Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасности техногенного характера

Поиск

Пять тысячелетий потому, когда появились первые городские поселения, начала формироваться и техносфера — сфера, которая содержит искусственные технические сооружения на Земле. Конечно, тогда это были только элементы техносферы Настоящая техносфера появилась в эпоху промышленной революции, когда пара и электричество позволили многоразово расширить технические возможности человека, дав ей возможность:

а) быстро передвигаться по земной поверхности и создавать мировое хозяйство

б) углубиться в земную кору и океаны

в) подняться в атмосферу

г) создать много новых веществ.

Возникли процессы, не свойственные биосфере соблюдения металлов и других элементов, производство энергии на атомных электростанциях, синтез неизвестных до сих пор органических вещественных. Мощным техногенным процессом является сжигание ископаемого топлива.

В связи с использованием все больших энергетических мощностей люди вынуждены концентрировать энергию на небольших участках, причем чаще всего в пределах городов и других населенных пунктов. Идет пространственная концентрация синтетических химических соединений (их количество достигло 400 тысяч), большая часть которых ядовита. Вследствие этого резко выросло загрязнение окружающей среды, уничтожения лесов, опустелювання, все больше людей погибают в результате аварий на производстве и транспорте.

Аварии, вызванные нарушением эксплуатации технических объектов, за своими масштабами начали приобретать катастрофический характер уже в 20-30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная этими авариями, может сохраняться от нескольких дней до многих лет. Ликвидация последствий таких аварий нуждается в больших средствах и привлечении многих специалистов.

Авария — это опасное событие техногенного характера, который создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушения производственного процесса или наносит вред окружающей среде.

Согласно размерам и причиненному вреду различают легкие, средние, тяжелые и особенно тяжелые аварии. Особенно тяжелые аварии приводят к большим разрушениям и сопровождаются большими жертвами.

Анализ последствий аварий, характера их влияния на окружающую среду обусловил распределение их за видами:

- аварии с истоком сильнодействующих ядовитых веществ (аммиаку, хлору, серной и азотной кислот, чадного газа, серного газа и других веществ);

- аварии с выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду;

пожары и взрывы;

- аварии на транспорте но др.

Особенно тяжелые аварии могут привести к катастрофам.

Катастрофа — это крупномасштабная авария, которая приводит к тяжелым последствиям для человека, животного и растительного мира, изменяя условия среды существования.

Глобальные катастрофы охватывают целые континенты, и их развитие ставит под угрозу существование всей биосферы.

Антропогенное влияние на окружающую среду

Наибольший «взнос» в загрязнение окружающей среды вносят тепловые электростанции, металлургические и химические заводы. На частицу тепловых электростанций приходится 35% суммарного загрязнения воды и 46% воздуха. Они выбрасывают соединения серы, углерода и азота, потребляют большое количество воды: для получения одной кВт-години электроэнергии тепловые электростанции тратят около 3 л воды (атомные — еще больше: 6-8 л). Стоковые воды тепловых электростанций загрязненные и имеющие высокую температуру, которая становится причиной не только химического, но и теплового загрязнения.

Металлургические предприятия отличаются высоким потреблением ресурсов и большим количеством отходов, среди каких пил, окисел углерода, серный газ, коксовый газ, фенол, сероводород, углеводороды (в том числе бензопірен). Металлургическая промышленность потребляет много воды, которая загрязняется в процессе производства.

Разнообразными видами производства характеризуется химическая промышленность. Наиболее опасным является производство аммиака, кислот, анилиновых красок, фосфорных удобрений, хлору, пестицидов, синтетического каучука, каустической соды, ртути, карбида кальция, фтора.

Сильно загрязняют атмосферу автомобили. Автомобильный транспорт (в мире насчитывается больше 600млн автомобилей) дает 70-90% загрязнений в городах. Если учесть, что в городах живет больше половины населения Земли, то станет понятным решающее значение автотранспорта относительно непосредственного влияния на людей.

