Измерение уровня жизни и социального неравенства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение уровня жизни и социального неравенства.



Уровень жизни можно измерить с помощью многих показателей, например, доля населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума, пенсии, стипендии, социальные пособия беременным. Самый простой показатель – количество и доля бедных По методике Росстата: прож.минимум считается из нормы минимальной потреб.корзины по продуктом питания, у кого ниже- тот бедный, Всемирный банк считает по расходам, еще один метод – доля населения с доходом ниже 60% от медианного, но при таком методе кол-во бедных возрастает. В 2012 году более 20 млн. человек – бедные. С 2000 года кол-во бедных упало вдвое. Также важнейшим показателем для измерения уровня жизни является – душевой ВВП по ППС. У нас это 1/3 от показателя США.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Измеряется с помощью коэффициента Джинни. Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Сейчас он равен почти 15,1


85. Динамика ВВП на душу населения.

ВВП на душу является традиционным показателем уровня жизни страны, поскольку можно полагать, что все жители страны получают выгоду от увеличения ВВП.

Однако этот показатель несет в себе элемент искажения истинного положения дел. Так, регионы и страны сильно различаются по природно-климатическим условиям, по уровню жизни, по уровню цен и т.д. В этой связи номинальные величины душевых доходов необходимо корректировать с учетом всех этих факторов, что само по себе является непростой и неоднозначной задачей. Например, сопоставить ежемесячный доход жителя США в 5 тыс. долл. и жителя России в 1 тыс. долл. довольно сложно. Как правило, при таких сравнениях среди специалистов возникают довольно серьезные расхождения и споры. Кроме того, для России как предшествующих полутора десятилетий, так и сегодняшнего дня характерна большая доля теневых доходов, которые в официальной статистике учесть довольно сложно. Например, россияне, имеющие довольно высокий теневой доход, могут вести скромную текущую жизнь, но при этом делать «в темную» дорогостоящие ремонты квартир, активно ездить на отдых за границу и т.п. Все эти операции учесть, как правило, невозможно, но без них искажение истинного уровня жизни может становиться принципиальным.


86. Проблемы бедности.

1. Подходы к понятию бедности.: Абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц). Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

2. Масштабы бедности в России. Доля бедных в населении России составляла в 1992 году 33,3% населения, в 1993 году – 31,5%, в 1994 году – 22,4%, в 1995 году – 24,7%, в 1996 году – 22,1%, в 1997 году – 20,8%, в 1998 году – 23,4%., в 1999 году – 29,9%, в 2000 году – 30%. В 2011 году по данным Росстата уровень бедности (доля людей с доходами ниже ПМ) составил 12.7%, дефицит дохода у них -425 млрд руб. Прожиточный минимум сейчас 6131 р.

3. Методы борьбы с бедностью. Создание условий для самостоятельного выхода из бедности для трудоспособных, институциональные реформы, направленные на обеспечение трудовых прав инвалидов, женщин с малолетними детьми, молодежи.


87. Социальное расслоение.

После распада СССР резко усилилось имущественное расслоение населения, появились значительные слои так называемых новых бедных. В нашей стране, несомненно, сформировалась правящая верхушка сверхбогатых людей, которые в зависимости от ситуации позиционируют себя как политиков, чиновников высокого ранга или просто богатых людей (олигархов). Сформировался и средний класс, довольно неоднородный по доходам, состоящий из людей, обслуживающих в той или иной форме интересы правящей группы. В него входят группы хорошо оплачиваемых работников наемного труда: менеджеры, лица свободных профессий, научные работники, работники в сфере информатики и массовой информации, работники искусства, врачи, административные, торговые и инженерно-технические работники предприятий. Они образуют верхний слой среднего класса. К среднему классу относят также учителей школ, средний медицинский персонал и социальных работников, а также служащих государственных учреждений, техников, торговых агентов и т. д. Коэффициент Джини в 2000г примерно 40% (много). Также существенны различия в уровне жизни между крупными городами и отдаленными регионами.


88. Средний класс.

В последние месяцы тема среднего класса находится в центре политического, общественного и экспертного внимания. О формировании массового среднего класса говорил Президент России в феврале 2008 г. на асширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 г.». Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности развития, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных, политических и гражданских институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно было бы воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.

Средние классы не могут быть описаны одним интегральным критериальным признаком. Средние классы — социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся:

— материальные ресурсные признаки - уровень доходов, объем накопленных сбережений, уровень имущественной обеспеченности (движимое/недвижимое имущество);

— нематериальные ресурсные признаки — уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

— признаки социального самочувствия (самоидентификация) — оценка своего социального статуса, успешности и степени комфортности нынешней жизни и пр.

Подходы определения среднего класса в России:

Первый подход, апологетический, постулирует, что средний класс в России не просто существует, но последовательно растёт и развивается. Уже в 2001 году, согласно некоторым оценкам, на долю среднего класса приходилось до 50% потребления. Что касается его численности, то к моменту запуска мирового кризиса 2008 года он достиг 25% населения. Средний класс в России, по мнению адептов этого направления, как и в других индустриально развитых странах, выполняет роль мотора экономической активности, стабилизатора в социально-политической сфере. Принадлежность к среднему классу определяется по таким признакам, как возраст (молодёжь/средний возраст), образование, проживание в крупных городах.

Второй подход утверждает, что средний класс в России существует, но он не такой, как в развитых странах — хотя он и производит до 1/3 ВВП, но не имеет необходимого объёма имущества, сбережений, доходов, поэтому весьма уязвим для разного рода потрясений. В рамках этой точки зрения считается, что средний класс по своему мировоззрению не отличается от основной массы российского населения. То есть это тоже патерналисты, реального спроса на модернизацию общественных институтов от них не проистекает. Самые радикальные левые представители этого течения называют средний класс компрадорским, обязанным своим существованием коррумпированному государству.

Третий подход: в России нет среднего класса. На постсоветском пространстве мы наблюдаем руины социального образования, которое можно назвать «предсредним классом» (люди интеллектуальных профессий со стабильным уровнем жизни и зачатками профессионального самосознания). Он-то и выступил главным субъектом революционных преобразований, приведших к краху СССР. Со сломом в 1992–95 годах этого советского конструкта нового образования на его месте так и не возникло, так как государство ведёт хаотическую политику, не способствующую образованию и укреплению среднего класса; препятствуют этому и периодические кризисы.

 

Последний, четвёртый подход: средний в России класс есть, но он отличается от западного аналога по главному критерию — материальному. Его представители занимаются нефизическим трудом, обладают высоким уровнем профессиональной компетенции, но не имеют накоплений и значительного имущества. Поэтому они не способны быть средним классом, их убеждения не коррелируют с убеждениями «одноклассников» Западной Европы и США. Никаким авангардом в развитии страны такой класс, естественно, не является.


89. Готовы ли мы к демократии?

«Развитие демократии в России совершенно логично и уже заложено произошедшими реформами. Если раньше это была крестьянская страна, то сейчас у нас 73 процента населения живут в городах, и большинство - горожане как минимум во втором поколении. То есть по объективным показателям мы готовы к демократии. И надо помнить, что не демократия повысит рождаемость, но только в ее условиях вырастает цена человеческой жизни. Да, при этом у нас будет элитарная демократия в любом случае. У нас слишком большая страна для демократии участия, демократия участия возможна в небольших странах с давними демократическими традициями - в Скандинавии, Швейцарии и т.д. Но пусть это будет элитарная демократия, ведь элита - это собрание лучших.» Ясин.

Лекция 16. (Пенсионная система)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)