Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
Содержание книги
- Возникновение и развитие Древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (10-12 вв. ). Роль христианизации Руси.
- Русские земли в 12-13 веках Русь удельная.
- Древняя русская культура 10-13 вв.
- Объединение русских земель вокруг москвы и становление единого российского государства в XIV— XV вв. Противостояние орде.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление одного Российского государства. Противостояние золотой Орде.
- Московская Русь в 15-16 века.
- Основные направления внешней политики и расширение территорий России в 15-16 вв.
- Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.
- Смутное время и его последствия (конец XVI – началоXVII в. в. )
- Россия в 17 веке: особенности социально-экономического и политического развития.
- Социальное движение в 17 веке. Раскол в Русской православной церкви.
- Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.
- Внешняя политика России в 18 веке. Расширение территории, превращение России в великую Европейскую державу.
- Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.
- Россия в первой четверти XIX в. Реформы Александра I.
- Россия во второй четверти века Николай I
- Основные направления внешней политики российской империи в первой половине XIX века.
- Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX В. О путях развития страны. (билет 20)
- Культура России первой половины XIX в.
- В России во второй половине 19 В. , развитие капитализма, завершение промышленного переворота.
- Реформы 1860-1870 гг. В России, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие России.
- Консервативное, либеральное и радикальное течение в общественном движении России во второй половине 19 В.
- Основы направления и события внешней политики России во второй половине XIX-го века.
- Внутренняя политика Александра III
- Развитие культуры во второй половине 19 века.
- Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 в.
- Внешняя политика России в 1900-1917 гг.; причины и последствия участия I-ой мировой войны.
- Революция 1903-1907гг.: причины, основные события, итоги, отношение различных слоев и политических партий.
- Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
- Культура России в 1900-1917 гг.
- Внешняя политика России в 1900 – 1917 г. г. Причины и последствия участия в Первой мировой войне.
- Г. в России: Основные события, характер и значение революционных потрясений в стране.
- Гражданская война в России: ход событий, расстановка сил, последствие для судеб людей и страны.
- Экономическая политика советского государства в 1920-е годы: особенности, итоги, трудности.
- Складывание тоталитарной системы в СССР в 20–30-е гг. (билет 11)
- Политика индустриализации и коллективизации в СССР: причины, методы, темпы, итоги.
- Внешняя политика ССС в 30 – е годы.
- Культура в СССР в 20-30 годы.
- СССР в 1939-1941: внешняя политика, внутреннее развитие.
- Коренной перелом входе Великой Отечественной войны и II-ой мировой войны.
- Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции.
- XX съезд кпсс. Демократизация жизни страны во второй половине 50 - Х годов. “оттепель”.
- Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 60 –первой половины 80 гг.
- Духовная и культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.
- Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг. : формы, участники, значение. (билет 23)
- Ссср в системе международных отношений в середине 60-х – начале 80-х гг.
- Перестройка СССР: попытки реформирования экономики и обновление политической системы.
- Суверенная Россия: становление новой российской государственности.
- Россия в системе современных международных отношений. (Билет 28)
Похожие статьи вашей тематики
П.А Столыпин 1862-1911 в 1906-11 Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы. Дайте гос-ву 20 лет внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России. Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия.Делал опор на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор. В 1911 был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; внук еврейского писателя; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен).
Аграрная реформа (разраб. Витте)
реформа - отражение соц-эконом. сдвигов в деревне, а не плод волевых усилий правительства. В центре реформы - вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р (отмена средневекового надельного крестьянского землевладения). Отношение политических партий к реформе: правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь - буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа - крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа - второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию
Культура России в начале ХХ в. (1900–1917 гг.), ее вклад в мировую культуру. (Билет 5)
Вариант 1
Вступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905—1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры — героический и трагический одновременно. Героическим его делают глубина и масштабы открытий, научных, философских, художественных, творческих. Трагическим — незавершенность и недосказанность, на которые его обрекла эпоха, — мировая война, революция, гражданская смута. На вызовы времени разные сферы культуры отвечали по-разному. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального образования (в 1915 г. в России было в четыре раза больше начальных учебных заведений, чем в 1894 г.). Наряду с государственными и земскими училищами, гимназиями и прогимназиями действовали содержащиеся на частные и общественные средства воскресные школы, рабочие курсы, народные дома и даже университеты (наиболее известен открытый в 1908г. в Москве университет A. Л. Шанявского). Потребности в высшем образовании обеспечивали университеты, технические и сельскохозяйственные институты, женские курсы. Сословные ограничения на получение образования были практически сняты. Важную просветительскую роль играла периодическая печать и книгоиздательское дело (достойное место в истории России занимают книгоиздатели А. Ф. Маркс, А. С. Суво-рин, И. Д. Сытин, братья Сабашниковы, приступившие к изданию «народных библиотек», «общедоступных книг для народа»). Открытия русских ученых имели мировое значение. В области точных и естественных наук необходимо отметить исследования П. Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную теорию света, его однофамильца химика С. В. Лебедева, получившего синтетический каучук, лауреатов Нобелевской премии физиологов И. П. Павлова (теория высшей нервной деятельности и условных рефлексов) и И. И. Мечникова (работы по иммунологии), математика Н. Е. Жуковского (самолетостроение), создателя теории реактивного движения, отца современной космонавтики К. Э. Циолковского. Даже на этом блестящем фоне выделяется научная деятельность B. И. Вернадского, внесшего вклад в развитие геохимии, биохимии, радиологии, создавшего учение о ноосфере. В области гуманитарных наук работают выдающиеся историки В. О. Ключевский, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, П. Г. Виноградов, Ф. И. Успенский, Л. П. Карсавин, А. Н. Савин, социолог М. М. Ковалевский, экономист М. И. Туган-Барановский, языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ и др. Философия начала века — это философия духовного ренессанса России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, C. Л. Франк, Л. Шестов, П. И. Новгородцев и др.). Увлечение марксизмом, не оставившим равнодушными многих молодых философов, у большинства сменилось напряженными исканиями ответов на вечные вопросы бытия: что есть человек? Что есть дух? Что есть вера? Что есть Россия? Сборник «Вехи» (1909) стал своего рода философским манифестом эпохи: пришла пора отречься от обаяния революционных призывов, от грубого материализма и безверия, нужно вернуться к Богу и вере, признать духовное, нравственное самосовершенствование личности единственным способом преобразования общества. В художественной культуре начала XX века — буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны А. И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л.Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»). А в поэзии торжествуют декаденты — символисты (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов), акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), футуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя. Нечто подобное происходит в живописи. Почитают реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся едва ли не скандальными выставки «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, К. А. Коровин), «Голубой розы» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) и «Бубнового валета» (П. П. Конча-ловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк). Архитектура, пережив эпоху подражания классицизму и псевдоготике, находит себя в великолепных постройках в стиле модерн. Использование новых материалов (железобетон, сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый декор характерны для зданий, построенных в Москве по проектам В. О. Шехтеля (здание Московского Художественного театра, особняк фабриканта Рябушинского и др.). Музыка: продолжает работать Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. К. Глазунова и И. Ф. Стравинского (балеты «Весна священная», «Петрушка»); новые художественные открытия являют России музыка молодого С. В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А. Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»). Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. С. Станиславского, создавшего вместе с В. И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (славу ему принесла постановка «Чайки» А. П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов. Императорские Мариинский и Большой театры борются за зрителя, который нередко отдает предпочтение спектаклям Оперного театра, открытого меценатом С. И. Мамонтовым, и частной Опере Зимина. Блистают певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Ни-жинский. В первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский. В Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. У русской культуры — серебряный век.
Вариант 2
|