II. Россия в годы революций и Гражданской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Россия в годы революций и Гражданской войны



 

Урок 8-9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

КОНЕЦ ИМПЕРИИ

Общие цели: сообщить обучающимся основные факты, уча­стия России в Первой мировой войне; дать представление о влиянии войны на российское общество.

Вспомогательные цели: составить развернутый план ответа по теме «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны» с опорой на материал § 8-9; назвать основные точки зрения на характер Первой мировой войны; опираясь на матери­ал § 8-9 и материал документов, охарактеризовать взаимоотно­шение России с ее союзниками по Антанте.

Дополнительные цели: проанализировать внешнеполити­ческие планы противоборствующих сторон до начала Первой мировой войны; оценить готовность Российской империи к вой­не; проследить динамику изменений настроений в российском обществе по мере затягивания войны; составить хронологию военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; соста­вить схему «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».

Основные понятия и термины: мировая война, военно-промышленные комитеты, Антанта, Тройственный союз, уль­тиматум, пацифизм, центральные державы, «министерская чехарда».

Важнейшие даты и события:

1914-1918 гг. - Первая мировая война; 1916, май-июль - «Брусиловский прорыв».

Исторические персонажи: Алексей Алексеевич Брусилов; Григорий Ефимович Распутин.

Оборудование: карта «Россия в годы Первой мировой войны».

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

2. Начало и характер Первой мировой войны.

3. Подготовка России к войне и планы сторон.

4. Военные действия Российской армии на фронте 1914-1916 г.

5. Война и российское общество.

6. Власть и Дума: последний кризис монархии.

В 2004 г. к 90-й годовщине начала Первой ми­ровой войны в Москве был открыт первый мемориальный ком­плекс в память ее героев. Он открыт на месте братского клад­бища, где захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии, всего 17,5 тыс. человек.

I. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

схема «Военно-по­литические блоки начала XX века».

характеризовать подготовку европейских держав к войне.

Мощную силу представляла коалиция центральных держав -Германии и Австро-Венгрии.

• Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией (1891 г.), начинает активный диалог с Англией.

• 1904 г. - Великобритания и Франция заключили соглаше­ние о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии.

• 1907 г. — Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась но­вая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.

• Формирование системы союзов в Европе в основном за­вершилось: Антанта и центральные державы.

• Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к ев­ропейской и мировой войнам.

2. Начало и характер Первой мировой войны.

Учитель обращает внимание обучающихся на карту -главным районом нестабильности были Балканы - «пороховой погреб Европы».

В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причи­ной разногласий между ними.

Рекомендуется обозначить цели основных участников войны:

Англии - ослабить Германию, сохранить колониальные вла­дения;

России - усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;

Франции - стремление получить Эльзас и Лотарингию, при­обрести Саарский угольный бассейн;

Германии - стремление к переделу английских и француз­ских колоний; к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению от России Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Самостоятельная работа: материалы § 8-9 (с. 77), ответы на вопросы:

- Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны?

- Что такое «ультиматум»?

Рекомендуется дать возможность обучающимся провести дискуссию о характере Первой мировой войны: согласиться или опровергнуть утверждение о том, что для России война яв­лялась отечественной.

3. Подготовка России к войне и планы сторон.

Работа по вариантам.

Обучающие получают дифференцированное задание - опи­раясь на материал § 8-9 (с. 78-79), проработать положения:

3. Военные действия российской армии на фронте 1914-1916 гг.

Работа по группам

I группа- «Кампания 1915 г. Отступление русской ар­мии».

II группа-«1916 г. Брусиловский прорыв».

Группы знакомятся с материалами текста § 8-9. Представи­тели групп представляют свои ответы в контексте разрабаты­ваемых вопросов: цели, задачи фронтов, направление ударов и их результаты (с помощью карт), командующие фронтов; дей­ствия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны.

- Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных дей­ствий русской армии на фронте.

- Укажите причины неудач российской армии.

- Назовите потери России в Первой мировой войне.
-Охарактеризуйте отношения России с ее союзниками по Антанте.

Заполнение таблицы с использованием материала § 8-9 (с. 79-35).

Военные операции России в Первой мировой войне на Восточном фронте

 

Год Военные операции Результаты и значения
     
     
     

Задание по таблице: охарактеризовать роль Восточного фронта в Первой мировой войне.

5. Война и российское общество.

Рассмотреть внутреннее положение России в годы Первой мировой войны:

• Положение в мобилизационной модели развития общества и государства.

• «Вхождение» России в глубокий цивилизационный кризис.

• Назревание революционного кризиса в стране.

• Отстранение не только всего общества, элиты, но и бли­жайшего круга от Николая П.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.138.161 (0.01 с.)