Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Российская империя накануне Первой мировой войны↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Уроки 1, 2 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. Общие цели: дать представление обучающимся об определяющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономическое развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в. Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, составить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить главные черты государственной политики в области промышленности. Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного развития Российской империи. Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная экономика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, инвестиции. Ход урока I. Изучение нового материала. План 1. Территория и население Российской империи. 2. Российская модель экономической модернизации. 3. Буржуазия и рабочие. 4. Экономическая политика правительства. 5. Сельское хозяйство: особенности развития.
1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися: - Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века? - Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии). - Укажите, какие территории находились в зависимости от России. - На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века? Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8. Беседа по прочитанному тексту: - Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории? - Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г. - Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи. - Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Российской империи. - Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством? - Какая религия являлась официальной? 3. Буржуазия и рабочие. - отрыв молодежи от семьи; - готовность к пересмотру ценностей и устоев; - рост городского населения за счет бывших крестьян; - концентрация рабочих в городах; - миграционные процессы. Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.
5. Сельское хозяйство: особенности развития. • Россия занимала I место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. • Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен. • Развитие сельского хозяйства определялось реформой 1861 года. • Пути развития российской деревни определяли два типа хозяйств - помещичье и крестьянское.
II. Закрепление изученного материала. Проверяется понимание новых терминов и понятий
Домашнее задание: § 1-2. Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова. Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.». Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ Гг. Общие цели: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г. Дополнительные цели: сравнить точки зрения на дальнейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и начального этапа революции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовавшие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе. Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; русификация; полицейский социализм. Основные даты и события: 1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция. 9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве. Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов. Оборудование: кроссворд, портреты исторических деятелей, иллюстративный материал.
Ход урока I. Проверка домашнего задания. - Дифференцированные задания. (тест №1) - Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7. II. Изучение нового материала. План 1. Внутренняя политика правительства в начале XX в. 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. 3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г. 4. Крестьянские выступления и разложение армии. 5. Манифест 17 октября 1905 г. 6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Организуется работа в группах. Группам необходимо в течение 5 минут подготовить сообщение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их. Задание группе № 1. Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале XX века. Задание группе № 2. Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути дальнейшего развития России. Задание группе № 3. Назвать новые явления в рабочем движении, которые проявились в начале XX в. 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. • Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Задание обучающимся: заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Работа с картой. - Показать действия русских и японских войск. - Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г. - Где развернулся театр военных действий? - Показать порт, в котором погибли русские корабли: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». - Показать территории, которых лишилась Россия в результате Русско-японской войны. - Где произошло подписание мирного договора между Россией и Японией? Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правильность и качество выполнения). 5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г. 6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неизбежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий». - Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргументируйте. - Анализируя уроки восстания в Москве, основатель российской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бороться, только более решительно и энергично. - Выскажите свое отношение к событиям вооруженного восстания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей позиции. III. Закрепление изученного материала. Обобщаются выводы по теме урока: - война с Японией рассматривалась правительством Российской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем; • несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты командования привели к поражению; • военное поражение стало катализатором внутриполитического взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий; • революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.; • в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в русло легальной борьбы; • 1905 г. не принес решения основных социально-экономических проблем России, не привел к победе ни одной из противоборствующих сторон. Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
Ход урока I. Проверка домашнего задания. Тест. №2 II. Изучение нового материала. План 1. Особенности формирования политических партий России. 2. Основные политические партии:
• либеральные; • социалистической ориентации (левые); • консервативные (правые). 3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот. беседу по вопросам: - Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.? - Какой была форма правления в Российской империи в начале XX в.? - Как назывался совещательный орган при императоре? - Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным? - Какую роль выполнял Сенат? - Кто осуществлял местное управление? - Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.? - Какие гражданские права получило население России? 1. Особенности формирования политических партий России. Одним из главных итогов революции стало появление в России политических партий. 2. Основные политические партии. Политические партии России в начале XX в.
3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. - Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство оказалось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов. Задание: - Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум. - Почему российское общество оказало наибольшую поддержку кадетам? - Что послужило причиной прекращения работы I и II Государственных дум? - Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные думы?
III. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).
