Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 11. Структура российской экономики и структурная политика.

Поиск

64. Советское наследие.

СССР: закрытость экономики (у фирм нет выхода на рынок, ни на внешний, ни на внутренний), плановый характер хозяйства, высокая степень монополизации.

Советская экономика по происхождению имела три источника и три составные части: марксистскую доктрину, дополненную ленинским учением, войну, так как социалистическая плановая экономика была рождена в условиях рационирования, регулирования производства и ограничения рынка (Советская экономика отроду была экономикой мобилизационной) и монополизацию.

Советская плановая система была построена в соответствии с теоретическими представлениями марксизма-ленизма с кое-какими поправками на жизненные реалии: государственная собственность на средства производства; отрицание рынка и конкуренции; государственное ценообразование практически на все виды продукции на основе издержек; заработная плата была единственной денежной категорией, которая оказывала влияние на движение реальной рабочей силы; полная закрытость экономики.
Эта система выросла на ряде следующих тенденций, которые имели место в XIX в.: концентрация производства и капитала, возникновение и укрепление крупных монополий, достигавших размеров, позволявших им влиять на функционирование рыночных механизмов. Большевики построили социализм в России, и советская социалистическая система стала представлять собою реализацию идеи единой государственной монополии. Управление производством и обменом было построено на принципах рациональной организации: 1) разделение труда, специализация, устранение параллелизма; 2) единоначалие; 3) иерархическая структура; 4) формализм, диперсонализация отношений; 5) применение санкций и поощрений.

Недостатки реального функционирования системы:

1) Система оказалась весьма громоздкой в административном плане. Во всякой большой монополии, в которой управление строго централизовано, рано или поздно проявляется недостаток гибкости и мобильности и избыток неповоротливости.

2) Система была лишена внутренних стимулов, которые побуждали бы к росту эффективности и к лучшей координации. Ведущим мотивом эффективной работы, пока правил Сталин, был страх. Репресси оказались органически необходимым элементом репрессии.

3) Органическим свойством советской социалистической экономики стал товарный дефицит. Сам факт отсутствия равновесных цен должен приводить к возникновению дефицита одних товаров при избытке других.

4) Столь же органическим дополнением к формальной планово-распределительной системе была теневая экономика. Дефицит был важнейшим фактором, питающим ее. Преобладала бартерная экономика, заводы припрятавали ценные товары, чтобы в случае чего выменять их на что-то им нужное.

5) Накопление структурных деформаций и неэффективности стало фактором, постоянно сопровождавшим функционирование системы в течение всей ее жизни.

Стоит отметить, что милитаризация – одна из главных характеристик советской экономики, сложившаяся под влиянием имперских амбиций, убеждения политического руководства в необходимости поддерживать равенство вооруженных сил двух блоков, внутриполитической выгодности противостояния и постоянной мобилизационной готовности.

И еще одна специфическая особенность плановой экономики – утяжеленная структура экономики, состоящая в преобладании тяжелой промышленности, сырьевых, так называемых, базовых отраслей.

 

Структурные изменения при переходе к рыночной экономике.

Либерализация, финансовая стабилизация и приватизация - три кита первого этапа рыночных реформ. Либерализация охватывает: переход к свободной торговле и свободным ценам; демонтаж планово-распределительной системы, иерархической структуры управления и переход к сетевой структуре договорных отношений; отмену монополий внешней торговли, открытие экономики; введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.

Финансовая стабилизация предпологает приостановление инфляции после либерализации и стабилизацию национальной валюты. Она состоит в следующем: переходе к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях; создании налоговой системы и налаживании налогового администрирования; организации надежного контроля за бюджетными расходами; органичении денежной массы и переходе к рыночному формированию процентных ставок; организации надзора за коммерческими банками.

Приватизация призвана перенести ответственность и риск с государства на частных собственников, заменить большую часть государственной собственности частной, создать тем самым новую систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.

Первоочередные реформы: налоговая (создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы), отмена государственной системы регулирования оплаты труда.

Рост в России обеспечивало руководство коммунистических партий, которые гарантировали политическую стабильность и сохранение государственного регулирования. Реформы начались с предоставления большей свободы крестьянству, которое использовало ее в первую очередь для повышения своего крайне низкого жизненного уровня, реализуя прежде всего резервы более разумно организованного и интенсивного труда. Время господства коммунистического режима в жестких формах в России было сравнительно коротким.

 

Первая фаза структурной перестройки.

Структурная перестройка разделяется как бы на две фазы: пассивную и активную. В первой – пассивной фазе, когда уже определились спросовые ограничени, особо ощутимые в процессе финансовой стабилизации, а капиталов еще не хватает и рвнки недостаточно развиты, преобладают тенденции разрушения старого на фоне спада. Уже ясно, какая продукция не находит спроса, а освоение новых конкурентоспособных товаров еще не налажено. Эта фаза носит характер структурного кризиса, весьма болезненного, образующего пожалуй, самый трудный период в реформировании экономики.

