Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь населения Горного Алтая после войны

Поиск

Проблема. Почему не оправдались ожидания людей «Вот после войны заживем!»?

Население Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны понесло значительный урон. Особенно в сложной ситуации оказалась колхозная деревня. Помимо материальных ли­шений, она испытывала острый недостаток в рабочих руках. Все население колхозов и совхозов (с учетом возвратившихся по демобилизации) уменьшилось к концу 1945 г., по сравнению с 1940 г., на треть, а число трудо­способных – почти наполовину. Особенно заметно сократилось число тру­доспособных мужчин. Понизился, по сравнению с довоенным временем, и уровень материальной обеспеченности колхозников. Если до войны колхозы выделяли для распределения по трудодням в среднем до 20% зерновых и бо­лее 30% своих денежных доходов, то в 1945 г. эти показатели сократились до минимума. В большинстве хозяйств области оплата труда была чисто симво­лической. В силу этого, основным источником существования сельчан - да и горожан - были доходы, получаемые от личных подсобных хозяйств, раз­витие которых (путем увеличения ставок сельскохозяйственного налога с них) ограничивалось государством. Лишь в начале 1950-х гг. ситуация несколь­ко изменилась: увеличились размеры приусадебных участков, наметился не­который рост заработной платы, размер которой «дифференцировался» в за­висимости от отрасли.

Бедствием для страны стала засуха 1946 г., и экономические изменения 1946-1947 годов. Помогая голодающему населению, колхозы Горного Алтая «отдавали» государству почти две трети собираемого урожая, т.е. значитель­но больше, чем сдавали они в годы войны. Это обрекало население областей, не пострадавших от засухи, в том числе и Горного Алтая, на массовый голод. Особенно высока была смертность среди детей. В результате этого бедствия, повсеместно произошло значительное сокращение сельского населения.

В решении возникших у населения проблем важную роль должен был сыграть рынок. Но он, как и вся торговая сеть области, оказался не готов к этому. С одной стороны, в распоряжении рынка не было необходимого количества и разнообразия продуктов, чтобы в полной мере удовлетворить потребности населения. Город и прилегающие к нему районы таким объемом продукции не располагали. Она была в «глубинке». Но сельчане не имели возможности доставить ее на городской рынок: у них не было транспорта, да и путей сообщения аймаков (не говоря уже об их насе­ленных пунктах) с областным центром не было.

После денежной реформы 1947 г., отмены карточной системы распределения товаров, правительство снизило цены. Эта мера сразу же привела к естественному увеличению спроса, в первую очередь, на те группы товаров, которых она коснулось в наибольшей степени, т. е. в ос­новном на промышленную группу. В то же время снижение цен почти никак не затронуло товары первой необходимости (хлеб, мука, растительное мас­ло, сахар, мыло, керосин и др.). Вообще в послевоенные годы сфера действия мате­риальных стимулов была сильно ограничена. Сказывались на этом, в первую очередь, неизжитые последствия войны: жесткая финансовая дисциплина и ограниченность ресурсов устанавливали различно­го рода «потолки», в том числе и по заработной плате. Поэтому трудовой подъем, духовный пафос восстановления были продиктованы в первые по­слевоенные годы не материальными интересами, а, главным образом, психо­логическими и идеологическими факторами.

Событием идеологического плана явилось переименование Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1948 г. Переименование было инициировано руководящими партийными и советскими органами области. Научное обоснование в идеологическом контексте тех лет было подготовлено историком Л.П. Потаповым. В протоколе заседания бюро Ойротского областного комитета партии от 8 декабря 1947 г. отмечалось, что «…термин Ойрот является синонимом терминов «калмык» или «западный монгол» и совершенно чужд алтайцам. Новое наименование (Горно-Алтайская) более точно определяет, во-первых, самоназвание населения (алтаец), во-вторых, подчеркивает географическое положение, так как область целиком расположена в Горном Алтае». Исследователи интерпретируют это событие как охранительную меру от возможного повторения политических репрессий в условиях апогея сталинского режима.