Домашнее задание: § 5; знать новые понятия, термины, даты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Столыпина, П. П. Рябушинского. Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся: • Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века. • Система российских образов на рубеже XIX - XX века. • Новые идеи о предназначении России в русской философской мысли начала XX вв. • Новые направления в русской литературе начала XX века. • Новые стилей направления в живописи. • Открытие русской иконописи. • Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале
Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Изучение нового материала. План 1) П. А. Столыпин и его политика. 2) Реформы П. А. Столыпина. 3) Итоги правления П. А. Столыпина. 4) Политический кризис 1912-1915 гг. 1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России? Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три направления: 1-е направление: • отмена сословных ограничений; • предоставление крестьянам-единоличникам права покупать землю; • создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам. 2-е направление: • право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора; • за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся создать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельскохозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона». 3-е направление: • переселенческая политика - поощрение переезда в мало 2. Работа по таблице. Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина
Вопросы обучающимся: - Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России? - Почему при проведении аграрной реформы власти ориентировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов? - Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром? - Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина? -Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная политика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций? 3. Итоги правления П. А. Столыпина. - политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил; - результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»; - возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы. III. Закрепление изученного материала. -Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)
Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно. Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в развитии культуры России и выдающихся ее представителей». Урок 7. КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков Общие цели: дать обучающимся представление о развитии духовной жизни российского общества во второй половине XIX -начале XX в.; познакомить с системой образования и научными достижениями российских ученых. Вспомогательные цели: опираясь на текст § 7, составить развернутый план ответа по теме «Особенности городской и сельской жизни Российской империи в начале XX в.»; найти в тексте § 7 материал для заполнения таблицы «Основные достижения отечественной науки России в конце XIX - начале XX века»; на конкретных примерах раскрыть достижения русской науки. Дополнительные цели: сравнить особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.; привести примеры выдающихся достижений отечественной науки в начале XX в.; установить причинно-следственные связи процессов развития российского общества и идейных исканий мастеров художественной культуры; участвовать в обсуждении сообщений о важнейших тенденциях в развитии культуры России, о выдающихся ее представителях; представить результаты изученного материала в виде таблицы «Идейные искания и художественная культура России на рубеже XIX - начала XX в.». Основные понятия и термины: интеллигенция, художественная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, авангард, примитивизм. Важнейшие даты и события: 1913 г. - И. И. Сикорский создал самые большие в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец». 1913 г. - военный летчик П. Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, «мертвую петлю». 1895 г. - на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов продемонстрировал первый в мире искровой беспроволочный телеграф. 1909 г. - появился сборник «Вехи». 1910 г. - появилось литературное направление акмеизм. 1898 г. - создание К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко Художественного театра в Москве. В конце 1890-х гг. - появился кинематограф. 1909-1912 гг. - в Париже проводились Русские сезоны балета. Оборудование: альбомы по искусству, портреты ученых, артистов, художников, поэтов, аудио- и видеоматериалы. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Задание 1. В одном из писем великий русский ученый, член ЦК конституционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». - Согласны ли вы с подобным мнением? Аргументируйте свой ответ. Задание 2. Объясните, почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот. Задание 3. Объясните, в чем заключался политический смысл аграрной реформы: какую социальную цель ойа преследовала? П. Изучение нового материала. План ■ Городская и сельская жизнь. ■ Достижения науки. ■ Идейные искания и художественная культура. Городская и сельская жизнь в России. Задание: в сравнительном аспекте рассказать о социокультурном развитии российских городов и деревень начала XX века с точки зрения модернизационных процессов. Достижения отечественной науки. Рассказать о системе образования в Российской империи. Русская философия в поисках общественного идеала. - Почему начало XX в. названо «золотым веком» русской Литература: новые поэтические течения. Особенности русской живописной школы начала XX в. Достижение в архитектуре и скульптуре начала XX в. Музыка, театр, балет, кинематография. III. Закрепление изученного материала. Порассуждайте: почему художественные открытия начала XX в. называются Серебряным веком русского искусства? - заполнить таблицу. Основные достижения отечественной науки в конце XIX - начале XX в.
