Лекция №9: Опасности, которые ведут к чрезвычайным ситуациям и мероприятия снижения их последствий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №9: Опасности, которые ведут к чрезвычайным ситуациям и мероприятия снижения их последствий.



Лекция №9: Опасности, которые ведут к чрезвычайным ситуациям и мероприятия снижения их последствий.

Естественные опасности

В наше время человек способен полететь на Луну, мы много знаем о других планетах, но силы природы нашей собственной планеты все еще нами не покоренные. В наш цивилизованный, технически развитое время человечество остается зависимым от природных явлений, которые достаточно часто имеют катастрофический характер. Извержение вулканов, землетрясения, засухи, селевые потоки, снежные лавины, наводнения влекут гибель многих тысяч людей, наносят огромные материальные убытки.

Наибольшие убытки из всех стихийных бедствий влекут наводнения (40%), на втором месте — тропические циклоны (20%), на третьем и четвертом местах (по 15%) — землетрясения и засухи.

Стихийные бедствия — это природные явления, которые имеют чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушения и уничтожения материальных ценностей.

За местом локализации стихийные бедствия разделяют на:

літосферні (извержение вулканов, землетрясения, сдвиги, селе);

гідросферні (наводнения, снежные лавины, штормы);

атмосферные (ураганы, ливни, гололеда, молнии).

Иногда в учебной литературе используется деление стихийных бедствий на: тектонические, топологические и метеорологические.

Опасности техногенного характера

Пять тысячелетий потому, когда появились первые городские поселения, начала формироваться и техносфера — сфера, которая содержит искусственные технические сооружения на Земле. Конечно, тогда это были только элементы техносферы Настоящая техносфера появилась в эпоху промышленной революции, когда пара и электричество позволили многоразово расширить технические возможности человека, дав ей возможность:

а) быстро передвигаться по земной поверхности и создавать мировое хозяйство

б) углубиться в земную кору и океаны

в) подняться в атмосферу

г) создать много новых веществ.

Возникли процессы, не свойственные биосфере соблюдения металлов и других элементов, производство энергии на атомных электростанциях, синтез неизвестных до сих пор органических вещественных. Мощным техногенным процессом является сжигание ископаемого топлива.

В связи с использованием все больших энергетических мощностей люди вынуждены концентрировать энергию на небольших участках, причем чаще всего в пределах городов и других населенных пунктов. Идет пространственная концентрация синтетических химических соединений (их количество достигло 400 тысяч), большая часть которых ядовита. Вследствие этого резко выросло загрязнение окружающей среды, уничтожения лесов, опустелювання, все больше людей погибают в результате аварий на производстве и транспорте.

Аварии, вызванные нарушением эксплуатации технических объектов, за своими масштабами начали приобретать катастрофический характер уже в 20-30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная этими авариями, может сохраняться от нескольких дней до многих лет. Ликвидация последствий таких аварий нуждается в больших средствах и привлечении многих специалистов.

Авария — это опасное событие техногенного характера, который создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушения производственного процесса или наносит вред окружающей среде.

Согласно размерам и причиненному вреду различают легкие, средние, тяжелые и особенно тяжелые аварии. Особенно тяжелые аварии приводят к большим разрушениям и сопровождаются большими жертвами.

Анализ последствий аварий, характера их влияния на окружающую среду обусловил распределение их за видами:

- аварии с истоком сильнодействующих ядовитых веществ (аммиаку, хлору, серной и азотной кислот, чадного газа, серного газа и других веществ);

- аварии с выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду;

пожары и взрывы;

- аварии на транспорте но др.

Особенно тяжелые аварии могут привести к катастрофам.

Катастрофа — это крупномасштабная авария, которая приводит к тяжелым последствиям для человека, животного и растительного мира, изменяя условия среды существования.

Глобальные катастрофы охватывают целые континенты, и их развитие ставит под угрозу существование всей биосферы.

Аварии на транспорте

Необходимость транспорта в наше время не вызывает ни одного сомнения. Транспортные средства имеют большое позитивное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышения его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных приключений (ДТП).

Любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. Человек, который воспользовался услугами транспортного средства, находится в зоне повышенной опасности. Это предопределяется возможностью ДТП, катастрофами и авариями поездов, самолетов, морских и речных транспортных средств, травмами при посадке или выходе из транспортных средств или во время их движения.

* Автомобильный транспорт. В мире ежегодно в результате ДТП погибает
250 тысяч людей и приблизительно в 30 раз большее количество получает травмы.

Закон Украины «О дорожном движении» определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, создания безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей естественной среды.

Большое значение при авариях имеет психологический фактор, в частности эмоциональный стресс. Для пассажиров совсем не подготовленных и неосведомленных с обстоятельствами возможных аварий, этот фактор играет негативную роль. Люди, которые подготовлены, знают о возможных аварийных ситуациях, а также: о том, что делать при их возникновении, совершат меньше ошибок во время действительной аварийной ситуации, которая может спасти им жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый пассажир с целью повышения личной дорожно-транспортной безопасности знал потенциально аварийные ситуации, характерные для того или другого вида транспортных средств, услугами которого он воспользовался, кроме того, был хорошо осведомлен со средствами индивидуальной и коллективной защиты, которые находятся на транспортном средстве, и знал способы их использования.

* Воздушный транспорт. С момента возникновения авиации возникла
проблема обеспечения безопасности авиаполетов. В отличие от других видов
транспорта, отказа двигателей в полетах практически всегда приводят
к неминуемым катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире
происходит около 60 авиационных катастроф, в 35 из которых погибают все паса
жиры и экипаж. Около двух тысяч человеческих жизней ежегодно забирают авиационные катастрофы, а на дорогах мира ежегодно погибает свыше 250
тысяч человек. Следовательно, риск попасть под колеса машин в 10-15 раз
более высокий от риска погибнуть в авиакатастрофе. Анализ авиационных катастроф в мировом масштабе показывает, что общий шанс на спасение в авиакатастрофах при полетах на больших реактивных авиалайнерах значительно более высокий, сравнительно с небольшими самолетами.

Последствия при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротичного шока к тяжелым численным травмам. Это могут быть:

> повреждение тазовых органов

> органов брюшной полости

> грудной клетки

> ранение председателя

> шеи

> ожоги

> переломы, особенно нижних конечностей

> асфиксия, которая наступает в результате дыхания парами синильной кислоты, которая выделяется при горении пластиковых материалов корпуса самолета.

При катастрофах некоторых травм можно избежать, если придерживаться определенных рекомендаций. Эти рекомендации увеличивают шансы пассажиров на спасение в любой ситуации.

*Железнодорожный транспорт. Пассажиры железнодорожного транспорта также
находятся в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности
на железнодорожном транспорте является:

> железнодорожные пути

> переезды

> посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры осуществляют переезды. Постоянную опасность составляет система электроснабжения, возможность аварий,
столкновения, получения травм во время посадки или высадки. Кроме этого,
железнодорожными путями перевозятся опасные грузы: от топлива и
нефтепродуктов к радиоактивным отходам и взрывчатым веществам.

Наибольшую опасность для пассажиров составляют пожары в вагонах. Предопределяется это тем, что в вагонах (замкнутом пространстве) всегда находится большое количество людей. Температура в ячейке пожаров:! очень быстро повышается с образованием токсичных продуктов горения. Особенно опасными являются пожары в ночное время на больших гонках, когда пассажиры спят.

Соблюдение правил безопасности как пассажирами и машинистами, так и пешеходами значительно уменьшает риск попадания в чрезвычайные ситуации, а именно:

• при движении вдоль железнодорожного пути не позволяется подходить ближе, чем на 5 м к крайнему рельсу;

• на электрифицированных участках железнодорожного пути не подниматься на опоры, а также: не касаться спуска, который отходит от опоры к рельсам, а также: проводов, которые лежат на земле;

• железнодорожные пути можно переходить только в установленных местах (по пешеходным мостикам, переходах и тому подобное); перед переходом колей необходимо удостовериться у отсутствия потяга или локомотива и только после этого осуществлять переход;

• при экстренной эвакуации из вагона храните покой, с собой берите мільки то, что необходимо, большие вещи оставляйте в вагоне, потому что это ухудшит скорость эвакуации; оказывайте помощь в эвакуации пассажирам с детьми, пожилым людям, инвалидам и другим;

