Международный опыт: Скандинавия, США, Восточная Европа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный опыт: Скандинавия, США, Восточная Европа.



Распределение жилого фонда по категориям собственности в скандинавских странах.

Страна Виды собственности
Индивид. д/х Коллективная собственность Частные прибыльные компании Обществ. сектор, наем Муницип. сектор или соц. наем Другие
Дания            
Норвегия           -
Швеция            
Финляндия   -        
Исландия           -

В Норвегии значительную помощь в вопросе управления жилищным фондом оказывает Жилищный банк Норвегии (Хюсбанкен). Активную позицию занимают и сами жильцы: они успешно распоряжаются и управляют своей недвижимостью. Собственники жилья не всегда заинтересованы в совместной работе по уборке придомовой территории, но чтобы обязать жильцов этим заниматься, введено правило: кто не вышел на общественные работы — тот платит за свое отсутствие.

 

Структура собственности на жилье и расселения домохозяйств в США:

             
Собственники жилья 55% 62% 63% 66% 64% 66%
Арендаторы 45% 38% 37% 34% 36% 34%
Арендаторы в домах публичной собственности - 0,9% 1,4% 1,5% 2,6% 1,8%
Прочие арендаторы, получающие субсидии - - 0,2% 2,3% 2,8% 4,2%

В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Главным управленцем в жилищном хозяйстве является: Министерство жилищного строительства и городского развития США — федеральный исполнительный департамент, который отвечает за управление программами жилищного строительства и развития городского хозяйства; образовано в 1965 году.
В США 400 городов, регулирующих тарифы на жилищные услуги. Всё остальное — рынок

Структура собственности на жилье в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-1994 гг. (%)

Страна Гос. и муницип. собственность Частная аренда Собственное жилье Другое
                 
Чехия 29,6 27,6 0,9 4,7 40,3 42,2 29,2 25,5
Венгрия     0,5   77,5      
Польша 29,7 25,4 5,2 5,2 40,2 41,7 24,9 27,7
Словакия 27,3     0,5 50,2 51,6 22,5 21,9
Словения 31,2 8,9   3,4 65,4 87,7    
Всего центр. Европа 28,2 23,1   3,9 48,5   20,3  
Албания 35,4       64,6      
Болгария 6,6 6,8 1,5 3,2 91,7 89,7 0,2 0,3
Хорватия 25,5 10,5   3,7 69,6 84,5 1,9 1,2
Румыния 21,1 7,8     76,1 88,9 1,8 0,4
Всего Юго-Вост. Европа 18,7 7,6 1,1 3,1 78,7 89,1 1,7 0,5
Всего   18,6 2,1 3,8   64,2 14,9 13,4

 

Сначала в Восточной Европе (такие как Польша, Румыния и т.д.) попытались применить западную модель приватизации, продавая на аукционах гос. имущество, но они принесли куда меньше, чем планировалось. В польше пришли к тому, что эта модель работает, но ей нужно время, и медленная приватизация западного типа дала плоды лишь в 1996-1997 годах.

В Польше важную роль в росте частного сектора играла не приватизация прежних госпредприятий, а создание новых изначально частных компаний. В Польше в 1994–1997гг. около миллиона человек получили работу в новом частном секторе, а в 1998 г. малый и средний бизнес обеспечивал третью часть ВВП и примерно 60% рабочих мест. Сходные явления имели место в Словении, Хорватии, Венгрии, Литве**. Ясно, что при этом приватизация старых неэффективных госпредприятий не является столь актуальной, да и политический конфликт внутри элит в этих странах не был столь острым. В России все обстояло не так.

С 2001 года существует ИВО – Инициатива «Жилищное хозяйство в Восточной Европе» является объединением частных и государственных партнеров, цель которых – содействие развитию жилищного хозяйства и строительного сектора в Восточной Европе на началах рыночной экономики и экологической целесообразности.

 

111. Современный этап жилищной реформы в России.

Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992–1994 гг., но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить до 10–15% ВВП, т.е. в 2–3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи. Такой задачей не может быть и получение доходов в бюджет. Денежный этап приватизации имел какой-то смысл до 2000 г., пока в бюджете зиял дефицит. Сейчас же целесообразно поставить приватизацию на службу модернизации, т.е. реконструкции и повышению эффективности российских предприятий. Это означает прежде всего привлечение инвестиций.

Между тем в идеологии приватизации продолжают превалировать прежние установки. В проекте закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенного в Госдуму в 2000 г., предусмотрено 10 способов приватизации, причем ни один из них не содержит условия привлечения инвестиций для реструктуризации предприятия. Во всех случая речь идет только о денежной выручке.

Продажа на конкурсе предполагает победу того, кто предложит более высокую цену при выполнении определенных условий. В исчерпывающем перечне условий конкурса обязательства по инвестициям не значатся.

Отрицательное отношение к инвестиционным конкурсам связано с тем, что инвестиции обещались, даже оформлялись документально, но реально не делались, тогда как предприятие по итогам конкурса сразу переходило в собственность покупателя. Ошибку поправили лишь в 1997 г., когда Законом "О приватизации" был предусмотрен такой способ, как приватизация на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями. По этому способу победитель приобретал права собственника только после выполнения всех условий конкурса.

В декабре 2001 г. профессор Вильд*, сравнивая приватизацию в Восточных землях Германии и в России, отметил то обстоятельство, что в Германии Опекунский совет (Tvoihandan-shtaft – германский вариант Госкомимущества) стремился продавать целые объекты: было кому продавать, инвестиционные условия имели смысл. В России же богатых покупателей не было (в 90ых), продавали акции долями, и в этих условиях инвестиционные конкурсы казались неуместными. На современном же этапе есть очень много желающих покупая и инвестировать заодно.

 

Реформа ЖКХ и политика доходов

В кризис 1998 года люди страдали из-за потери доходов, работы, уверенности. Жильё, которое было у них, было их опорой. Решение правительства заключалось в том, что тарифы не повышаем или повышаем по минимальности, чтобы граждане могли укладываться. А потом организации стали пользоваться своим монопольным предложением. Так например тарифы ЖКХ с 1997 года по 2006 выросли в 13,7 раза, что в 2 раза превосходит рост инфляции и номинального располагаемого дохода.

Доля расходов на ЖКХ в бюджете д/х в России сейчас меньше чем во многих развитых странах, но это разница будет быстро сокращаться.

Тарифы ЖКХ регулируются директивно, при этом федеральный центр начал регулировать ЖКХ только с 2005 года.

Европейская норма для работы, чтобы накопить квартиру, если ничего не тратить, — 3–5 лет. В России — 16 лет, если сберегать 30 %, и 5,3 года, если вообще не есть. При этом у нас средняя площадь равна 54 квадратным метрам, но это только для молодожёнов без ребёнка.

Ставки процентов по ипотеке сейчас в 2 раза больше потребительской инфляции.

К 2018 году запланировано, что стоимость жилья снизиться на 20%, но если мы попытаемся вторгнуться на уже существующий рынок и попытаемся сломать сговор, который есть в регионах, сломать монополию на элитное жильё, то мы потерпим крах. Если мы хотим более дешёвое жильё создать, то бессмысленно вторгаться. Надо создать рынок жилья эконом-класса. Это попроще, но со всеми европейскими удобствами, просто строим из дешёвых материалов, но людям трудно доказать, что дешёвое жильё — это реалия.

 

113.ЖКХ, местное самоуправление и низовая демократия.

Думаю, сюда подойдет ответ из 112 вопроса.

 

Лекция 20 (Государство и экономика)

Исходные посылки для обсуждения роли государства в экономике (инфа из прошлогодних лекций)

Вопрос—может ли государство своими действиями привести к процветанию экономики.

Есть следующие посылки:

• Государство в экономике присутствует всегда, оно выполняет функцию ночного сторожа — блюстителя правил и законов, без которых не будет рынка.

• В разных странах роль государства в экономике различна, и эти различия определяются различием состава и объёма государственных функций. БОльшую роль играет бюрократия и желание захватить и оттянуть побольше ресурсов.

