Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1 (Дореволюционная экономика России)

Поиск

Лекция 1 (Дореволюционная экономика России)

Была ли Россия отсталой страной?

Россия отстает в развитии от западных (индустриальных) стран на 50 лет, из-за того что важные преобразовательные реформы были проведены значительно позднее, чем на Западе (отмена крепостного права 19/02/1861). Незавершенность реформ сдерживала развитие России.

Накануне Первой мировой войны Р. быстро развивалась, но была страной отсталой по сравнению с передовыми странами Европы и США. Развитие было неравномерным. Индустриальный сектор шел в ногу со временем, в то время как аграрный сильно отставал. Р. имела высококлассную науку и систему образования, но не стала центром инноваций, импортировала новинки. С 1861 по 1913 г. Р трижды поражали кризисы, из которых экономика выходила медленно (западные страны восстанавливались за 2-3 г.) В 1891 г. - страшный голод. Поражение в Русско-японской войне, революция 1905–1907 гг. – знаки нарастающей соц.-полит. Нестабильности. Но! Весь этот период был временем небывалого в истории страны экономического подъема. При этом незавершенность реформ сдерживала развитие.

Если обобщать, то отсталость преодолевалась медленно из-за реакционности царизма, бюрократии, обремененности имперскими амбициями, а более всего из-за пережитков феодализма. Россия обладала огромным потенциалом развития, однако не использовала его полностью. Именно этим объясняется быстрый подъем в период 1861–1913 гг., тем не менее, сохранение отсталости.

Аграрно-индустриальный переход. Капитализм и феодализм.(3102)

Развитие после крестьянской реформы. Промышленность и транспорт.

До: в первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась мелкими промыслами, а также неэффективными вотчинными мануфактурами, базировавшимися на крепостном труде. Развитие производства было неравномерным: успехи легкой промышленности соседствовали с запущенным состоянием тяжелой промышленности.

После: толчок к открытию машиностроительных заводов и развитию фабричного производства дали реформы Александра II 1860-х годов. Вольный труд был ощутимо выгоднее для многих предпринимателей – теперь им не приходилось платить оброк за работу крепостных на своих заводах.

Несколько основополагающих моментов в развитии промышленности в России:

  • Важную роль играли иностранные инвестиции. Особенно стоит отметить возникновение южного промышленного региона, куда шли капиталы из Франции – для металлургии, из Германии – для машиностроения, из Бельгии – для развития транспорта.
  • Росла численность городского населения – освобожденные крестьяне уходили в города на заработки, что способствовало развитию городской промышленности
  • Происходило масштабное строительство железных дорог, связавших Центральную Россию с Сибирью и Дальним востоком. В железнодорожном строительстве частные капиталы объединялись с государственными. Транссибирская магистраль, построенная во многом благодаря стараниям Витте, увеличила приток населения в посёлки, расположенные вдоль трассы, а это породило спрос на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Железнодорожные ветки, построенные в XIX веке, стали той важнейшей основой, на которой выросли современные сети российских железных дорог, до сих пор считающиеся главными транспортными артериями страны.
  • Развитие и распространение акционерных обществ и коммерческих банков создали благоприятную для развития промышленности финансовую среду.
  • Высокая степень вмешательства государства, и некоторые особо важные послереформенные преобразования, включающие в себя реформу фондовой биржи 1900 года и упорядочение трудовых отношений в промышленности в период с 1882 и по 1913 гг.

Но мы можем говорить о завершении промышленного переворота в 1880-х годах. К этому времени техника и машины получили широкое распространение во многих отраслях. Стали функционировать новые для России отрасли: угольная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, машиностроительная, химическая. В целом, производство переместилось на юг России.

В итоге мы можем заметить, что Российская промышленность росла необычайно высокими темпами, и не только из-за своего прежнего отставания в развитии, но в основном из-за умелых действий.

Аграрный вопрос.

Целей у новой аграрной реформы Столыпина было несколько: повысить эффективность; создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников; разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город (промышленность); обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны.

Основное направление реформ:

1). Разрушение общины и развитие частной собственности.

