Урок 6. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ И РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 6. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ И РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА



Общая цель: познакомить обучающихся с реформами П. А. Столыпина.

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «успо­коения» России; составить план ответа по теме «Реформы П. А. Столыпина» и их результаты с опорой на § 6.

Дополнительные цели: сравнить и объяснить причины раз­личий состава III и I—II Государственных дум; оценить результа­ты аграрных реформ П. А. Столыпина; установить причинно-следственные связи противоречивости проводимой политики П. А. Столыпина.

Основные понятия и термины: третьеиюньская монархия, военно-полевые суды, легальная оппозиция, переселенческая политика, отруб, хутор, артели, кооперативы, политический кризис.

Основные даты и события:9 ноября 1906 г. - указ о выходе крестьян из общины. Нача­ло аграрной реформы П. А. Столыпина.

19 августа 1906 г. - указ о, введении военно-полевых судов.

Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин, П. П. Рябушинский.

Оборудование: карта «Россия после первой русской ре­волюции 1907-1914 гг.».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

План

1) П. А. Столыпин и его политика.

2) Реформы П. А. Столыпина.

3) Итоги правления П. А. Столыпина.

4) Политический кризис 1912-1915 гг.

1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объе­диняли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключа­лось различие в их подходах к реформированию России?

Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три на­правления:

1-е направление:

• отмена сословных ограничений;

• предоставление крестьянам-единоличникам права поку­пать землю;

• создание специального фонда за счет части государствен­ных и выкупаемых у помещиков земель для последующей про­дажи их крестьянам.

2-е направление:

• право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора;

• за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся соз­дать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «кресть­янских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельско­хозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона».

3-е направление:

• переселенческая политика - поощрение переезда в мало­
населенные районы страны. Переселенцам предоставлялась зем­
ля из государственного фонда и льготы.

2. Работа по таблице.

Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина

 

Цели Направление Результаты
Снятие социаль­ной напряженно­сти на селе Разрушение кре­стьянской общи­ны Выход из общины более 2 млн крестьянских дворов; увеличение на 35 % хлеб­ного экспорта
Формирование широкого слоя мелких собствен­ников для обеспе­чения политиче­ской стабильности Создание хуторов и отрубов; переселенческая политика К 1915 г. количество фер­мерских хозяйств не пре­вышало 10 % всех крестьян­ских хозяйств; увеличение в среднем на 10 % посевных площадей; увеличение вдвое количе­ства применяемых мине­ральных удобрениц

Вопросы обучающимся:

- Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?

- Почему при проведении аграрной реформы власти ориен­тировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?

- Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром?

- Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?

-Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная по­литика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций?

3. Итоги правления П. А. Столыпина.

- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;

- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрно­го кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»;

- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.

III. Закрепление изученного материала.

-Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)

 

Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно.

Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в разви­тии культуры России и выдающихся ее представителей».


Урок 7.КУЛЬТУРА РОССИИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков

Общие цели: дать обучающимся представление о развитии духовной жизни российского общества во второй половине XIX -начале XX в.; познакомить с системой образования и научными достижениями российских ученых.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 7, составить развернутый план ответа по теме «Особенности городской и сельской жизни Российской империи в начале XX в.»; найти в тексте § 7 материал для заполнения таблицы «Основные дости­жения отечественной науки России в конце XIX - начале XX ве­ка»; на конкретных примерах раскрыть достижения русской науки.

Дополнительные цели: сравнить особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.; привести примеры вы­дающихся достижений отечественной науки в начале XX в.; ус­тановить причинно-следственные связи процессов развития рос­сийского общества и идейных исканий мастеров художественной культуры; участвовать в обсуждении сообщений о важнейших тенденциях в развитии культуры России, о выдающихся ее пред­ставителях; представить результаты изученного материала в ви­де таблицы «Идейные искания и художественная культура Рос­сии на рубеже XIX - начала XX в.».

Основные понятия и термины: интеллигенция, художест­венная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, авангард, примитивизм.

Важнейшие даты и события:

1913 г. - И. И. Сикорский создал самые большие в мире че­тырехмоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец».

1913 г. - военный летчик П. Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, «мертвую петлю».

1895 г. - на заседании Русского физико-химического обще­ства А. С. Попов продемонстрировал первый в мире искровой беспроволочный телеграф.

1909 г. - появился сборник «Вехи».

1910 г. - появилось литературное направление акмеизм.
1910-1912 гг. - возникло литературное направление футу­
ризм.

1898 г. - создание К. С. Станиславским, Вл. И. Немирови­чем-Данченко Художественного театра в Москве. В конце 1890-х гг. - появился кинематограф. 1909-1912 гг. - в Париже проводились Русские сезоны балета.

Оборудование: альбомы по искусству, портреты ученых, артистов, художников, поэтов, аудио- и видеоматериалы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 1.

В одном из писем великий русский ученый, член ЦК консти­туционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, бо­лее сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».

- Согласны ли вы с подобным мнением? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.

Объясните, почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот.

Задание 3.

Объясните, в чем заключался политический смысл аграрной реформы: какую социальную цель ойа преследовала?

П. Изучение нового материала.

План

■ Городская и сельская жизнь.

■ Достижения науки.

■ Идейные искания и художественная культура.

Городская и сельская жизнь в России.

Задание: в сравнительном аспекте расска­зать о социокультурном развитии российских городов и дере­вень начала XX века с точки зрения модернизационных процес­сов.

Достижения отечественной науки.

Рассказать о системе образования в Российской империи.

Русская философия в поисках общественного идеала.

- Почему начало XX в. названо «золотым веком» русской
философии?

Литература: новые поэтические течения.

Особенности русской живописной школы начала XX в.

Достижение в архитектуре и скульптуре начала XX в.

Музыка, театр, балет, кинематография.

III. Закрепление изученного материала.

Порассуждайте: почему художественные открытия начала XX в. называются Серебряным веком русского искусства?

- заполнить таблицу.

Основные достижения отечественной науки в конце XIX - начале XX в.

 

Направление науки Представители Открытие Год Результат
           

 

Домашнее задание:

параграф

составить кроссворд «Русская культура на рубеже XIX - начала XX века».




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.016 с.)