанных с культурным возрождением алтайского народа. Инициативными активистами нового объединения стали В. Э. Кыдыев, М.М. Сазанкин, С.С. Темеев, В.А. Тоенов, А. И. Тодошев. Организация нашла поддержку как у руководства области, так и большинства алтайской интеллигенции. Менеечем за год в райцентрах области и г. Горно-Алтайске были созданы ее отделения. Это свидетельствовало о том, что такая общественная организация оказалась востребованной в период возрождения этнического самосознания алтайцев. Представителями национальной алтайской элиты началась переоценка своей собственной истории, культуры, духовных, материальных традиций и потенциала.

Начался процесс самоидентификации алтайских родов и выдвижение их инициативных участников - лидеров в руководители (зайсаны) родов. Через образование родовых и общественных организаций сторонники этнического возрождения предприняли попытку привлечь внимание к таким проблемам как соз­дание и реализация программ, направленных на возрождение национальной культуры, традиций и обычаев, промыслов и ремесел, воспитание духовности, выявление и сохранение памятников природы, археоло­гии и древней культуры кочевников.

Последующим этапом этнокультурного процесса явился поиск алтайцами своей конфессиональной принадлежности. Дискус­сии по этой проблеме среди алтайской и русской политических и культурных элит начались с конца 1980-х гг., которые, естественно не могли не оказать своего влияния на развитие массового сознания этносов.

В конце мая 1991 г. была образована первая религиозная ал­тайская община «Ак-бурхан» (рус. - Белый Бог), лидером которой стал из­вестный в регионе журналист А. Санашкин. Община ставила перед собой задачу исследовать исторические корни религиозных воззрений алтайцев, для чего установила связь с буддистским центром в Бу­рятии, направила на учебу в буддистский дацан ал­тайских юношей

Активисты общественной жизни региона принимали участие в обсуждении проблемы повышения правового статуса автономной области и дальнейшего полно­ценного развития коренных народов. Создание и развитие этнополитических организаций в Горном Алтае происходило в одно время с политическим возрождением коренных этносов в соседних регионах. Видную роль в деле налаживания этих контактов, координации рабо­ты общественно-политических организаций хакасов, телеутов, шорцев, ку­мандинцев, чалканцев сыграл алтайский писатель и публицист Б.Я. Бедюров. Своими выступлениями в центральных и местных средствах массовой ин­формации по этническим вопросам, он содействовал претворению в жизнь планов и проектов возрождения исчезающих этносов в Сибирском регионе. В конце 1991 г. была создана объединенная «Ассоциация се­верных этносов Алтая», которую возглавил А.В. Юданов.

Процесс суверенизации регионов затронул и национальные чувства ка­захского населения. В мае 1990 г. было создано об­щество «Берлик» (казах. - Единство). Программные цели новой национально-культурной организации были схожи с идеями, ранее выдвинутыми «Эне Тил»: развитие национальной культуры, языка, бытовых традиций и обычаев в современных условиях, подготовка национальных кадров, пере­смотр системы образования и воспитания в сторону внедрения в жизнь тра­диционных национальных установок. Однако в по­следующем национальное движение казахского населения Горного Алтая вылилось в его массовый отъезд из Горно-Алтайской автономной области в Казахстан.

В отличие от этнонационального и культурного возрождения коренно­го населения Горного Алтая, «русская волна» этого процесса началась гораз­до позже. В сентябре 1991 г. было создано «Общество ревнителей русской истории и культуры», состоящее из преподавателей и части студенчества, жур­налистов и работников культуры. Первые шаги общества выразились в прове­дении мероприятий культурно-патриотической направленности, в выпуске собственных стенгазет.

Все эти и другие организации, объединения, ассоциации, яв­ляли собой не что иное, как результат рефлексии различных этнических групп на меняющуюся национальную политику государства, на крушение старой советской политико-правовой и социально-экономической модели. Широкий спектр действий этнических группировок от борьбы за сохра­нения экологии и национальной культуры, традиций и обычаев, до создания политических блоков было ответом на­циональных элит региона на меняющуюся систему общегосудар­ственного масштаба.

Появление политических течений в Центральной России и начавшееся в дальнейшем противостояние двух ведущих политических сил - демократи­ческой и коммунистической, естественно, не могло не оказать воздействия на периферию. Укрепление позиций демократов, активная критика ими совет­ского строя, требования коренного переосмысления господствующей обще­ственно-государственной идеологии, участие в выборах в законодательные органы всех уровней, конечно, не могло не содействовать развитию и распро­странению так называемой «Демократической волны» от Москвы к окраинам. Были образованы «Демократическая партия России», «Демократический Союз России», «Демократический выбор». Филиалы этих объединений появились и в Горном Алтае. 27 октября 1990 г. в Горно-Алтайске состоялась учредительная конференция демократических сил Горного Алтая.