В выкидных газах автомобилей преобладают окисел углерода, диоксид азота, свинец, токсичные углеводороды (бензол, толуол, ксилол но др.). Взаимодействие углеводородов и окислов азота при высокой температуре приводит к образованию озона (О3). Если в слое атмосферы на высоте 25 км достаточно высокое содержание озона, необходимое для защиты органической жизни от жесткого ультрафиолетового излучения, то около земной поверхности повышено содержание озона вызывает притеснение растительности, раздражения дыхательных путей и поражения легких.

Значительное загрязнение дает целлюлозно-бумажная промышленность. По объему загрязненных стоков она занимает первое место (больше 15%). В стоковых водах предприятий этой промышленности насчитывается больше 500 компонентов, причем ПДК определенные лишь для 55. Наибольшую опасность составляют соединения серы и хлору, растворена органика.

Достаточно значительное количество забруднювальних веществ попадает в естественную среду в процессе сельскохозяйственной деятельности. Наибольшие убытки наносит применение пестицидов — ежегодно в мире их используют 4млн т, но в конце концов лишь один их процент достигает цели, то есть влияет непосредственно на вредителей сельскохозяйственных культур. Остальные влияют на другие организмы, вымываются в почвы и водоемы, развеиваются ветром. Эффективность применения пестицидов постоянно снижается через привыкание к ним вредителей, потому, чтобы достичь предыдущих результатов, необходимо все большее их количество. При разложении пестицидов в почве, воде, растениях часто образуются более стойкие и токсичные метаболіти. Ежегодно в мире происходит 0,5млн случаев отравления пестицидами.

Значительное загрязнение почв, а как следствие — сельскохозяйственных культуре связано с использованием минеральных удобрений. Ежегодно в мире на поля вносится 400-500млн т минеральных удобрений.

Большие загрязнения дают животноводческие комплексы: в окружающую среду, попадают гной, остатки силоса и кормовых добавок, в которых достаточно часто содержатся сальмонели и яйца гельминтов.

Аварии на транспорте

Необходимость транспорта в наше время не вызывает ни одного сомнения. Транспортные средства имеют большое позитивное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышения его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных приключений (ДТП).

Любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. Человек, который воспользовался услугами транспортного средства, находится в зоне повышенной опасности. Это предопределяется возможностью ДТП, катастрофами и авариями поездов, самолетов, морских и речных транспортных средств, травмами при посадке или выходе из транспортных средств или во время их движения.

* Автомобильный транспорт. В мире ежегодно в результате ДТП погибает
250 тысяч людей и приблизительно в 30 раз большее количество получает травмы.

Закон Украины «О дорожном движении» определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, создания безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей естественной среды.

Большое значение при авариях имеет психологический фактор, в частности эмоциональный стресс. Для пассажиров совсем не подготовленных и неосведомленных с обстоятельствами возможных аварий, этот фактор играет негативную роль. Люди, которые подготовлены, знают о возможных аварийных ситуациях, а также: о том, что делать при их возникновении, совершат меньше ошибок во время действительной аварийной ситуации, которая может спасти им жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый пассажир с целью повышения личной дорожно-транспортной безопасности знал потенциально аварийные ситуации, характерные для того или другого вида транспортных средств, услугами которого он воспользовался, кроме того, был хорошо осведомлен со средствами индивидуальной и коллективной защиты, которые находятся на транспортном средстве, и знал способы их использования.

* Воздушный транспорт. С момента возникновения авиации возникла
проблема обеспечения безопасности авиаполетов. В отличие от других видов
транспорта, отказа двигателей в полетах практически всегда приводят
к неминуемым катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире
происходит около 60 авиационных катастроф, в 35 из которых погибают все паса
жиры и экипаж. Около двух тысяч человеческих жизней ежегодно забирают авиационные катастрофы, а на дорогах мира ежегодно погибает свыше 250
тысяч человек. Следовательно, риск попасть под колеса машин в 10-15 раз
более высокий от риска погибнуть в авиакатастрофе. Анализ авиационных катастроф в мировом масштабе показывает, что общий шанс на спасение в авиакатастрофах при полетах на больших реактивных авиалайнерах значительно более высокий, сравнительно с небольшими самолетами.