Условия труда колхозников почти не претерпели каких-либо изменений. Наблюдался недостаток рабочих рук, полное отсутствие механизации в большинстве хо­зяйств. Каждый колхозник обязан был выполнить установлен­ный законом (в 1939 г.) минимум трудодней. За его невыработку колхозник лишался приусадебного участка и даже свободы. Таким образом, доходы жителей зависели от оплаты труда в общественном хозяйстве и доходов с личного хозяйства. Существовали фонды помощи семьям инвалидов и погибших воинов, которые периодически оказывали денежную и материальную помощь семьям погибших. Инвалидам войны полагалось госу­дарственная пенсия. К сожалению, таковой не имели колхозники, за исключением председателей колхозов, специалистов сельского хозяйства и механизаторов, направленных на работу в колхозы из МТС. Со временем социальное пособие стало выплачиваться мно­годетным семьям и матерям-одиночкам.

10 февраля 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ». Учителям установили пенсии за выслугу лет (25 лет), утвердили порядок награждения правительственными наградами. Сельским учителям полагались дополнительные льготы, в том числе выделение домов и квартир, построенных за счет колхозов и совхозов.

Однако условия жизни большинства жителей Горного Алтая оставались тяжелыми. Совершенно не была решена жилищная проблема: многие из них, особенно горожане, жили в аварийных домах и квартирах, в приспособ­ленных для временного проживания помещениях - банях, бараках каркасно-насыпного типа, землянках и т. п. Не в лучшем положении находились и се­ляне, особенно, чей труд был связан с отгонным животноводством. Обычным для них жильем была примитивная избушка или юрта, в которой ютились и животноводы, и нарождавшийся молодняк. В том и другом случаях, естест­венно, не могло быть и речи о бытовом обслуживании населения. При отсутствии соответствующих условий, да и при занятости родителей в общественном производстве, заботу о детях должно было взять на себя государство. Но на первых порах оно не могло этого сделать. Лишь к началу 1950-х гг. начинает расти в области сеть детских яслей, садов, детских домов и пришкольных интернатов. Однако их было го­раздо меньше, чем это требовалось.

Медленно менялось состояние сферы бытовых услуг в Горном Алтае, особенно в сельской местности, где почти полностью отсутствовали ремонт­ные мастерские, парикмахерские, столовые и т.п. За каждой бытовой мело­чью селянину приходилось ехать в областной центр. Конечно, по сравнению с военным временем, условия жизни сельского населения Горного в первые послевоенные годы заметно улучшились. Однако алтайская деревня продолжала значительно отставать от города по уровню торгового, бытового и медицинского обслуживания, что влияло, в конечном счете, на сокращение сельского населения.

Налаживалась в послевоенные годы культурно-просветительская рабо­та на селе. В Горном Алтае она осуществлялась через систему клубных учре­ждений, изб-читален, библиотек, юрт-передвижек, Домов алтайки, газет и радио. Однако большинство культурно-просветительских учреждений нахо­дились в запущенном состоянии и не работали. В действующих же не хватало необходимого - киноаппаратуры, радиоприемников, музыкальных инстру­ментов, книг, журналов, ламп и керосина - единственного источника света при отсутствии электроосвещения.

Условия жизни и быта населения Горного Алтая в послевоенные годы явились «зеркальным» отраже­нием общего состояния послевоенной экономики.

Вопросы и задания:

1. Каковы были причины долгого изживания последствий войны в социальной сфере?

2. Выясните в ходе обсуждения в паре, почему усилился административный нажим в колхозах?

3. Используя фото из семейного альбома, опишите, как одевались в те годы в будни и в праздники?

4. На основе устных рассказов представителей старшего поколения составьте рассказ «Один день из жизни послевоенной деревни».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.009 с.)