• подходя к переезду, внимательно проследите за световой и звуковой сигнализацией и положением шлагбаума; переходить колеи можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда не видно потяга;

• запрещается бежать по платформе вокзала вдоль потяга, что прибывает или отходит;

• во время прохождения потяга без остановки не стоять ближе два метров от края платформы;

• подходить к вагону позволяется только после полной остановки потяга;

• посадку в вагон и выход из него осуществлять только со стороны перона и быть при этом осторожным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;

• на ходу потяга не открывайте внешние двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также: не высовывайтесь из окон вагонов; при остановках потяга на гонках не выходите из вагонов;

• запрещается использовать в вагонах открыт огонь и пользоваться бытовыми приборами, которые работают от вагонной электросети (чайники, утюги и все такое); перевозить в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы;

• при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте осторожными, чтобы не попасть под встречное влеченье.

*Морской транспорт. Как и все другие виды транспортных средств, мореходность связана с возможностью аварий, катастроф и риском для жизни человека. Возможен риск для жизни человека на морских транспортных средствах значительно выше, чем на авиационных и железнодорожных видах, но ниже, чем на автомобильных.

В мировом морском транспорте ежегодно испытывают аварии свыше 8000 кораблей, из них погибает свыше 200 единиц. Непосредственную опасность для жизни во время аварии испытывают свыше 6000 людей, из которых около 2000 погибает.

Самая тяжелая в истории мореходности катастрофа пассажирского судна «Дона Пас» в районе Филиппин забрала 3132 жизни. Того же года в катастрофе английского пассажирского парома «Геральд офф фри ентерпрайз» погибли 1193 лица. При расследовании последней катастрофы оказалось, что непосредственной причиной стала коллективная ошибка капитана и команды. Человеческие ошибки привели к гибели технически исправных кораблей «Михаил Ломоносов» и «Адмирал Нахимов» при спокойном море и ясной погоде.

В процессе развития аварии при возникновении угрозы гибели корабля появляется необходимость принять меры для быстрой эвакуации пассажиров. Операция из эвакуации уже сама по себе связана с риском для жизни людей, особенно в условиях штормовой погоды. Наибольшая опасность возникает тогда, когда отговаривают устройства. Невозможность оставить в таких случаях корабль приводит к тому, что пассажиры теряют шансы на спасение и попадают в чрезвычайно сложную ситуацию. Риск для жизни пассажиров возникает при спуске на воду спасательных средств, а именно:

> при опрокидывании шлюпки

> сильных ударах о борт корабля и все такое.

Потеря шансов на спасение может возникать в результате неправильного использования спасательных жилетов или когда люди скачут из высоты 6-15 м из борта корабля, который тонет.

Гипотермия составляет главную опасность и для тех пассажиров, которые спасаются в шлюпках или на плотах.

Чтобы замедлить переохлаждение организма и увеличить шансы на выживание при низких температурах воды, необходимо председателя держать как можно выше над водой потому, что свыше 50% всех тепловитрат организму приходится на голову. Удерживать себя на поверхности воды нужно так, чтобы минимально тратить физические усилия.

Находясь на спасательном плоте, шлюпке или в воде, человек должен пытаться преодолеть панику, растерянность, верить в то, что ее спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.

Пожары и взрывы

Взрывы и их последствия — пожары, возникают на объектах, которые производят взрывоопасные и химические вещества. При горении многих материалов образуются высокотоксичные вещества, от действия которых люди погибают чаще, чем от огня. Раньше при пожарах выделялся преимущественно чадный газ. Но в последние десятилетия горят много веществ искусственного происхождения: полистирол, полиуретан, винил, нейлон, поролон. Это приводит к выделению в воздух синильной, соляной и муравьиной кислот, метанола, формальдегида и других высокотоксичных веществ.

Наиболее вибухо- и пожарноопасные смеси с воздухом образуются при истоке газообразных и ожиженных углеводных продуктов метана, пропану, бутану, этилену, пропилену и тому подобное.