Домашнее задание: параграф составить кроссворд «Русская культура на рубеже XIX - начала XX века». КОНЕЦ ИМПЕРИИ Общие цели: сообщить обучающимся основные факты, участия России в Первой мировой войне; дать представление о влиянии войны на российское общество. Вспомогательные цели: составить развернутый план ответа по теме «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны» с опорой на материал § 8-9; назвать основные точки зрения на характер Первой мировой войны; опираясь на материал § 8-9 и материал документов, охарактеризовать взаимоотношение России с ее союзниками по Антанте. Дополнительные цели: проанализировать внешнеполитические планы противоборствующих сторон до начала Первой мировой войны; оценить готовность Российской империи к войне; проследить динамику изменений настроений в российском обществе по мере затягивания войны; составить хронологию военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; составить схему «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России». Основные понятия и термины: мировая война, военно-промышленные комитеты, Антанта, Тройственный союз, ультиматум, пацифизм, центральные державы, «министерская чехарда». Важнейшие даты и события: 1914-1918 гг. - Первая мировая война; 1916, май-июль - «Брусиловский прорыв». Исторические персонажи: Алексей Алексеевич Брусилов; Григорий Ефимович Распутин. Оборудование: карта «Россия в годы Первой мировой войны». Ход урока План 1. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. 2. Начало и характер Первой мировой войны. 3. Подготовка России к войне и планы сторон. 4. Военные действия Российской армии на фронте 1914-1916 г. 5. Война и российское общество. 6. Власть и Дума: последний кризис монархии. В 2004 г. к 90-й годовщине начала Первой мировой войны в Москве был открыт первый мемориальный комплекс в память ее героев. Он открыт на месте братского кладбища, где захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии, всего 17,5 тыс. человек. I. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. схема «Военно-политические блоки начала XX века». характеризовать подготовку европейских держав к войне. Мощную силу представляла коалиция центральных держав -Германии и Австро-Венгрии. • Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией (1891 г.), начинает активный диалог с Англией. • 1904 г. - Великобритания и Франция заключили соглашение о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии. • 1907 г. — Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась новая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию. • Формирование системы союзов в Европе в основном завершилось: Антанта и центральные державы. • Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к европейской и мировой войнам. 2. Начало и характер Первой мировой войны. Учитель обращает внимание обучающихся на карту -главным районом нестабильности были Балканы - «пороховой погреб Европы». В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причиной разногласий между ними. Рекомендуется обозначить цели основных участников войны: Англии - ослабить Германию, сохранить колониальные владения; России - усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии; Франции - стремление получить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн; Германии - стремление к переделу английских и французских колоний; к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению от России Украины, Прибалтики, Белоруссии. Самостоятельная работа: материалы § 8-9 (с. 77), ответы на вопросы: - Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны? - Что такое «ультиматум»? Рекомендуется дать возможность обучающимся провести дискуссию о характере Первой мировой войны: согласиться или опровергнуть утверждение о том, что для России война являлась отечественной. 3. Подготовка России к войне и планы сторон. Работа по вариантам. Обучающие получают дифференцированное задание - опираясь на материал § 8-9 (с. 78-79), проработать положения: 3. Военные действия российской армии на фронте 1914-1916 гг. Работа по группам I группа- «Кампания 1915 г. Отступление русской армии». II группа-«1916 г. Брусиловский прорыв». Группы знакомятся с материалами текста § 8-9. Представители групп представляют свои ответы в контексте разрабатываемых вопросов: цели, задачи фронтов, направление ударов и их результаты (с помощью карт), командующие фронтов; действия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны. - Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных действий русской армии на фронте. - Укажите причины неудач российской армии. - Назовите потери России в Первой мировой войне. Заполнение таблицы с использованием материала § 8-9 (с. 79-35). Военные операции России в Первой мировой войне на Восточном фронте
