Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая мысльСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью. 4.2. Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол. 4.3. Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. Первым в русской литературе таким произведением стало Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. 4.4. Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывают о событиях смутного времени: Сказание Авраамия Палицына, Новая повесть о преславном Российском государстве и др. 4.5. Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть. 4.5.1. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке - О Навуходоносоре царе и Притча о блудном сыне. С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника Вертоград многоцветный и Рифмологион, воспевающих Российское государство и его правителей. 4.5.2. В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок (Сказание о куре и лисице). 4.5.3. К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе-Злосчастии воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей. 4.5.4. В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд Оглавление книг, кто их сложил, автором которого считают С.Медведева. 4.5.5. Монах К.Истомин написал книгу энциклопедического содержания Полис. 4.6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражающая развитие общественно-политической мысли. 4.6.1. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова. 4.6.2. Под влиянием бурных социальных процесов смутного времени зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении Думы политичны, написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи общего блага и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении равноправного суда монарха над всеми подданными. 4.7. Все большую популярность приобретает переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках Великое зерцало и Римские деяния. Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили Повесть о Бове королевиче (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде (переведена с польского), Повесть о Еруслане Лазаревиче ( попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие. 4.8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика - события смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках (Разбойничий дуван) и о Степане Разине (Смерть Разина). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений. АРХИТЕКТУРА 5.1. В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. 5.1.1. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. 5.1.2. Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д. 5.1.3. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождающийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводит к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов. 5.2. Активное каменное строительство начинается в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл Приказ каменных дел, который объединял лучших отечественных мастеров. 5.2.1. В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы - в Ярославле, Костроме и других городах. 5.2.2. Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили солнечные плитки - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли каменным узорочьем (или дивным узорочьем). Этот стиль распространятется как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле)строительство. 5.2.3. В 40-70-х годах усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют нарышкинским барокко). Характерные черты московского барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина. Наличие в названии итальянского слова барокко иногда приводит к ошибочному утверждению, что нарышкинский стиль является одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI-сер. XVIII вв. архитектурного стиля барокко. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. Нарышкинский стиль - это оригинальное и самобытное направление русского зодчества. 5.3. В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество, уходящее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками восьмым чудом света. Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова дворец представляет собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости. ЖИВОПИСЬ 8.1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов. 8.2. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников)и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых). 8.2.1. Годуновский стиль характенризуется ориентацией на монументальные традиции рублевско-дионисиевской эпохи. 8.2.2. Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, изощренный рисунок, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, использование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин. 8.2.3. В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усиливаются элементы своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наиболее известная работа Ушакова - икона Троица (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов. 8.3. После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове). 8.4. Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona - личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной - писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова и другие). ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В XVII в. продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерскиеМосковскогоКремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д. Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д. ТЕАТР 10.1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества. 10.2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления ставили по праздникам 10.3. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы масленицы и др.), выступления скоморохов. ИТОГИ 11.1. Русская культура ХVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования ХVIII в. 11.2. Переходный период характеризуется острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения. 11.3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявились в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира. 11.4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры. 11.5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было форомирование русской национальной культуры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему ХVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Покажите на примере изобразительного искусства (литературы, архитектуры), что в русской культуре этого периода старина и новизна перемешались. 2. В чем выразился процесс обмирщения русской культуры ХVII в.? 3. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в конце ХVII в.? Докажите, что московское барокко является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества. 4. В чем проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.? 5. Согласны ли Вы с утверждением, что русская культура развивалась в рамках общеевропейской? Обоснуйте свое мнение. литература
Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910.
Тема 20. Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ 1.1. Насущная необходимость преобразований вызывалась следующими факторами: 1.1.1. Экономическое, а следовательно и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. 1.1.2. Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах; 1.1.3. Бунташный характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии; 1.1.4. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
1.2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в. 1.2.1. В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет как увеличения площадей пахотных земель, так укрепления системы крепостничества; 1.2.2. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма; 1.2.3. В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии; 1.2.4. Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу); 1.2.5. В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией. 1.3. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны. Характер реформ 2.1. По методам проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху. 2.2. По социальным последствиям. Однако внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию. 2.3. По социально-политическому содержанию реформ. Они укрепили самодержавие, создали бюрократию, и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические. 2.4. С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами: - поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; - ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; - растущей централизацией и бюрократизацией управления. Начало правления 3.1. Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича от второй жены - Н.К Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана - сына царя от первой жены - М.И. Милославской. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе). 3.2. Формирование личности царя-реформатора. Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе православного царя, они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались потешные полки - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию. Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и методы реформ. 3.3. Начало самостоятельного правления Петра1. 3.3.1. Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов: -Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового государя различных послаблений и улучшений жизни; -патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства; - неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В.В. Голицына. Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах. Это правление, по словам Б.И. Куракина, было весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная. Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. 3.3.2. Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов. 3.3.3. Великое посольство. Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись: - укрепление и расширение антитурецкого союза; - приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; - личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые православный царь, покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на нечистую землю иноземцев. 3.3.4. Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за испанское наследство Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки: - он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции; - сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение; - обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
3.4.6. Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков. 3.5. Первые преобразования. 3.5.1. Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций. 3.5.2. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением латинской, т.е. католической ереси). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки старинных нравов, поэтому именно резанье бород стало первым шагом реформатора-самодержца. 3.5.3. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора даточных людей (с 1705 г. утвердился термин рекруты). 3.5.4. Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале. 3.5.5. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.012 с.) |