В последнее десятилетие от трети до половины всех аварий на производстве связано с взрывами технологических систем и оборудования: реакторы, емкости, трубопроводы и тому подобное. Пожары на предприятиях могут возникать также в результате повреждения электропроводки и машин, которые находятся под напряжением, отапливаемых систем.

Определенный интерес (относительно причин возникновения) могут представлять данные официальной статистики, которые базируются на проведенных в США исследованиях 25 тысяч пожаров и взрывов:

• неисправность электрооборудования — 23%;

• курение в неподобающем месте — 18%;

• перегрел в результате трения в неисправных узлах машин — 10%;

• перегрел горючих материалов — 8%;

• контакты с горючими поверхностями через неисправность котлов, печей, дымоходов — 7%;

• контакты с пламенем, воспаление от пламени водки — 7%;

• воспаление от горючих частиц (искры) от установок и оборудования для сжигания — 5%;

• самозажигание горючих материалов — 4%

• зажжение материалов при розге и сварке металла — 4%.

Больше 63% пожаров в промышленности обусловленно ошибками людей или их некомпетентностью. Когда предприятие сокращает штаты и бюджет аварийных служб, снижается эффективность их функционирования, резко растет риск возникновения пожаров и взрывов, а также уровень человеческих и материальных потерь.

Войны

Война — это вооруженная борьба міме государствами (их коалициями) или социальными, этническими и другими сообществами; в переносном смысле слова — крайняя степень политической борьбы, враждебных отношений міме определенными политическими силами.

Наибольшее количество жертв через политические причины является следствием войны. Да, за время Второй мировой войны в СССР (1941-1945 гг.) погибло около 55 млн. лиц, было полностью уничтожено 1710 городов и 70 тысяч поселков. Во время вьетнамской войны в 1960-ые годы было убито около 7 млн. местных обитателей и 57 тысяч американцев. Кроме гибели людей и больших разрушений, военные действия наносят огромные убытки окружающей среде.

Ученые подсчитали, что более чем за четыре тысячелетия известной нам истории лишь около трехсот лет были абсолютно мирными. Войны на планете забрали уже свыше 4 млрд. человеческих жизней. Количество погибших резко росли с развитием средств уничтожения людей и расширением масштабов военных действий.

Наибольшую потенциальную опасность для человечества и естественной среды составляет ядерное оружие. Об этом свидетельствуют результаты атомной бомбардировки в августе 1945 года городов Хиросима и Нагасаки в Японии. Кроме смертельного облучения, произошло радиоактивное заражение почвы, растений, воздуха, зданий. Количество убитих составляли 273 тысячи лиц, под смертельное радиоактивное облучение попало 195 тысяч лиц.

Ядерное оружие было изготовлено и испыталась в СССР (1949), Великобритании (1952), Франции (1960), Китае (1964). В настоящий момент в научно-техническом отношении к производству ядерного оружия готовые свыше 40 держал миру, по крайней мере ЗО стран ее имеют.

На сегодня в мире есть свыше 50000 ядерных боевых головок — на подводных лодках, на самолетах, на кораблях, в специальных хранилищах. Сила взрыва этого оружия равняется силе взрыва двадцати миллиардов тонн тринитротолуола, то есть силе, которая в 1600000 раз превышает силу взрыва бомбы, которая разрушила Хиросиму. Применение ядерного оружия в военных целях означало бы глобальную катастрофу.

А сколько вреда человечеству нанесли наземные, подземные и подводные испытания атомного оружия военными США и Франции в Тихом океане на живописных атоллах Бикини, Муруроа, в прериях штата Невада но др. В СССР функционировал ядерный полигон «Объект-700» на Новой Земле и ракетодром «Плесецк» в Архангельской области. За тридцать лет (1961-1990) в Карском и Баренцовому морях было затоплено 11 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами (главным образом ядерное топливо подводных лодок). На Новой Земле были проведены 132 испытания ядерного оружия. За 40-летний период испытаний в воздух планеты было выброшено приблизительно 12,5 тонн радиоактивных веществ. У воды океанов во время этих взрывов было выброшено около 2 т радионуклидов от подводных и надводных взрывов, а также почти 4т— от наземных. Огромное количество продуктов распада, что поступила в атмосферу, оседает еще и до сих пор во всех уголках земного шара.