Все крестьяне получали право выхода из общины. Указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли.

Крестьянский банк.

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита.В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Переселение крестьян.

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%

Кооперативное движение.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. Однако реформа была прервана, из-за смерти Столыпина и начала войны. После этих обстоятельств результаты реформы быстро пошли на «нет». Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ.

Общество: между либерализмом и социализмом. (3102)

Лекция 2

Советская социалистическая экономика: становление и организация

Лекция 3 (Советская экономика: неизбежность кризиса и реформ)

Нарастание кризиса в промышленности. Методы

Лекция №4: Перестройка

Год – распад.

В 1989 г. после I Съезда народных депутатов СССР, как эффект падающего домино, по так называемым социалистическим странам Восточной Европы прокатилась волна антитоталитарных революций.

ГДР. Октябрь 1989 г. События, связанные со стремлением руководства страны приостановить бегство своих граждан в Западную Германию, привели к массовым выступлениям в Берлине и Лейпциге. Э. Хонеккер вынужден был уйти в отставку. В марте 1990 г. свободные выборы привели к победе оппозицию, коммунисты уступили власть.

Болгария. Ноябрь 1989 г. Острая политическая борьба в партийном и государственном руководстве привела к отставке Т. Живкова со всех постов.

Чехословакия. Вторая половина ноября 1989 г. Разгон студенческой демонстрации в Праге привел к массовым выступлениям против режима по всей стране. "Бархатная" революция сделала президентом В. Гавела, который еще вчера сидел в тюрьме. Снова появился на политической сцене А. Дубчек, но теперь он уже казался старомодным консервативным социалистом, время которых ушло.

Румыния. В декабре 1989 г. восстание, бои с кровавыми жертвами. Расстрел диктатора Н.Чаушеску и его жены, приход к власти Фронта национального спасения.

Польша. После выборов в конце 1989 г. президентом становится руководитель "Солидарности" Л. Валенса. На смену коммунистическому правительству М. Раковского приходит правительство либералов Мазовецкого – Балцеровича, которое с января 1990 г. устраивает Польше лечение "шоковой терапией".

В конце 1990 г. при рассмотрении союзного бюджета Ельцин объявил, что Россия будет перечислять в бюджет Союза 26% своих доходов, и больше ничего; двухканальная налоговая система переставала при этом работать. Союзный центр оставался без доходов, соразмерных с его расходами, в том числе военными. Зато в его власти был печатный станок.

Затем последовал калейдоскоп событий 1991 г.: Литва, борьба за перевод союзных предприятий в российскую юрисдикцию, референдум о судьбе Союза, маневры правительства B.C. Павлова, в ходе которых обмен крупных купюр, задуманный ранее как тип денежной реформы перед либерализацией цен с целью сокращения инфляционного навеса, был дополнен запоздавшим на три месяца, но все-таки осуществленным административным повышением цен, любимым детищем нового главы кабинета.

Начались переговоры по новому Союзному договору, Новоогаревский процесс, посредством которого Горбачев хотел уйти от жестких репрессивных мер, подсказываемых ему консерваторами, сохранить образ демократа и реформатора.

Затем путч 19 августа, победа демократии и осень подготовки реформ. 6 ноября 1991 г. было образовано новое правительство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным, зампредом правительства назначен Е.Т. Гайдар. Декабрь – распад Союза и отрешение Горбачева от власти.

1991 г. крайне трудно анализировать с точки зрения экономики и экономической политики. Это конвульсии умирающего коммунистического гиганта. Упадок системы привел к логическому концу. Грандиозный социальный эксперимент, наверное самый масштабный в истории, закончился провалом.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

 

Лекция 5 (Программы перехода от плановой к рыночной экономике)

Программа «500 дней».

Программа 500 дней (Шаталин, Явлинский) - непринятая программа перехода к рыночной экономике для преодоления кризиса 1990г. с задачей: «взять у государства и отдать людям».