• Практическая политика не может строиться на одной доктрине. На каждом этапе развития выдвигается своя какая-нибудь доктрина. Меркантилизм, физиократия, либеральный порядок. Целая группа мыслителей говорила, что если не вмешиваться, то тогда при наименьшем вмешательстве стимулы продавцов и покупателей приведут к наибольшим успехам. Это распространялось и на внешние связи, в частности, принцип laissez-faire. Эта политика пошла со Смита, Локка, Юма, и она иссякла только накануне Первой мировой. Первой мировой войне причиной было то, что Германия накапливала силы, сокращала отставание, планировала передел мира, а мир был поделён колониальными державами. Перед Первой мировой в политическом плане центрально европейские страны были самыми либеральными, как это ни странно. Эти споры продолжаются и до настоящего времени: посмотрите на работу Стиглица. Он в этой книге критикует либеральное крыло и подчёркивает дирижистские мотивы. Если же вспомнить имя Кейнса—сторонника дирижизма—то выяснится, что «новый курс» был не знаком с именем Кейнса, и надо было просто опираться на профсоюзы для создания рабочих мест. Рузвельт стал почти что социалистом. Американский либерал—это тот, кто заботится о бедных. Ясин одно время работал со Стэнли Фишером, который был распределителем мирового фонда. Ясин предложил Стэнли встретиться с каким-то экономистом, а тот не согласился, сказал, что он слишком напряжённый. Кризис последний произошёл не совсем из-за того, что были либеральные доктрины. Нынешний кризис обусловлен неправильной дирижистской политикой Алана Гринспена, который долгое время председал в ФРС. Его политика—основа кризиса—заключается в том, что он хотел содействовать экономическому росту путём увеличения ликвидности. А либерализм опирается на монетаризм, предложение должно соответствовать спросу.

Итак, есть какие-то теории, такие-то практики, и мы должны сами принять решение, какие положения из ассортимента доктрин годятся. Пример: кризис в 90-е случился из-за либеральной доктрины, которая сотворяла рыночную экономику. Плановая экономика—это полное отрицание рыночного регулирования. Потом кончился трансформационный кризис, он кончился кризисом 1998 года. Надо было строить институты рыночной экономики, которые нельзя было построить во время кризиса, ибо в 1990-е создали что-то базовое, и то несбалансированное. Возникла задача перестройки структуры экономики. Поэтому опираться только на свободного рынка нельзя,—говорит нам свободный либерал Ясин. Он предостерегает: не надо быть доктринёром! Общество часто сталкивается с проблемой: либо мы научимся, либо будем только нефть и газ продавать, существуя и отставая.

При этом Ясин не одобряет политики Путина. Создавая сильные государственные институты, он способствовал созданию бюрократии и коррупции. В последних статьях В. В. П. полно либеральных идей, но мы теперь сталкиваемся с новой проблемой: придётся либерализовать всё после 12 лет государственных корпораций и экспроприации нефтегазовой промышленности.

• Оптимальный размер государства зависит от условий, стадии развития страны, позиции относительно других стран, особенностей культуры. Сейчас просто модны разговоры, что Запад клонится к упадку, а Китай — это сила. Но у них 200 млн человек — это аграрное перенаселение. Но она исчерпала себя; рабочая сила уехала в города, подорожала, а дешёвая рабочая сила была главным двигателем Китая. Если мы хотим воспользоваться китайским опытом, то нас с ним, кроме гигантской бюрократии, ничего не объединяет. Во времена Сталина можно было вытягивать из деревень, чтобы производить алюминий на берегах Енисея а теперь их придётся вырывать с других предприятий.

Функции государства

«Основные функции государства:

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

• национальная оборона;

•народное хозяйство (включая расходы на поддержание государственной инфраструктуры – гидрометеорология, охрана окружающей среды и т.п., инвестиции, дотации и субсидии предприятиям);

• социально-культурные мероприятия (социальные программы – здравоохранение, образование, культура, наука, социальная защита);

• расходы на государственное управление и местное самоуправление;

• обслуживание государственного долга (долгов муниципальных и других органов).»

(с) Ясин

« Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе. Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества»

(с) учебник по ТГП



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.032 с.)