 

Вторая фаза - модернизация.

Вторая фаза – активная фаза структурной перестройки обозначается тогда, когда увеличиваются инвестиции и созидательные тенденции начинают преобладать. Появляются позитивные сдвиги в структуре производства, развертывается процесс реконструкции предприятий, на рынок выходят новые товары и услуги, растут доходы.

На стыке пассивной и активной фаз происходит стабилизация производства, а затем начинается его подъем.

Смысл указанных процессов состоит в том, что прежнее производство, оказавшееся неконкурентноспособным, начинает сокращаться, тогда как новое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти. Спад старого производства можно замедлить, например, ценой высокой инфляции или закрытия экономики, но его нельзя остановить. Как бы ни были велики созданные раннее мощности, если они неспособны производить нужную рынку продукцию при цене, превышающей издержки, попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению ресурсов от нового производства, к задержке его роста, который один только и дает выход из кризиса.

 

Инновационная экономика.

В 1985 году производство составляло треть ВВП, а в 2003 - одну пятую. Это связано с кризисом и появлением более иновационных отраслей, которые оттянули на себя занятость. Сокращение доли промышленности шло в направлении приближения к структуре экономики США: снизилась по ВВП доля промышленности и сельхоза. Торговля и финансовая деятельность существенно выросли.
Первая задача напрямую связана с переходом России к иновационному типу развития (в противовес мобилизационному типу, который сегодня уже невозможен), а в чисто экономическом плане - с переходом к "экономике знаний", которая определяет сегодня развитие постиндустриального мира.

 

Структурная политика.

Политика переходного периода в России, кроме, может быть, первых трех 3-4 месяцев гайдаровскго правительства, была непоследовательной, смешанной, компромиссной, что, кстати, отражает состояние российского общества и экономики. Некоторые критик считали, что во всем виноват либеральный курс, но ими не принимались во внимание закономерности переходного периода, которые налагают ограничения на возможности политики, на возможность государства управлять событиями.

Другая точка зрения, говорит нам о том, что в России была революция. Коммунизм не был навязан извне, и расставание с ним вело к расколу элит, к обострению борьбы различных сил и групп интересов, к подрыву политической стабильности. Вся система государственной власти – армия, органы безопасности и правопорядка, аппарат хозяйственного управления – была выстроена под коммунистический режим.

Государство могло дать только свободу, а не деньги и насилие, которые требовались. Это и предопределило выбор в пользу относительно либерального курса.

Торговля – это непроиводительный (по меркам СССР) сектор, поэтому он задавливался. Структуры никто не менял, просто была определенная политика. Те отрасли промышленности, которые были связаны с амбициями СССР и милитаризацией, с производством неконкурентноспособной продукции, падали. Другие секторы росли. Торговля – это лицо рыночной экономики. Вместо Госплана, где расписываются все пропорции, все определяется торговлей. Есть проблемы с конкурентноспособностью, надо производить то, что пользуется спросом – это проблема структурной политики.

 

Лекция 12 (Конкурентоспособность российской экономики)

70. Конкурентоспособность (КС) как национальная задача. Структура проблемы.

Национальная конкурентоспособность обеспечивает: экономический рост, доходы, занятость.

Факторы КС на национальном уровне: Макроэкономическая стабильность, право и институты, воспроизводство человеческого капитала.

На КС оказывает воздействие отраслевая специфика, плюс

Факторы, зависящие от предприятий: Управление издержками, технологии, менеджмент, финансовая конкурентоспособность. -> производительность

КС на отдельных рынках определяется рыночной долей, рентабельностью и эластичностью.

Внешняя КС позволяет решить проблемы платежного баланса, признание страны на различных рынках, способность рассчитывать на доходы и кредит

Внутренняя определяет уровень жизни людей и занятость.

Конкуренция: ценовая (продвижение товара посредством более низкой цены) и неценовая (за счет качества и надежности). На национальном уровне конкурентоспособность определяется микроэкономической средой, деловым климатом и законодательством.

Наша слабость – мы не умеем производить высокотехнологичные товары. Зависимость от поставки технологий из-за рубежа. С 2005 по 2009 доля предприятий с иностранным участием в высокотехнологичных областях выросла в 7-8 раз.

 

71. Основные показатели конкурентоспособности.

Рассмотрим долю национального экспорта в целом и долю продукта в национальном экспорте на соответствующем рынке. Если доля товара в рынке выше, чем в экспорте, то тогда конкурентное преимущество есть (коэффициент выше единицы).

Конкурентные преимущества России есть для товаров: грубообработанная древесина, природный газ, чугун и железо, удобрения.

Слабость России в высокотехнологичных отраслях. Спрос на технологии из-за рубежа.

Другой показатель – эластичность по цене. Российские товары низкоэластичны по цене, но иномарки российской сборки высокоэластичны.

Участие иностранных инвесторов ведет к росту масштабов и улучшению структуры экспорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.008 с.)