Перестройка СССР: попытки реформирования экономики и обновление политической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка СССР: попытки реформирования экономики и обновление политической системы.



В апреле 1985 г. во главе партии оказался Горбачев, выдвинувший курс на ускорение. Он хотел, чтобы экономика выполняла интересы социальной сферы. В 87 г. началась эпоха перестройки, которая в начале сводилась к экономической реформе, а затем в неё включили реформу политической системы и курс «На обновление идеологии». В 1987 г. принят закон о государственных предприятиях, который давал огромные права производителям и трудовым предприятиям. Предприятия становились самостоятельными хозяйственными единицами. Однако цены государство не решались сделать свободными, что снижало хозяйственную самостоятельность предприятия. Начиналась экономическая реформа, предполагала перестройку центрального аппарата, управление в сокращение количества министров и их аппаратов. Переход на партнерские отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел. Простор для коллективного и индивидуального предпринимательства открыл закон о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В аграрном секторе начались преобразования. Стали возникать фермерские хозяйства, но без государственной помощи они быстро прекратили своё существование. В конце 89 г. – в начале 90 г. была провозглашена новая цель экономической реформы – переход к рыночной экономике. В 95 г. намечалось перевести 20% предприятия на аренду. Под новую цель экономической реформы было принято 100 новых законов, которые в основном не работали. С 89 г. начал сокращаться национальный доход. Доходы населения стали падать, цены стали расти. Начались массовые забастовки рабочих, особенно летом в 1989 г. С 88 г. проводилось реформирование политической системы. Съезд народных депутатов стал высшим органом власти. В 89 г. прошли выборы депутатов в верховный совет и на съезд народных депутатов. Реформа проводилась под лозунгом «Вся власть советам». С помощью реформирования политической системы намечался переход к правовому государству, и созданию президентской республики и многопартийности. Из конституции СССР был изъят пункт о руководящей роли КПСС. В 1990 г. была образована конституция России. Появились новые партии и движения: «Демсоюз», «Демократическая Россия», «Республиканская партия», «Социал-демократическая партия» и т.д. В 1988 г. произошли погромы и резня в Сум Гаити, затем в Баку, Карабахе, столкновение в Волжской области между узбеками и Киргизами. Обострилась обстановка в южной Осетии. В 1991 г. в стране было более одного миллиона беженцев. В августе 1991 г. была сделана попытка государственного переворота, что ускорило развал СССР. 26 декабря 1991 г. верховный совет СССР официально признал роспуск СССР и само ликвидировался. Проводимая Горбачевым перестройка ухудшала положение большей части населения.

 

 

Вариант 3

Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Попытка партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения

 

 

60) Наука, культура и образование в СССР в средине 80 – х начале 90 – хг. г. г.

Вариант 1

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Издание порнографической “литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры. Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.

 

Вариант 2

Наука, культура и образование в середине 70-х – 90-х гг.

В связи с демократизацией и гласностью изменилась духовная жизнь страны: отменили цензуру, снят идеологический пресс, стали открываться архивы периодической печати, в сборниках статей “историки спорят”, “иного не дано”, появились новые, порой спорные оценки исторических процессов, происходивших в СССР. В 1987 г. образована комиссия ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов связанных с репрессиями 30-х – 40-х гг. и политических процессов 30-х – 50-х гг. Снятие идеологических запретов и его изданий таких произведений, как “Белые одежды” Дудинцева, “Дети Арбата” Рыбакова, “Ночевала тучка золотая” Приставкина. Стали издаваться запретные произведения Солженицына, Троцкого, Платонова, Пастернака. Появилась возможность познакомиться с трудами представителей русского зарубежья Бердяева, Розанова. Кинематографисты создали такие фильмы, как “Покаяние”, “Стояния” Климова. Шумных успехом пользовались пьесы Шаброва “Дальше, дальше, дальше…”. Начались реставрационные работы памятников истории, среди них Покровский собор, храм Христа спасителя. Постоянно проводятся в Арт галереи г. Москвы художников авангардистов. Общественное признание получило творчество художников: Глазунова, Шилова. В современной России стала возвращаться церковная культура. В образовании наметились тенденции создания коммерческих Вузов, колледжей. Государством гарантируется бесплатное обучение неполного среднего образования – “9 классов”. В образовании появилось возвращение к старым формам образования: образование гимназий, лицеев. В музыкальной жизни страны наибольшей популярностью пользуются массовые культуры. Современная культура России является отражением социальных, политических и экономических процессов, происходящих в обществе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.24.81 (0.01 с.)