Задание по таблице: охарактеризовать роль Восточного фронта в Первой мировой войне. 5. Война и российское общество. Рассмотреть внутреннее положение России в годы Первой мировой войны: • Положение в мобилизационной модели развития общества и государства. • «Вхождение» России в глубокий цивилизационный кризис. • Назревание революционного кризиса в стране. • Отстранение не только всего общества, элиты, но и ближайшего круга от Николая П. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам: - Назовите причины и цели стран-участниц Первой мировой войны. - Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в Первой мировой войне? - Каким было отношение к войне простого народа, разных политических партии? - Можно ли утверждать, что власть в России с 1917 г. испытывала кризис? Ответ аргументируйте. - Какие изменения произошли во внутренней обстановке России в результате ее участия в Первой мировой войне? Работа с картой. План 1. Падение самодержавия. 2. Создание Временного правительства. 3. Кризисы Временного правительства. 4. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. Падение самодержавия. • Россия начала XX в. была страной, в которой сочетались черты высокоразвитого монополистического капитализма, раннего капитализма в городе и деревне и докапиталистических, - Какой вариант был нам более возможен в условиях Первой мировой войны? • В 1917 г. газета «Новая жизнь» писала: «...тот, кто не хо Вопросы обучающимся: - Какие реформы могли предотвратить развитие революции? - Какое влияние оказала Первая мировая война на политическую, экономическую, культурную жизнь России, психологию народа, который, по словам русского философа С. Франка, «за калился в школе насилия, приобрел веру в насилие...»? В тылу, особенно в больших городах, было напряженно, неспокойно. Начальник Московской охранки сообщал:. «Подобного раздражения и озлобления масс мы еще не знали...». • Складывались условия для стихийного выступления на родных масс. Вопрос обучающимся: - Порассуждайте, была ли монархия в России обречена? Прокомментируйте следующие точки зрения. • Самодержавие в России было тормозом на пути капиталистического развития страны, модернизации российского общества. Поэтому монархия была обречена. • Если бы не произошло убийство Г. Распутина, то Февральской революции и падения царизма не было бы. • Если бы не легкомыслие Николая II, его нежелание видеть, что страна катится к революции, и принять решительные меры, то революции не произошло бы. Почему монархия, как писал В. И. Ленин, «опрокинулась сразу»? - Какие силы стремились «опрокинуть» или «удержать» самодержавие? Подготовлен и проект будущей Конституции. Но без Учредительного собрания Временное правительство не хотело ничего решать, то есть не стремилось взять инициативу в свои руки. Реальная сила находилась у Петроградского Совета, Временное правительство социальной опоры «в низах» не имело. Из программы Временного правительства: - амнистия политических заключенных; - свобода слова, печати, собраний; - отмена национальных и религиозных ограничений; - подготовка к созыву Учредительного собрания; - замена полиции народной милицией; - выборы в органы местного самоуправления; - невывод войск революционного Петроградского гарнизона на фронт; - предоставление гражданских прав солдатам. Порассуждайте: - На какое развитие революции были направлены мероприятия Советов и на какое - Временного правительства? - Как относились к решению важнейших вопросов революции в феврале-июле 1917 г. Советы и Временное правительство? Прокомментируйте высказывание А. Гучкова: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Петроградский Совет». Ход урока I. Проверка домашнего задания. I вариант организации и проверки домашнего задания (Тест – 5). Проверка по вопросам: 1. Падение самодержавия. 2. Создание Временного правительства. 3. Кризисы Временного правительства. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
План 1. Углубление кризиса осенью 1917 г. 2. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление Советской власти. 3 Революционно-демократические преобразования. 4. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. 5. Брестский мир, его последствия. 1. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. 2. Военное восстание в Петрограде. Установление Советской власти. - Назовите причины прихода к власти большевиков. • Экономический, социальный, политический кризис в стране в 1917 г. • Ошибки Временного правительства (оттягивание решения определенного вопроса, продолжение войны). • Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы (вопрос о земле, о мире, об изменении положения рабочих и т. д.). • Энергичность действий членов партии большевиков. • Организаторский талант, политическая воля лидеров партии большевиков. (Например, своевременное выдвижение демократических лозунгов.) Задание обучающимся: составить схему «Структура новой власти». Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 11 (с. 107-109), заполнение таблицы «Первые декреты советской власти».
План 1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. 2. Советская Республика в кольце фронтов: май 1918 г. -март 1919 г. 3. Политика «военного коммунизма». 4. Время решающих сражений: март 1919 г. - март 1920 г. 5. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель -ноябрь 1920 г. 6. Причины победы «красных» и поражения «белых». 7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг. Ход урока План 1. Советская Россия после Гражданской войны. 2. Новая экономическая политика. 3. Первые итоги новой экономической политики. 4. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков. Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. тест. 2. беседа по вопросам: - Советская Россия после Гражданской войны. - Новая экономическая политика. - Первые итоги новой экономической политики. - Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.013 с.)