Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 29. Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы

Поиск

В межвоенный период (20 - 30 гг) общественно-политическая жизнь в республики, как и во всей Советской стране в целом, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими прорцессами, которые происходили в те годы: трудовой энтузиазм сочетался с его страхом перед беззаконием; стремление сроить социализм и лишения; обращение к нроду и рост бюрократизма. Строился социализм как понимали его руководители государства в 20-ые гг: 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника вообще; 3) создание глубоко идеализированного общества. Эту мысль чётко выразил секретарь ЦК ВКП(б) В.Молотов: "Ведь в чём, собственно говоря, заключается социализм, - управлять государственным хозяйством". На практике постепенно утанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выживались "враги", поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то. Чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.

В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) рассширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции - курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики:

1) усилилась директивная система управления;

2) возросла роль партийно-государственного аппарата;

3) система законов подгонялась под линию партии;

4) страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий;

5) руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующей офицальной политики, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались.

Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Это положение вождя стало теоритической базой массовых необоснованных репрессий. В Беларуси как и в целом по СССР эти деформации в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам.

Следует отметить три устоя, на которых сформировался сталинизм:

1) абсолютизация и догматизация марксизма;

2) создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия);

3) абсолютизация насилия.

В Беларуси политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников в белорусском национальном движении. В1930-31 гг - дело о "нацдемовской контрреволюционной организации". Потом процессы над участниками исторических "Объединённого антисоветского подполья", "Белорусской народной грамады". Шёл постоянный процесс поиска "врагов"и "вредителей". В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек [2, 305]. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности.

Массовые репрессии были вызваны:

1) устранением "опастных" для режима деятелей;

2) стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма;

3) свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике;

4) держать в повиновении народ (выросло новое поколение);

5) иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов.

В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется

"административно-командная" (разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.

Были конкретные причины формирования токой системы.

Объективные:

1) низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года;

2) подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень граммотности и культуры;

3) отсутствие демократических традиций;

4) стремление большей части населения к сильной власти как заступнице.

Субъективные:

1) утверждение однопартийной системы;

2) отсутствие четкой концепции строительства социализма;

3) всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата;

4) неограниченная власть и обожествление И.Сталина;

5) ликвидация всех лиц и форм оппозиции;

6) умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация;

7) низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование).

Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженник был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения.

Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народнохозяйственной деятельности на всех уровнях - от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.


 

Вопрос 31. Рыжская мірная дамова ў гісторычным лёсе беларускага народа.

18 сакавіка 1921 г. у Рызе быў падпісаны мірны дагавор паміж Савецкай Расіяй, Укпаінай і Польшчай. Згодна з дагаворам, заходнія землі Беларусі, тэрыторыі сучасных Брэсцкай і Гродзенскай абласцей, частка Мінскай вобласці (без Мінска) і Віцебскай адышлі да Польшчы. Тэрыторыя склала больш за 100 тыс. Кв. км, на ёй жыло звыш 4 млн чалавек. Акупацыя гэтых тэрыторый Польшчай працягвалася аж да 17 верасня 1939 г.

Характэрнай асаблівасцю Рыжскага мірнага дагавору з’яўляецца тое, што ў яго заключэнні не прынялі ўдзелу прадстаўнікі Беларусі. Перададзеная ў склад Польшчы Заходняя Беларусь мела тэрыторыю ў 113 тыс. кв.км (палову цяперашняй Рэспублікі Беларусь) з насельніцтвам 4,6 млн. чалавек.
У склад яе адышлі тэрыторыі сучасных Гродзенскай, Брэсцкай, паўночна-заходнія часткі Віцебскай і Мінскай абласцей, а таксама тэрыторыя Беластоцкай. Праз распаўсюджанне сваёй сістэмы народнай адукацыі, культуры і мовы ўлады Польшчы імкнуліся апалячыць беларусаў У выніку з 400 беларускіх школаў, якія існавалі на тэрыторыі Заходняй Беларусі да яе акупацыі Польшчай, у 1928 годзе засталося толькі 29, а пад канец 1930-х гадоў – ніводнай. Праводзячы палітыку паланізацыі і прымусовай асіміляцыі беларускага насельніцтва, польскія ўлады закрылі 2 настаўніцкія семінарыі і 8 беларускіх гімназій.
Вынікам такой палітыкі стала тое, што ў канцы 1930-х гадоў каля 35% насельніцтва Заходняй Беларусі засталося непісьменным.
Вялося наступленне і на беларускамоўныя сродкі масавай інфармацыі. Калі ў 1927 годзе ў Заходняй Беларусі легальна выдаваліся 23 беларускамоўныя газеты і часопісы, то ў 1930 г. іх стала 12, а ў 1937 г. – 8. Пад канец 1930-х гадоў такіх выданняў амаль не было. Таму на працягу 20 гадоў знаходжання пад Польшчай на такую антынародную акупацыйную палітыку польскіх улад народ Заходняй Беларусі адказваў актыўнай барацьбой за свае сацыяльныя правы і нацыянальнае вызваленне. Несумненна, гэтая барацьба беларускага народа садзейнічала набліжэнню таго доўгачаканага часу, калі адбылося яго ўз’яднанне ў адзінай сям’і.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.009 с.)