Предложения: 1) приватизация гос. собственности; 2) децентрализация управления экономикой; 3) предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе Горбачёва и Ельцина, программа предложена Шаталиным. Основные пункты программы «500 дней» повторяют программу Бальцеровича (1989 г.) для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект - «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

Этапы: 1) 1-ый этап (100 дней) - приватизация жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. 2) 2-ой этап (100-250 дни) - либерализация цен. 3) 3-ий этап (250-400 дни) - стабилизация рынка. 4) 4-ый этап (400500 дни) - начало подъёма.

 

План действий последнего правительства СССР (3103)

План действий правительства Гайдара

Ядро группы единомышлинников ("команды Гайдара") составляли Александр Шохин, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.
В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план первоочередных действий Российского правительства по стабилизации экономического положения: стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе, "отпуская" цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики. При этом Гайдар выразил надежду, что в результате проводимых правительством мероприятий к концу года рост цен замедлится до нескольких процентов в месяц, курс рубля стабилизируется, возникнут "объективные предпосылки" для притока в экономику России иностранных инвестиций.
Однако приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 г. Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положени населения. В средствах массовой информации стали появляться призывы к смещению правительства, поддержанные некоторыми видными политическими деятелями (включая вице-президента Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова).

Дополнительно инф-ия из учебника:
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда "500 дней" работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: "Стратегия России в переходный период" и "Ближайшие экономические перспективы России".

Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.

Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при "мягком" политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.

Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, "500 дней"), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.

 

Подготовка реформы

К осени 1990 года были представлены несколько программ экономической реформы: мартовская программа Рыжкова, «500 дней», D-day. Началась ожесточенная борьба программ: в Верховном Совете СССР столкнулись две программы – «500 дней» и программа правительства СССР (Рыжкова- Абалкина). Первая – радикальная, вторая – умеренно-радикальная. Программа «500 дней» широко рекламировалась внутри страны и за рубежом. Горбачев сначала готов был ее принять, но впоследствии от нее отказался, после чего фактически начался процесс его ухода из власти. В начале 1991г. Еще одна программа была подготовлена В.С. Павловым (в основном – копия программы Рыжкова-Абалкина), аналогичная ей программа была разработана для России (программа Е.Ф. Сабурова). Таким образом, следовало срочно сделать выбор и действовать решительно.

В ноябре 1991 года в Правительство России входит Е.Т. Гайдар. Он не представляет цельного текста программы, а сразу же начинает работу над конкретными указами, постановлениями и законами. Фактически до лета 1992 года было только 2 кратких документа: «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый из них был скорее программой национальной государственности России: он определял курс на экономическую независимость России при «мягком» политическом союзе. Второй констатировал, что экономическую политику России определяет сочетание 3-ех кризисов, оставленных после разрушения СССР: инфляционного, платежного, системного.

Фактически подготовка программы реформ завершилась составлением нескольких разрозненных программ, однако все они признавали необходимость и неизбежность шоковой терапии и радикального варианта реформ, который и реализовал Гайдар.

32.Либерализация цен и свобода торговли. Демонтаж планово-распределительной системы. (3103)

Открытие экономики. Введение свободного рыночного курса рубля.

Открытая экономика, обеспечивающая свободное движение товаров, людей и капиталов, почти столь же важный институт эффективной рыночной экономики, как и свободные цены. Эффективная рыночная экономика с активной конкуренцией может быть только открытой. Она позволяет ускорить насыщенность внутреннего рынка, ликвидировать товарный дефицит. Открытие экономики способствует росту конкуренции со стороны иностранных производителей, что приводит к рационализации производства.