Последствия при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротичного шока к тяжелым численным травмам. Это могут быть:

> повреждение тазовых органов

> органов брюшной полости

> грудной клетки

> ранение председателя

> шеи

> ожоги

> переломы, особенно нижних конечностей

> асфиксия, которая наступает в результате дыхания парами синильной кислоты, которая выделяется при горении пластиковых материалов корпуса самолета.

При катастрофах некоторых травм можно избежать, если придерживаться определенных рекомендаций. Эти рекомендации увеличивают шансы пассажиров на спасение в любой ситуации.

*Железнодорожный транспорт. Пассажиры железнодорожного транспорта также
находятся в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности
на железнодорожном транспорте является:

> железнодорожные пути

> переезды

> посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры осуществляют переезды. Постоянную опасность составляет система электроснабжения, возможность аварий,
столкновения, получения травм во время посадки или высадки. Кроме этого,
железнодорожными путями перевозятся опасные грузы: от топлива и
нефтепродуктов к радиоактивным отходам и взрывчатым веществам.

Наибольшую опасность для пассажиров составляют пожары в вагонах. Предопределяется это тем, что в вагонах (замкнутом пространстве) всегда находится большое количество людей. Температура в ячейке пожаров:! очень быстро повышается с образованием токсичных продуктов горения. Особенно опасными являются пожары в ночное время на больших гонках, когда пассажиры спят.

Соблюдение правил безопасности как пассажирами и машинистами, так и пешеходами значительно уменьшает риск попадания в чрезвычайные ситуации, а именно:

• при движении вдоль железнодорожного пути не позволяется подходить ближе, чем на 5 м к крайнему рельсу;

• на электрифицированных участках железнодорожного пути не подниматься на опоры, а также: не касаться спуска, который отходит от опоры к рельсам, а также: проводов, которые лежат на земле;

• железнодорожные пути можно переходить только в установленных местах (по пешеходным мостикам, переходах и тому подобное); перед переходом колей необходимо удостовериться у отсутствия потяга или локомотива и только после этого осуществлять переход;

• при экстренной эвакуации из вагона храните покой, с собой берите мільки то, что необходимо, большие вещи оставляйте в вагоне, потому что это ухудшит скорость эвакуации; оказывайте помощь в эвакуации пассажирам с детьми, пожилым людям, инвалидам и другим;

• подходя к переезду, внимательно проследите за световой и звуковой сигнализацией и положением шлагбаума; переходить колеи можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда не видно потяга;

• запрещается бежать по платформе вокзала вдоль потяга, что прибывает или отходит;

• во время прохождения потяга без остановки не стоять ближе два метров от края платформы;

• подходить к вагону позволяется только после полной остановки потяга;

• посадку в вагон и выход из него осуществлять только со стороны перона и быть при этом осторожным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;

• на ходу потяга не открывайте внешние двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также: не высовывайтесь из окон вагонов; при остановках потяга на гонках не выходите из вагонов;

• запрещается использовать в вагонах открыт огонь и пользоваться бытовыми приборами, которые работают от вагонной электросети (чайники, утюги и все такое); перевозить в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы;

• при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте осторожными, чтобы не попасть под встречное влеченье.

*Морской транспорт. Как и все другие виды транспортных средств, мореходность связана с возможностью аварий, катастроф и риском для жизни человека. Возможен риск для жизни человека на морских транспортных средствах значительно выше, чем на авиационных и железнодорожных видах, но ниже, чем на автомобильных.

В мировом морском транспорте ежегодно испытывают аварии свыше 8000 кораблей, из них погибает свыше 200 единиц. Непосредственную опасность для жизни во время аварии испытывают свыше 6000 людей, из которых около 2000 погибает.

