Лекция 4: микроэкономика. Теория спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4: микроэкономика. Теория спроса и предложения



Лекция 4: МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Любой рынок базируется на трех основных элементах:
Цена (Р)

nСпрос (D) и предложение (S)

nКонкуренция

Цена дает информацию:

nоб условиях продажи;

nпо ней сверяется правильность сделанного выбора, преследующего частный интерес;

nпри помощи цены увязываются бесчисленные индивидуальные рынки;

nс помощью цены корректируют объем производственной продукции;

nцена определяет кем будет потреблен продукт.

Конкуренция:

nсдерживает частный интерес;

nнаправляет этот интерес на производство нужных обществу товаров;

nведет к полному и эффективному использованию ресурсов;

nограничивает рост цен;

Если цена – организующая сила рынка, то конкуренция – регулирующая и сдерживающая.

Между этими двумя точками находятся спрос и предложение, механизм их взаимодействия.

ТЕОРИЯ СПРОСА

Спрос -платежеспособная потребность, количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Закон спроса -с увеличением цены спрос на товар падает, и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Т.О., обратная зависимость

Из закона спроса следуют два вывода:

nпонижение цены приносит новых покупателей;

nпонижение цены заставляет старых покупателей этого товара делать дополнительные покупки.

Действие закона спроса объясняют:

n Эффект дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, т.е. его спрос вырастет;

n Эффект замещения: если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, т.е. спрос на данный товар упадет.

Закон спроса не действует:

nпри дефиците товаров и ажиотажном спросе;

nв отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством сбережения;

nпри переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;

nв отношении товаров престижного потребления.

Неценовые факторы спроса

Предпочтение потребителей (вкуса и моды) Если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот
Изменение дохода потребителей При росте доходов потребителей спрос повышается, и наоборот
Количество покупателей на рынке Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, и наоборот
Цены других товаров Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар. В случае взаимодополняющих товаров изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар
Ожидание покупателей в отношении изменения цен При ожидании роста цен спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос, и наоборот

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается на кривой спроса

ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение -количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в течении определенного времени.

Закон предложения -с увеличением цены предложение товара растет, и наоборот, снижение цены приводит к сокращению предложения.

Т.О., прямая зависимость

Неценовые факторы предложения

Величина издержек производства товара Чем выше издержки, тем меньше объем предложения, и наоборот
Налоги и субсидии Снижение налогов и выделении субсидий сокращает издержки производства и увеличивает предложение, и наоборот
Количество продавцов на рынке Чем больше продавцов, тем выше объем предложения
Цены других товаров Изменение цены одного взаимозаменяемого товара приводит к однонаправленному изменению предложения другого товара
Ожидания покупателей в отношении изменения цен Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение

Действие неценовых факторов вызывает изменения в предложении, что графически отражается на кривой предложения

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению, и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния.

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению, и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

Равновесный объем – объем спроса и предложения при равновесной цене.

Излишек

- состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена больше равновесной.

В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. → Предложение сокращается, а спрос возрастает → рынок движется к равновесию.

Дефицит

-состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной.

В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену → предложение возрастает, а спрос сокращается → рынок опять движется к равновесию.

В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными – равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование

Лекция 5: МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ, ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

КОНКУРЕНЦИЯ -экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует.

Условия конкуренции:

n1. равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);

n2. характер производимой ими продукции (степень однородности продукции);

n3. свобода входа на рынок и выхода из него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Виды конкуренции

В зависимости от субъекта конкурентной борьбы - между продавцами; - между покупателями; - между продавцами и покупателями
В зависимости от методов конкурентной борьбы - ценовая конкуренция; - неценовая конкуренция
По типу конкурентного поведения - добросовестная конкуренция; - недобросовестная, нечестная конкуренция
По масштабам конкурентной борьбы - отраслевая конкуренция; - межотраслевая конкуренция
По степени развитости конкуренции - совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия - чистая монополия

Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Черты Чистая монополия Олигополия Монополистическая
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, заменителей нет Стандартизированный или дифф. Дифференцированный
Контроль над ценой Полный Ограничен взаимозав. Незнач-ый
Условия вступления Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно простые
Типичные отрасли Местные предприятия ЖКХ Металлургия, нефтехимия, электроника Пищевая, легкая, розн. торг.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

Монополия -(в широком смысле) – господствующее положение одного хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

Типы монополий

n1. Естественная – монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке, возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких компаний →

n→ 2. Государственная – базируется на исключительном праве государства (предложение денег, производство общественных товаров)

n3. Искусственная – возникающая в результате специальных организационных мер, сговора, создается путем концентрации производства в руках отдельных субъектов хозяйствования

n4. Случайная – результат ограниченного по времени повышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. →

nможет быть 5. Временная – порождается НТП на основе монопольного владения фирмой лицензией, патентом, существует, пока технология не получит всеобщего распостранения.