Программа горно-алтайского отде­ления «Демократической партии России» полностью повторяла идеи, декларируемые центральными органами. Проти­востояние коммунистической идеологии, борьба за власть, как в центре, так и на местах, ориентация общественного мнения на политико-экономические, культурные ценности евро-американского сообщества и отказ от социалисти­ческого развития. Ме­стные демократы не придали значения этнокультурному возрожде­нию народов, проживавших на территории Горного Алтая, и на первых порах даже не участвовали в процессе становления организаций и обществ этниче­ского толка. Их лидеры В. Пиунов, С. Зубакин, В. Сат, А. Ефимов регулярно связывались с московским руководством партии, получая от него указания и советы по ре­шению на местах задач текущего момента, прежде всего в связи с выборами в местные органы власти.

Будучи сторонниками карди­нального переустройства существующей государственной модели, местные демократы довольно прохладно воспринимали стремление руководства об­ласти и других общественно-политических объединений повысить государ­ственно-правовой статус автономии алтайского народа.

Появление крупных общественно-политических блоков в Горном Алтае (1993 г.) было следующим этапом общественно-политического развития региона. Тогда в Горном Алтае поя­вилось три ведущих политических объединения: «Союз патриотических сил», «Гражданское согласие» и «Выбор Алтая». Создание и деятельность этих общественных блоков со­действовало в конечном итоге подъему политической активности населения региона.

Таким образом, провозглашенная в середине 1980-х гг. «перестройка» и последовавший затем распад Советского Союза привели к идейному и нравственно-духовному кризису общества. Для общественной жизни республики Алтай этого периода были присущи острейшая борьба различных политических группировок, разброс идеологических установок, смена духовно-нравственных ориентиров.

Вопросы и задания:

1. В чем заключались программные цели общественной организации «Эне Тил»? Удалось ли их выполнить в обозначенный период?

2. Что объединяло и разъединяло активистов общественно-политической жизни региона?

3. Подготовьте сообщение об одном из активистов общественного движения за возрождение национальной культуры.

4. Выскажите свое аргументированное суждение о роли демократов в общественно-политической жизни региона.

 

§ 10. Культура, наука и образование в 1985-1991 гг.: новые процессы и явления

Проблема. Каковы главные приобретения и потери в культуре эпохи «перестройки»?

Искусство. В годы «перестройки» началась новая волна возрождения народного творчества и появления творческих коллективов. Источником вдохновения стало алтайское, русское народное творчество - фольклор. Историческим событием в культурной жизни региона следует считать создание в 1986 г. национального фольклорного ансамбля «Алтай», который внес достойный вклад в развитие профессионального искусства и подготовку квалифицированных кадров. Инициатором создания и художественным руководителем ансамбля был В.Е. Кончев.

В 1986 г. встал вопрос о выходе из Алтайской краевой организации и создании областного Союза художников. В то время в Горном Алтае жили и работали более 30 художников, имевших высшее и среднее специальное образование, 10 из них были являлись членами Союза художников России. Основу организации составили живописцы В.Д. Запрудаев, А.А. Таныш, С.К. Янсон, графики З.В. Янсон, В.П. Чукуев, И.И. Ортонулов, скульпторы А.В. Гурьянов, В.И. Хромов, К.И. Басаргин, сценограф С.В. Дыков, искусствовед В.И. Эдоков, а также скульпторы Г.П. Махринская и П.П. Богомолов – выпускники Киевской академии художеств, члены Союза художников СССР. Учредительное собрание состоялось 8 января 1988 г. Первым председателем был избран В.П. Чукуев.

Литература. Поколение поэтов, вошедшее в литературу в 1980-е гг. (К. Кошев, Б. Самыков, К. Тепуков, Д. Белеков, Б. Бурмалов, Г. Елемова, С. Сартакова и др.) тяготели к поиску собственных корней, продолжению национальных поэтических традиций. К осмыслению актуальных проблем современности в широком контексте: мир и человек, человек и его место в жизни и т.д. Каждый из них издал по несколько сборников на родном языке, а их переводы опубликованы в сборнике «Когда цветет маральник» (1985 г.).

В 1986 г. стал выходить литературно-художественный и общественно-политический журнал «Эл Алтай», ставивший задачу расширить интеграционные процессы в литературе региона. В это десятилетие проявляются новые имена в русской лирике: Н. Балакирева, О. Бондарчук, Ю. Гаева.