Большую опасность составляют химическое и бактериологическое оружие. Первое достаточно эффективное применение химического оружия в больших масштабах было осуществлено немцами 22 апреля 1915 года на севере от Ипру в Бельгии. Это химическое нападение обычно принято считать началом химической войны в современном ее понимании. В результате первой газобаллонной атаки на Западном фронте было отравлено 15 тысяч лиц, из них 5 тысяч погибло. 31 мая 1915 года немцы осуществили первую газобаллонную атаку на Восточном фронте в районе Болимова около Воли Шиловської-російські войска потеряли отравленными свыше 9 тысяч лиц, из них умерло 1200. США применяли химическое оружие во время военных действий у Кореи (1951-1955) и войны в Вьетнаме (1964-1973), где для дестабилизации естественной среды сбросили 14млн. бомб и снарядов, распылив 5700 т гербицидов, «ейджент-орандж», около 23000 т дефолиантов, 170 т сильнодействующего ядовитого вещества диоксана. От них пострадали 2 млн. лиц. Химическими веществами было отравлено 202000 гектаров леса и 1,11 млн. гектара территории.

Во время Второй мировой войны немецкое командование применяло биологическое оружие, распространяя главным образом сыпной тиф. В 1943-1944 годах на путях наступления советских войск в специальных концлагерях создавались эпидемические ячейки. Сюда привозили больных и размещали среди здоровых. Материалы Нюрнбергского процесса (1945-1946) показали, что Германия активно готовилась к применению биологического оружия. Активно разрабатывала биологическое оружие и Япония. В Корее в 1951 г. американцы сбросили бактериологические бомбы, в результате чего возникла эпидемия лихорадки Денге (геморрагическая лихорадка). Также: несколько сотен тысяч кубинцев пострадали от этой лихорадки, умышленно завезенной из США.

1 хотя решениями ООН провозглашена победа над чумой, оспой, никто в мире не отказывается от лабораторий с биологическими средствами.

В XX ст. военные действия проводились достаточно активно. По приблизительным данным, со времени окончания Второй мировой войны в локальных военных конфликтах погибло 22-25 миллионов лиц. Приведем примеры локальных военных конфликтов середины и конца XX ст. Это война в Вьетнаме, военные действия в Афганистане, вторжение Ирака в Кувейт, война в Руанде, военный конфликт в Югославии, война в Чечне тот ряд других «малых» войн. Каждая из них принесла человеческие потери, боль и страдание тысячам и тысячам семей, кроме того, сопровождалась глубоким разрушением биосферных структур.

В течение двадцатого века достаточно быстро росли количество погибших в войнах мирных граждан, с 5% от количества всех погибших в Первой мировой войне до 75% — во второй и 80-90% — в 150 последующих малых войнах.

Современный мир очень малый и уязвимый для войны. Спасти и сохранить его невозможно, если не покончить с мыслями и действиями, которые веками строились на приемлемости и приемлемости войн и вооруженных конфликтов.

Публичные призывы к агрессивной войне или к развязыванию военного конфликта, а также изготовления материалов с призывами к совершению таких действий по цель их распространения или распространения таких материалов караются исправительными работами сроком до двух лет или арестом сроком до шести месяцев, или лишением свободы сроком до трех лет (ст. 436 Криминального кодекса Украины).

Планирование, подготовка решения и ведение агрессивной войны или военного конфликта а также участие, в заговоре, который направлен на совершение таких действий, караются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет (cm. 437 Криминального кодекса Украины).

Ведения войны или агрессивных действий карается на срок от десяти до пятнадцати лет (cm. 437 Криминального кодекса Украины).

Терроризм

До социально-политических конфликтов принадлежит выступление экстремистских группировок (то есть терроризм). В наше время явление терроризма достаточно распространено. Если до недавнего времени обращение к террору как средству решения политических или религиозных проблем было исключительным, чрезвычайным явлением, то в наши дни практически ежедневные сообщения о террористических актах воспринимаются как что-то неминуемое. Террор стал органической составляющей современной жизни и приобрел глобальный характер.

Терроризм (от лат. terror — страх, запугивание) — это форма политического экстремизма, применения или угроза применения самых жестких методов насилие, включая физическое уничтожение людей, запугивания правительств и населения для достижения определенных целей.