В ходе рыночных реформ в России открытие экономики имело особое значение. Открытие российской экономики прошло три этапа: I этап – подготовительный (1987– 1991 гг.). Открытие доступа импортерам к валюте (валютные фонды); лицензирование экспорта, дифференциация валютного курса для различных видов импортных товаров. Начало движения капиталов между Россией и остальным миром. II этап – радикальная реформа (1992г.). Указ Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Полная либерализация: разрешение ведения внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Все граждане получают свободный доступ к валюте. Незначительные ограничения оставались только для предприятий и юридических лиц. Финальная мера – введение рыночного курса рубля: с 1 июля 1992 года валютный курс определяется спросом и предложением на ММВБ, что стало завершением открытия экономики. Россия за полгода по внешним связям стала одной из самых либеральных стран в мире. III этап – протекционистская реакция (1993–1998 гг.). Данный этап ознаменовал, по сути, откат к некоторым мерам переходного периода. Увеличились импортные пошлины, вводились специфические, дифференцированные ставки на различные типы товаров. Введение количественных, нетарифных ограничений (квоты, лицензии), которые стали генератором коррупции.

Несмотря ни на что, после кризиса 1998 г. стало ясно, что Россия осталась страной с открытой экономикой.

 

Лекция 7 (Приватизация)

Содержание и цель макроэкономической стабилизации.

Содержанием процесса макроэкономической стабилизации: достижение стабильности общего уровня цен, производства и занятости после того, как эти параметры по тем или иным причинам были выведены из состояния равновесия, например в ходе кризиса.

В переходной экономике, в том числе в России, открытая фаза кризиса начинается после либерализации цен. Тогда обычно инфляция резко усиливается, усиливается спад производства, сокращается занятость.

В этих условиях первая и главная цель макростабилизации: остановить рост цен, ввести в приемлемые границы инфляцию, создать тем самым условия для восстановления роста экономики и уровня благосостояния населения. При этом антиинфляционные меры могут угнетающим образом воздействовать на производство и занятость. Пока имеют место эти явления, в целом макростабилизация не считается завершенной. Однако если достигается сначала снижение инфляции, стабилизация цен и курса национальной валюты, то уже можно говорить о частичной, ценовой, или финансовой, стабилизации.

В России в 1992 г. была осуществлена широкомасштабная либерализация цен, сопряженная с демонтажем всей планово-распределительной системы. С 1 июля был введен свободный рыночный курс рубля. Сделано это было в условиях крайне острых структурных диспропорций в экономике и при наличии огромного инфляционного навеса, сложившегося вследствие безответственной денежной политики предыдущего правительства при твердых государственных ценах. Предпринять какие-либо шаги по предварительному сокращению масштабов инфляционного навеса, как это предполагалось в программе "500 дней", не удалось. Поэтому крупный скачок инфляции был предопределен.

Вслед за либерализацией должны были быть осуществлены весьма жесткие меры по финансовой стабилизации. Сделать это можно было только путем резкого сокращения государственных расходов и сжатия денежной массы плюс к этому посредством усиления контроля за ценами и тарифами естественных монополий.

Макроэкономическая стабилизация – один из самых болезненных и тяжелых процессов переходного периода и, естественно, уже по этой причине предмет самых ожесточенных споров.

Разделение рублевой зоны.

Первоначально рублевая зона была основана на использовании советского рубля, единственного законного средства платежа на территории всех пятнадцати республик СССР, которые в 1991 году одна за другой стали объявлять о своем суверенитете, но продолжали использовать общую валюту. Смысл рублевой зоны был в том, что 15 национальных банков самостоятельно проводили эмиссию, а от ЦБ требовали во имя дружбы и сохранения СНГ давать так называемые технические кредиты и снабжать наличностью. Но на первом этапе макроэкономической стабилизации (была предпринята в 1992 году и продолжалась 3-4 месяца), чтобы сладить с инфляцией, надо было разграничить денежные системы бывших союзных республик, что явилось впоследствии болезненным актом, вызвавшим обвинения в дальнейшей дезинтеграции Содружества.