Библиотеки. В 1980-е годы библиотеки области оставались одним из важнейших социокультурных институтов. Работали свыше 160 библиотек, количество посетителей которых составляло около 110 тыс. человек. Основными направлениями деятельности библиотек региона являлись: информационная и краеведческая работа, экологическое просвещение населения, организация досуга. Работники библиотек проводили книжные выставки, лекции, беседы, литературные викторины. На функционирование библиотек начала 1990-х гг. повлияли известные перемены в сфере культуры страны этого времени. Это устранение идеологического контроля и диктата, отмена цензуры, свобода слова, творчества. Новые условия позволили усилить краеведческую работу. Библиотечные фонды республики комплектовались изданиями, отражающими национальные достижения в области науки, производства, культуры и других сферах. В данном направлении заметна роль областной библиотеки им. М.И. Калинина. Здесь, начиная со второй половины 1980-х гг., отмечался интенсивный рост краеведческого фонда, с исчерпывающейся полнотой накапливалась в документальной форме духовная культура коренного этноса, собирателями и хранителями которой являлись сотрудники отдела краеведения и национальной библиографии.

Музей. Фондыстарейшего культурного учреждения региона – областного краеведческого музея в эти годы активно пополнялись археологическими коллекциями, материалами об участниках Великой Отечественной войны. Это награды, фронтовые вещи, фотографии, письма. С помощью этих реликвий была сформирована интересная экспозиция. Работники музея проводили встречи с художниками, учеными, писателями, выезжали с лекциями в районы области.

В начале 1990-х гг. с ростом демократизации общества экспонаты музея стали рассматриваться как часть культурного наследия народов Горного Алтая. Активную поисковую и исследовательскую работу вели районные краеведческие и школьные музеи.

Сельские клубные учреждения. В изучаемый период клубы на селе оставались центром культурной жизни и досуга. Все культурно-массовые мероприятия: праздники, концерты, творческие вечера, конкурсы проводились в клубах. В этих учреждениях функционировали различные кружки, которые посещали как взрослые, так и дети. Большое внимание уделялось народному творчеству. Проводились разнообразные конкурсы – исполнителей эстрадных, народных песен, танцевальные и др.

В перестроечный период именно в среде сельских клубных работников зародилась идея проведения региональных национальных праздников, таких, как Эл Ойын, Масленница, Наурыз.

По мнению исследователя Э.Г. Торушева, проведение праздника Эл Ойын можно назвать отсчетом начала возрождения традиционной народной культуры алтайцев. Праздник был впервые проведен в 1988 г. в с. Ело Онгудайского района.

Ф.19. Открытие I-го Эл Ойына. С. Ело. 1988 г.

В 1990 г. он прошел в с. Шыргайты Шебалинского района. На Эл Ойыне участвовали лучшие спортсмены и коллективы художественной самодеятельности районов, соревнуясь между собой, демонстрируя свои таланты, костюмы, изделия народных промыслов.

Работники сельских клубов инициировали и праздники родов (сеоков). Так, в 1988-89 гг. в Онгудайском районе по инициативе членов рода майман, в том числе художника Б. Киндикова, работников культуры Б.Я. и А.М. Епишкиных было созвано собрание членов этого рода. Вслед за ними провели свои праздники представители сеоков мундус, иркит, тодош.

Массовые коммуникации. Областные газеты «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» в период «перестройки» стали больше публиковать статьи по истории и краеведению, культуре и изобразительному искусству, отзывы на спектакли, литературные страницы. Благодаря таким материалам газеты становились интересными, расширялся круг читателей. В 1994 г. стала выходить негосударственная газета «Постскриптум», сразу обретшая своего читателя.

Событием культурной жизни области стал первый выпуск телепередачи на алтайском языке «У очага». Это произошло 30 октября 1988 г. Вел передачу журналист В.С. Торбоков. За 45 минут эфирного времени ему удавалось охватить все важнейшие события Горного Алтая. Особое внимание обращалось на национальные традиции, культуру, язык. Героями телесюжетов были поэт П. Самык, художник И. Ортонулов, литературный критик В. Чичинов и другие видные деятели литературы и искусства.

Таким образом, в 1985-1991 гг. в сфере образования, науки и культуры происходила ломка устоявшихся взглядов и стереотипов, зарождение новых направлений и течений. Процессы демократизации общественной жизни вызвали подъем духовного состояния народа, усиление интереса к традиционной культуре.

Вопросы и задания:

1. Каковы основные направления развития культуры в период «перестройки»?

2. Выясните, в чем проявились трудности в развитии культуры в период «перестройки»

3. Используя воспоминания деятелей культуры. Выявите специфику восприятия эпохи человеком искусства. Кто, на ваш взгляд, был ярким выразителем идей этого времени.

4. На основе проведенной исследовательской работы подготовьте доклад «Новое имя в литературе Горного Алтая»

 

Раздел II.

ГОРНЫЙ АЛТАЙ в 1991 – 2000-е гг.

Тема 5. Образование и развитие Республики Алтай (1991-2000 гг.)

В условиях продолжавшегося экономического кризиса в стране был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Неудачи в реформировании общества подтолкнули автономии к поиску выхода из кризиса через сохранение целостности Российского государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.009 с.)