Терроризм осуществляется отдельными личностями, группами, которые выражают интересы определенных политических движений или представляют страну, где терроризм возвышен к рангу государственной политики. Терроризм — антигуманный способ решения политических проблем в условиях противоборства, столкновения интересов разных политических сил. Он может применяться и как средство удовлетворения амбиций отдельными политическими деятелями, и как орудия достижения своих целей мафиозными структурами, криминальным миром.

Определить терроризм можно как политику запугивания, притеснения противника силовыми средствами. Существует три основных вида терроризма: политический, религиозный и криминальный. Можно также вести речь о возможности биологического, ядерного, информационного терроризма и тому подобное.

Наиболее распространенными в мире террористическими актами является:

• нападения на государственные или промышленные объекты, которые приводят к материальным убыткам, а также: является эффективным средством запугивания и демонстрации силы;

• увлечение государственных учреждений или посольств (сопровождается захватом заложников, который вызывает серьезный общественный резонанс);

• увлечение самолетов или других транспортных средств (политическая мотивация — освобождение из тюрьмы товарищей по партии; криминальная мотивация — требование выкупа);

• насильственные действия против личности жертвы (для запугивания или в пропагандистских целях);

• похищение (с целью политического шантажа для достижения определенных политических уступок или освобождения узников; форма самофинансирования);

• политические убийства (это одно из наиболее радикальных средств ведения террористической борьбы; убийства, в понимании террористов, повинные освободить народ от тиранов);

• взрывы или массовые убийства (рассчитанные на психологический эффект, страх и неуверенность людей);

• распространение сибирской язвы, заражения населенных пунктов оспой и бубонной чумой и тому подобное.

Вплоть до 80-х годов ареной активного террора оставалась Европа. В европейских аэропортах регулярно захватывали самолеты. От рук террористов погибали политические деятели. Так в Испании бакські террористы убили премьер-министра Корреро Бланко, а у Италии — экс-премьера Альдо Моро. В 70-80 годы во всем мире часто гремели взрывы в общественных местах — вокзалах, аэропортах, магазинах, общественных и жилищных зданиях.

На территории Европы в общих чертах известны организации — итальянские «Красные бригады», немецкое «Отделение Красной Армии», бакська ЭТТА, Ирландская республиканская армия (ИГРА), воинственные носители ультралевых взглядов, которые с помощью крови и террора пытаются решить «национальный вопрос».

Терроризма хватало и в ЭКС-СССР, хотя официально его не существовало. Организаций, которые боролись за независимость, фактически не было. Но это не мешало террористам-одиночкам осуществлять нападения на первые лица государства.

Особенная ситуация сложилась в России в связи с Чечней — в памяти остались события в Буденовску, Москве, Волгодонску, Буйнакску. Чечня стала одним из центров мирового терроризма (мусульманского терроризма).

Исламский фундаментализм все откровеннее напоминает о себе на мировой политической арене, превращаясь в опасную силу, в первую очередь для многоконфессиональных государств планеты. Эксперты предупреждают, что в следующем десятилетии движение ісламістів, который вдохновляют крайние радикалы в мусульманском обществе, могут приобрести глобальные размеры и накрыть волной терактов большую часть планеты. В течение нескольких последних лет исламские фундаменталисты уже продемонстрировали решительность бороться любыми, в том числе кровавыми методами против своих противников в разных регионах земного шара. На Ближнем Востоке — это представители палестинских группировок «Хамас», националистические и исламские движения, в том числе проарафатівські организации (например, боевики правого крыла Фатха «Танзим»). В Афганистане — это представители организации Усами бін Ладена «Аль-каида». США остаются главной целью для террористических акций фундаменталистов. В феврале 1993 года они взорвали бомбу во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке (6 человек погибло, тысячи получили ранение). Создали на Филиппинах законспирированную сеть фанатиков для осуществления диверсий против американских гражданских самолетов. Взрывы в посольстве США в Кении и Танзании забрали 224 жизни.