Произошли существенные изменения в безналичном денежном обращении, когда его стал регулировать не единый Государственный банк СССР, а центральные банки уже самостоятельных государств. В результате Центральный банк Российской Федерации, правопреемник Госбанка, с 1 июля 1992 года ввел особый порядок расчетов с национальными банками соседей. По инициативе Гайдара в ЦБ были открыты корреспондентские счета для национальных банков стран СНГ (платежи этих государств реализовывались только в объеме средств, находившихся на корреспондентском счете данного центрального банка в ЦБ РФ на данный день). По сути это означало конец рубля как единой валюты для безналичных расчетов и разделение зоны на 15 составляющих, а также появление российского, белорусского, казахского и т. п. безналичных рублей, между которыми стали устанавливаться рыночные соотношения (курсы конвертации), долгое время называемые «повышательными» коэффициентами. Однако этот важнейший поворотный пункт в развитии денежной системы «смягчался» (вплоть до весны 1993 года) обильным предоставлением Центробанком РФ и российским правительством так называемых технических кредитов государствам СНГ. Это означало продолжение импорта в Россию инфляции в основном из Казахстана, Узбекистана и Беларуси. Так, технические кредиты странам СНГ были практически прекращены. При этом во второй половине 1992 — первой половине 1993 года как российский, так и советский наличные рубли оставались законными платежными средствами на территории большинства бывших советских республик (кроме, Литвы и Латвии, которые объявили свои изначально эрзац-валюты единственными законными средствами платежа).

Полное разделение наличного денежного обращения произошло в июле 1993 года после «денежной реформы» В.В. Геращенко, когда в России за три дня (24-27) был произведен обмен советских и первых российских рублей на новые денежные знаки, которые и стали единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. В течение полугода все ввели собственные валюты или объявили ранее существовавшие эрзац-валюты единственными законными средствами платежа на территории своих государств. Единственным государством, которое после 1993 года продолжало использовать российский рубль в качестве национальной валюты, остался Таджикистан, но и он в мае 1995 года так же ввел собственную денежную единицу.

Причины распада рублевой зоны для республик: Страны Балтии и Украина решили ввести собственную валюту главным образом по политическим причинам: они стремились добиться суверенитета и в денежной политике. Российская монетарная политика в 1992–1993 годах была слишком инфляционной для государств Балтии, которые хотели быстро стабилизировать свою экономику (особенно Эстония и Латвия). Для Украины и Беларуси российская монетарная политика представлялась чрезмерно рестриктивной, они хотели выпустить даже больше денег, чем можно было ожидать от ЦБ РФ. Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Молдова, Армения и Грузия, которые последними покинули рублевую зону осенью 1993 года, были просто вытолкнуты из зоны в результате обмена рублевых банкнот, проведенной ЦБ РФ в июле 1993 года.

Стоит сказать, что продление распада рублевой зоны нанесло существенный ущерб всем государствам бывшего СССР. Из-за этого в России неудачей закончились две попытки провести макроэкономическую стабилизацию (в 1992 и 1993 годах), в других бывших союзных республиках начало реальных реформ было отложено на два года и даже больше.

48. Вторая попытка стабилизации. Секвестр на 30%. Черный вторник – 11 октября 1994 года.

Вторая попытка была предпринята летом–осенью 1993 г. В начале года из Правительства ушел Гайдар, ослабление денежной политики его не спасло, чуть затормозило темпы спада экономики.

В правительство Черномырдина в качестве вице-премьера и министра финансов пришел Федоров, декларировавший умеренную денежную политику, без шока, но одновременно начавший упорную борьбу с Геращенко. В конце лета в Правительстве снова появился Гайдар, и вместе с Федоровым они стали закручивать бюджетные гайки. В то же время Геращенко отчасти внял призывам Правительства и брани Федорова в его адрес. Осенью на 20% был секвестрован бюджет.

Денежная база стала сильней ограничиваться с сентября, когда она выросла на 10,4% против 27,6% в августе. В итоге поджался агрегат М2. С ноября пошла на убыль инфляция. Исключая январь 1994 г., темп роста цен продолжал снижаться до августа. Но с ноября 1993 г. усилился спад производства: месячные показатели достигли 3,5– 4,1% падения к предыдущему месяцу.

В авг. 1993 г. спад за предыдущие 12 месяцев составил 27,3%. В мае 1994 г. – 28,1% (рекорд), в марте и июне – 27,5%. С октября 1993 г. по май 1994 г. была выбрана почти половина всего спада промышленной продукции 1992-1998 гг.

