Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 42. Общественно-политическая и социальная жизнь в к 40-50 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Победа в Великой Отечественной войне породила у многих граждан республики надежды на улучшение жизни. Демобилизованные офицеры и солдаты, многие из которых познакомились с жизнью европейских стран, по-новому, более критически стали относиться к окружающей действительности, надеялись на перемены в общественно-политической жизни. Однако исход войны еще больше укрепил диктаторский режим. Сталинская пропаганда связывала победу над фашизмом только с "мудрым руководством" партии и Сталина.
Сталинский режим стремился не только восстановить, но и укрепить свои идеологические и хозяйственные структуры. При этом учитывалось, что население оккупированных немецкими фашистами территорий узнало правду о репрессиях накануне войны, о своей истории, поэтому власти относились к освобожденному населению с недоверием, подозрительностью. Л. Цанава, который накануне и в первые послевоенные годы возглавлял НКВД БССР, считал, что все, кто не принял активного участия в партизанской борьбе - предатели. В тюрьму были брошены многие минские подпольщики, партизанские связные, бывшие военнопленные. Был арестован ряд деятелей Компартии Западной Беларуси. Готовилась расправа и над секретарем Гродненского обкома С.О. Притыцким. В 1951 г. был необоснованно обвинен в сговоре с "югославскими ревизионистами", в троцкизме Нарком просвещения М.В. Саевич. В Беларуси большим авторитетом пользовался первый секретарь ЦК КП(б)Б и Председатель правительства республики П.К. Пономаренко. Это вызывало недоверие И. Сталина. Вместо П.К. Пономаренко был прислан секретарь Пермского обкома Н. Гусарев. Новое руководство активизировало борьбу с национальным движением и ускорило процесс коллективизации в Западных областях Беларуси. В 1944-1946 гг. на территории Западной Беларуси создавались группировки и организации оппозиционно настроенной молодежи. Весной 1946 г. в Слониме возникла подпольная организация, которая установила связь с патриотическими группами в Барановичском учительском институте и на Брестском железнодорожном узле. Главной задачей этой организации была защита национальных прав и свобод, борьба за сохранение и развитие белорусской культуры, языка, пропаганда своего видения истории. В конце 1946 г. подпольные группы стали действовать в Жировичском сельхозтехникуме, Ганцевичском педучилище. В июне - августе 1947 г. члены этих организаций были арестованы. Их дело было рассмотрено в военных трибуналах в Барановичах и в Минске. В начале 1946 г. в Глубокском педучилище возникла организация "Союз белорусских патриотов", к которой присоединилась группа из Поставского педучилища. В это же время в Минске, а также в Молодечненской и Пинской областях действовала организация "Свободная Беларусь". В феврале 1947 г. эти организации были раскрыты, а их члены осуждены на сроки заключения от 5 до 25 лет. В первые послевоенные годы продолжали вооруженную борьбу против советской власти остатки польской Армии Краевой, Украинской повстанческой армии, банды немецких прислужников, которые не успели сбежать со своими хозяевами. Жертвами их стали не только партийные и комсомольские активисты, врачи, учителя, военнослужащие, но и простые крестьяне. Так, в феврале 1946 г. бандиты совершили 120 убийств, 190 грабежей и 18 разбоев. Последние бандитские формирования были ликвидированы только к середине 1952 г. В послевоенные годы велась борьба с так называемым космополитизмом, преклонением перед Западом. В этом были незаконно обвинены многие крупные ученые, в том числе президент Белорусской академии наук А.Р. Жебрак. Были признаны безыдейными пьеса К. Крапивы "Милый человек" и ошибочной пьеса А. Кучера "Заложники" и др. В республике возобновились аресты писателей, причем некоторых арестовывали неоднократно. Такое испытание прошли Г. Березкин, С. Граховский, А. Александрович, Микулевич, С. Шушкевич и др. В феврале 1948 г. на одной из улиц Минска был найден мертвым руководитель Московского государственного театра, бывший председатель еврейского антифашистского комитета в 1941-1945 гг. С. Михоэлс. Ведущим звеном командно-административной системы оставалась Коммунистическая партия. В ее руках были сосредоточены рычаги государственного и хозяйственного руководства. Формальный характер носила деятельность советов всех уровней. Они фактически подчинялись партийным органам, не были самостоятельны в принятии решений и ограничены в своей деятельности. В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР, в феврале 1947 г. - в Верховный Совет БССР, в январе 1948 г. и декабре 1950 г. - в местные Советы. Однако выборы не были свободными, демократичными и проходили по заранее разработанному сценарию. В сложном положении находились профсоюзы. Партийные организации руководили на местах выборами фабрично-заводских и местных комитетов и даже приемом в профорганизации новых членов. В октябре - ноябре 1948 г., в связи с ликвидацией института уполномоченных ВЦСПС по союзным республикам, создаются белорусский республиканский и областные советы профсоюзов. Это несколько оживило профсоюзное движение в республике. Свое влияние на молодежь Компартия оказывала через комсомол. В начале 1949 г. в ЛКСМБ насчитывалось 316,9 тыс. юношей и девушек. Секретарями ЦК ЛКСМБ в первые послевоенные годы были К.Т. Мазуров и П.М. Машеров, которые стали известными политическими деятелями. Однако советы, профсоюзы и комсомол создавали в обществе только видимость демократии. Они не столько выражали и защищали интересы трудящихся, молодежи, сколько направляли их труд на возрождение страны. В республике действовали общесоюзные общественные организации: ДОСААФ, спортивные и культурные объединения, членство в которых для большинства трудоспособного населения было обязательным. Значительным событием в общественно-политической жизни Беларуси в первой половине 1950-х гг. стало движение за запрещение атомного оружия. На воззвание Постоянного комитета сторонников мира к руководителям государств о запрещении атомного оружия в Беларуси проходил сбор подписей, митинги в поддержку этого воззвания. Была создана Республиканская комиссия содействия Советскому комитету защиты мира. Председателем этой комиссии был Я. Колас. Вопрос 43. Сацыяльна-эканамічнае развіцце Беларусі ў 60-80 гг.
Вопрос 44. Образование, наука и культура Беларуси во 2 пол. ХХ века В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние - в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. - около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ - интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование. Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них - с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов. Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965-1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шамякина "Сердце на ладони ", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Черный замок Ольшанский" и др. В 70-е - первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др. Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др. В настоящее время всем известны мемориальные комплексы "Хатынь (открыт в 1969 г.), "Брестская крепость-герой", Курган Славы под Минском. Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг. были значительны.
Вопрос 44 Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси ", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси. В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку - в 4 раза. . Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси". Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как "Казимир Лыщинский", "Князь Витовт", "Шляхтич Завальня", "Тутэйшыя", "Знак беды", "Крест Ефросиньи Полоцкой" и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета "Страсти" ("Рагнеда"). Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы Несвижа", "Минская весна", "Белорусская сакавица", декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске. Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины. Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических). 17 декабря 1992 г. был принят "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях". Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям. Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.013 с.) |