Четыре взрыва, которые прозвучали 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне и около Питсбурга, без преувеличения, поразили мир. Террористам из организации Усами бін Ладена «Аль-каида» удалось захватить несколько гражданских самолетов, за штурвалами которых террористы-смертники таранили башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона. В результате взрыва и пожара завалились Северная и Южная башни торгового центра. В результате теракта погибло несколько тысяч человек.

В результате невозможности стран с экстремистской или религиозно экстремистской государственной идеологией вести против других стран войны старого типа (таких как Вторая мировая или «холодная»), экстремистские группировки этих стран неминуемо должны были обратиться к «оружию слабых» — террору, а глобализация мира также неминуемо должна была предоставить их действиям глобального характера, то есть привести к мировой террористической войне. Эта война началась давно, но мир заметил это 11 сентября 2001 года после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне. Нужно отметить, что в Украине не обнаружено террористических организаций, ориентированных на свержение государственного строя. Проблема терроризма в Украине находится в иной плоскости — это «криминальной терроризм» внутри страны та деятельность заграничных террористических организаций на территории Украины.

Террористический акт, то есть применение оружия, совершения взрыва, поджога или других действий, которые создали опасность для жизни или здоровья человека или причинения значительного имущественного вреда или наступления других тяжелых последствий,,, если такие действия были совершенны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, или с целью влияния на принятие решений или совершение или не совершение действий органами государственной власти или местного самоуправления, служебными лицами этих органов (дальше за текстом ст. 258)караются лишениям свободы на срок от пяти до десяти лет (cm. 258 Криминального кодекса Украины).

Рост количества террористических актов, непредсказуемость последствий настоящих актов вызывают большую обеспокоенность мировой общественности, которая все больше активизирует свои усилия в борьбе с терроризмом. Начиная с XXVII сессии, Генеральная Ассамблея ООН ежегодно обсуждает вопрос о мероприятиях по предотвращению терроризма. В грудных в 1972 г. был создан Специальный комитет по вопросам международного терроризма, в который вошли представители 34 держал. В начале 1995р. Генеральная Ассамблея ООН единодушно приняла Декларацию о мероприятиях по ликвидации международного терроризма. За последние годы выработано больше десяти конвенций и протоколов по вопросам борьбы против терроризма. Но багатоманітність форм его проявлений осложняют решение этой проблемы.

Если будут найдены методы борьбы с терроризмом, мир станет спокойнее и более безопасным. А пока он существует, необходимо знать, как нужно вести себя, очутившись в положении заложника. Важнейшее для заложника — это остаться живым. Поэтому нельзя провоцировать террористов на насильственные действия. Лучше всего — это тихо сидеть и не привлекать к себе внимания, то есть не вставать без разрешения, не ходить, даже не смотреть в бок террористов (прямой взгляд в глаза воспринимается как вызов). В присутствии террористов желательно не вести разговоры между: собой, в крайнем случае разговаривать тихо. Следует избавиться всего, что выделяет заложника среди всех потерпевших. Особенно это касается женщин — снять косметику, украшения (в частности, сережки). При стрельбе, открытой террористами, немедленно ложитесь на пол.

Комбинированные опасности

Лекция №9: Опасности, которые ведут к чрезвычайным ситуациям и мероприятия снижения их последствий.

Естественные опасности

В наше время человек способен полететь на Луну, мы много знаем о других планетах, но силы природы нашей собственной планеты все еще нами не покоренные. В наш цивилизованный, технически развитое время человечество остается зависимым от природных явлений, которые достаточно часто имеют катастрофический характер. Извержение вулканов, землетрясения, засухи, селевые потоки, снежные лавины, наводнения влекут гибель многих тысяч людей, наносят огромные материальные убытки.

Наибольшие убытки из всех стихийных бедствий влекут наводнения (40%), на втором месте — тропические циклоны (20%), на третьем и четвертом местах (по 15%) — землетрясения и засухи.

Стихийные бедствия — это природные явления, которые имеют чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушения и уничтожения материальных ценностей.

За местом локализации стихийные бедствия разделяют на:

літосферні (извержение вулканов, землетрясения, сдвиги, селе);

гідросферні (наводнения, снежные лавины, штормы);

атмосферные (ураганы, ливни, гололеда, молнии).

Иногда в учебной литературе используется деление стихийных бедствий на: тектонические, топологические и метеорологические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.088 с.)