Политический итог был подведен еще в дек. 1993 г., когда после разгона Верховного Совета на парламентских выборах победу одержал Жириновский, Е. Гайдар и Федоров ушли в отставку. Макроэкономика оказалась брошенной на Черномырдина и В. Геращенко, что не сулило ничего хорошего. Радикальные либералы типа Илларионова предрекали правительству скорый провал.

В 4 квартале 1993 г. и 1 квартале 1994 г. произошел качественный скачок. Рестриктивная финансовая и денежная политика давала снижение инфляции, но усиливала спад и толкала вверх неплатежи, с помощью которых производство старалось избежать еще более драматического и быстротечного падения, неизбежного в том случае, если бы предприятия производили только то, что можно продать за "живые" деньги.

В течение 1994 г. вплоть до окт. инфляция падала, тогда как денежная масса росла быстрее, чем цены. Позитивная динамика цен, а также то, что количество денег росло чуть медленнее, чем в 1993 г., создали иллюзию, что так может продолжаться и дальше. Увеличились централизованные кредиты на посевную, на "северный завоз". В 1994 г. ЦБ проводил политику стабилизации, неоправданного завышения курса рубля. Так, с янв. по авг. курс рубля к доллару снизился на 46,8%, а цены выросли на 61%. Импорт в $ дешевел, обстановка на потребительских рынках казалась благоприятной для потребителя.

Развязка наступила 11 октября 1994 г., в "черный вторник", когда курс рубля за один день упал почти на 30 процентных пунктов. Хотя по инициативе Совета безопасности во главе с Лобовым были начаты расследования этого факта на предмет выявления вредительства, в отставку были отправлены Геращенко, Шохин, Дубинин, на самом деле произошла корректировка, обусловленная накоплением предыдущих ошибок, прежде всего ослаблением денежной политики. Вторая попытка стабилизации завершилась уже в декабре 1993 г., а расплата за расслабленность и нерешительность наступила в октябре 1994 г.

49. Третья попытка стабилизации. Валютный коридор. Второй секвестр на 20%.

Третья попытка стабилизации состоит из шести эпизодов.

Эпизод 1. Прекращение кредитов ЦБ на покрытие дефицита бюджета. Принципиальное решение было принято на совещании у Черномырдина еще до "черного вторника". Предпосылки плана такие: 1) по мнению участников дискуссии, расходы бюджета сокращать будет невозможно, они и так уже снизились до 20% ВВП. (стоит учесть 1995 - год парламентских выборов). Доходы. Все признавали необходимость улучшения сбора налогов, как это делать - никто не знал. Впервые поставлен вопрос об увеличении поступлений от приватизации для заполнения "ямы" доходов. Единственно возможные источники - неинфляционные. Наращивание государственного долга, благо внутренний гос. долг. обесценился, а внешний долг России был не столь велик по сравнению с ВВП. Надо было раскручивать рынок ГКО. Начало петли, которая удушила в 1998г.

Эпизод 2. Январский кризис 1995 г. -Высокая инфляция, недоверие рынков, рост спроса на валюту. Был момент, когда резервы ЦБ снизились ниже 400 млн. долларов. По прохождение 2 дней игра валютных спекулянтов на понижение выдохлась и курс рубля пошел вверх.

Эпизод 3. Валютный коридор. Начал падать курс доллара (с марта). Выпущены ОГСЗ - облигаций государственного сберегательного займа. Тенденция падения доллара была неустойчива. Были предложены такие варианты регулирования курса: фиксации курса, crowling peg и валютный коридор. Избран валютный коридор с горизонтальными границами от 4300 до 4900 руб. за доллар. Удачная мера, валютный рынок был стабилизирован.

Эпизод 4 Банковский кризис в августе 1995 г. Трудности в банковской системе после введения валютного коридора. Исчезли централизованные кредиты и валютные спекуляции. Межбанковский рынок просел.