Самая тяжелая в истории мореходности катастрофа пассажирского судна «Дона Пас» в районе Филиппин забрала 3132 жизни. Того же года в катастрофе английского пассажирского парома «Геральд офф фри ентерпрайз» погибли 1193 лица. При расследовании последней катастрофы оказалось, что непосредственной причиной стала коллективная ошибка капитана и команды. Человеческие ошибки привели к гибели технически исправных кораблей «Михаил Ломоносов» и «Адмирал Нахимов» при спокойном море и ясной погоде.

В процессе развития аварии при возникновении угрозы гибели корабля появляется необходимость принять меры для быстрой эвакуации пассажиров. Операция из эвакуации уже сама по себе связана с риском для жизни людей, особенно в условиях штормовой погоды. Наибольшая опасность возникает тогда, когда отговаривают устройства. Невозможность оставить в таких случаях корабль приводит к тому, что пассажиры теряют шансы на спасение и попадают в чрезвычайно сложную ситуацию. Риск для жизни пассажиров возникает при спуске на воду спасательных средств, а именно:

> при опрокидывании шлюпки

> сильных ударах о борт корабля и все такое.

Потеря шансов на спасение может возникать в результате неправильного использования спасательных жилетов или когда люди скачут из высоты 6-15 м из борта корабля, который тонет.

Гипотермия составляет главную опасность и для тех пассажиров, которые спасаются в шлюпках или на плотах.

Чтобы замедлить переохлаждение организма и увеличить шансы на выживание при низких температурах воды, необходимо председателя держать как можно выше над водой потому, что свыше 50% всех тепловитрат организму приходится на голову. Удерживать себя на поверхности воды нужно так, чтобы минимально тратить физические усилия.

Находясь на спасательном плоте, шлюпке или в воде, человек должен пытаться преодолеть панику, растерянность, верить в то, что ее спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.

Пожары и взрывы

Взрывы и их последствия — пожары, возникают на объектах, которые производят взрывоопасные и химические вещества. При горении многих материалов образуются высокотоксичные вещества, от действия которых люди погибают чаще, чем от огня. Раньше при пожарах выделялся преимущественно чадный газ. Но в последние десятилетия горят много веществ искусственного происхождения: полистирол, полиуретан, винил, нейлон, поролон. Это приводит к выделению в воздух синильной, соляной и муравьиной кислот, метанола, формальдегида и других высокотоксичных веществ.

Наиболее вибухо- и пожарноопасные смеси с воздухом образуются при истоке газообразных и ожиженных углеводных продуктов метана, пропану, бутану, этилену, пропилену и тому подобное.

В последнее десятилетие от трети до половины всех аварий на производстве связано с взрывами технологических систем и оборудования: реакторы, емкости, трубопроводы и тому подобное. Пожары на предприятиях могут возникать также в результате повреждения электропроводки и машин, которые находятся под напряжением, отапливаемых систем.

Определенный интерес (относительно причин возникновения) могут представлять данные официальной статистики, которые базируются на проведенных в США исследованиях 25 тысяч пожаров и взрывов:

• неисправность электрооборудования — 23%;

• курение в неподобающем месте — 18%;

• перегрел в результате трения в неисправных узлах машин — 10%;

• перегрел горючих материалов — 8%;

• контакты с горючими поверхностями через неисправность котлов, печей, дымоходов — 7%;

• контакты с пламенем, воспаление от пламени водки — 7%;

• воспаление от горючих частиц (искры) от установок и оборудования для сжигания — 5%;

• самозажигание горючих материалов — 4%

• зажжение материалов при розге и сварке металла — 4%.

Больше 63% пожаров в промышленности обусловленно ошибками людей или их некомпетентностью. Когда предприятие сокращает штаты и бюджет аварийных служб, снижается эффективность их функционирования, резко растет риск возникновения пожаров и взрывов, а также уровень человеческих и материальных потерь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.008 с.)