Эпизод 5 Денежные суррогаты. 1994г - начался выпуск казначейских обязательств.1996 Ко отменены (вредны т.к. доходы бюджета стали формироваться в КО). 1995-1996 - появились казначейские налоговые освобождения.(КНО)Запрещены летом 1996. (переход к формированию дохода в КНО). КНО сменили поручительства Минфина.(конец 1997 запрещены). Разрешены взаимозачеты с бюджетом на 40 трлн. руб. Все эти акции - попытка вывернуться из жестких бюджетных ограничений.

Эпизод 6 Расходы сверх бюджета. В эти годы наряду с нарастающей остротой бюджетного кризиса была практика, когда указами Президента предписывались расходы, не предусмотренные бюджетом что бюджет к тому же еще не исполнялся доходами. Порядок был таков: помощники президента Ельцина проводили на прием регионов, директоров и тд. с просьбами о государственной поддержке. Следовала резолюция, а то и указ. Выполнять надо было обычно тем, чьих виз не было, - Минэкономики, Минфину.

Дискуссия о монетаризме.

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Инфляция– это денежный феномен. Стало быть, управляя денежной массой, можно обеспечить стабильность общего уровня цен, не прибегая к их административному регулированию.

(Монетаризм- одно из главных направлений неоклассической экономической мысли).

В основе макротеории управления предложением денег лежит уравнение Фишера: 𝑃𝑌 = 𝑀, а

в процентах относительно темпов инфляции это 𝑛 = 𝑚 − 𝑦 − 𝑣. Если искажается денежная масса, то падает

производство. Если хотим поднять производство, прекращаем давить на 𝑀, и начинается инфляция. Между

этими двумя зверьми металось правительство РФ с 1992 по 1999 гг.

В России в начале 90-х годов была предпринята попытка решать экономические

проблемы (инфляцию) с помощью монетаристских мер. Среди них – сжатие денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, политика дорогого кредита, валютное регулирование, ликвидация так назы-ваемого «денежного навеса» с помощью обвальной либерализации цен. В основном проблемы решались с помощью денежных средств. Правительство вело неумеренную финансовую политику, и приходилось использовать увеличение предложения денег при отсутствии валютных резервов.

Была увеличена эмиссия денег, но это не

привело к ожидаемым результатам, а как раз наоборот.

Для сложившейся, нормально работающей рыночной экономики рассматриваемые меры были бы, возможно достаточными. Но в экстремальных условиях кризиса в России, глубоких структурных и институциональных перемен чисто монетаристские меры борьбы с инфляцией не могли решить этой проблемы. Они должны быть сопряжены с активной ролью государства в перестройке реальной экономики, переводом ее на новый рыночный режим работы и антикризисными мерами. К сожалению, этого сделано не было, рецепты монетарной политики механически применены к совершенно уникальным реалиям, и это дало результаты, противоположные продекларированным.

 

 

Увеличивая количество денежной массы получаем эффект уменьшения

коэффициента монетизации. А это означает уменьшение реального ВВП.

Политика, ставящая своей целью любыми путями сократить дефицит госбюджета и пренебрегающая нуждами реальной экономики, затянула ее в некий порочный круг: жесткое сокращение бюджетных расходов на эконо-мические и социальные цели, налоговый прессинг подавляют и снижают экономическую активность, что сужает базу для налоговых и других дохо-дов, усиливает бюджетную напряженность, увеличивает бюджетный дефи-цит, а это вновь толкает на путь ужесточения фискальных мер.

В результате монетаристкой политики, проводившейся в 90-е годы в России, его население лишилось своих сбережений, а предприятия и организации денежных средств на счетах в банках, а также вложенных в ценные бумаги. Этим был дан старт долговременному и болезненному процессу демонетизации экономики. В дальнейшем он развивался в форме жесткого ограничения эмиссии, приведшего к резкому отставанию роста денежной массы (М2) от увеличения стоимости ВВП в текущих ценах. «Для прекращения инфляции мы прекращаем предлагать новые деньги. Денежную массу мы сократили, но одновременно производство упало»,-на лекции.

 

+ К 96му удалось перейти к финансированию бюджета из неинфляционных источников – приватизация и казначейские обя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.91 (0.014 с.)