Естественные монополии в РФ

 

Естественная монополия состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены другими товарами
Сферы деятельности транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам; услуги по передачи электро- и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи
Методы регулирования n ценовое регулирование; n определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения с учетом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей

ПРИБЫЛЬ

Прибыль - разность между выручкой (доходом) от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность.

n является источником расширения производства;

nхарактеризует уровень использования ресурсов и рациональность их распределения;

nстимулирует инвестирование в инновационные технологии.

Факторы, влияющие на образование прибыли:

nвыручка от реализации;

nдоход от долевого участия в других организациях;

nдоходы от ценных бумаг;

nпревышение полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными

Факторы, влияющие на формирование прибыли:

nцены, тарифы, сборы;

nставка ссудного процента;

nналоги;

nсебестоимость;

nоборачиваемость оборотных средств.

Распределение прибыли

nостаток в распоряжении предприятия;

nбюджетные, внебюджетные фонды;

nуплата процентов банкам.

Использование прибыли

nпотребление (дивиденды, материальная помощь);

nнакопление;

nсоциальные нужды;

nфинансовые вложения;

nпокрытие убытков.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ

Бухгалтерская разность между выручкой от реализации продукции и явными издержками
Экономическая разность между выручкой и суммой явных и неявных издержек, включая нормальную прибыль
Абсолютная (общая) разность между выручкой и издержками
Нормальная прибыль, равная неявным издержкам
Предельная разность между предельными доходами и предельными издержками
Средняя Прибыль при средних условиях производства и свободной рыночной конъюнктуре

 

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Заработная плата

n Номинальная заработная плата –заработная плата в денежном выражении

n Реальная заработная плата – то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Зависит:

-от размера номинальной зарплаты

-от размера налогов

-от уровня цен

Формы зарплаты:

Повременная (зависит от количества отработанного времени) = почасовая ставка * отработанные часы

nСдельная (зависит от количества произведенной продукции) = количество продукции * поштучная расценка

РЕНТА, ПРОЦЕНТ И ПРИБЫЛЬ

Рента -представляет собой регулярную плату предпринимателя (арендатора) владельцам земли, рудников, лесов и других природных ресурсов за использование их собственности.

Формы земельной ренты:

nАбсолютная рента – обусловлена монополией частной собственности на землю;

nДифференциальная рента I – обусловлена лучшим плодородием и местоположением

→ поступают в распоряжение собственника земли

nДифференциальная рента II – связана с дополнительными вложениями капитала в улучшение качества земли

→ в распоряжении пользователя земли

Процент -плата предпринимателя (заемщика) любым физическим или юридическим лицам (кредиторам), которые представили ему в долг свой денежный или реальный капитал.

В свою очередь для кредиторов этот процент обернется доходом.

Необходимо различать реальную и номинальную ставки %.

Реальная – с учетом инфляции → при расчете дохода на инвестиции по номинальной (текущей) ставки надо учитывать реальную – это номинальная ставка минус % инфляции.

На величину % оказывают влияние факторы:

nвеличина капитала;

nпроизводительность капитала;

nсоотношение между спросом и предложением на капитал (предпочтение во времени)

МАКРОЭКОНОМИКА
Макроэкономика
-часть экономической теории, изучающая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны в целом.

Объект исследования:

§целостная национальная экономика

Цели:

nэкономический рост и высокая занятость

nстабильный уровень цен и валютный курс

nсбалансированный бюджет

nуравновешенный торговый баланс

Инструменты макроэкономики:

nфискальная политика

nналоговая политика

nденежная политика

nполитика регулирования доходов

nвнешнеэкономическая политика

Вопрос 1.

Вопрос 2.

ВНП

-Амортизация

= ЧНП

-Косвенные налоги

= НП

-Налоги на прибыль корпораций

-Нераспределенная прибыль корпораций

+ Трансфертные платежи

= ЛД

-Индивидуальные налоги

= РД

Вопрос 3.

ВИДЫ ВНП

Валовой национальный продукт -рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны, независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за рубежом)

Виды ВНП:

n Номинальный ВНП – ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах

n Реальный ВНП – ВНП, исчисленный в ценах базового года, без учета инфляции

n Потенциальный ВНП – это ВНП, возможный при полном использовании имеющихся ресурсов, т.е. при полной занятости

n Дефлятор ВНП – отношение номинального ВНП к реальному, характеризует изменение уровня цен.

Вопрос 4.

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВНП

Производственный метод

ВНП определяется как суммадобавленной стоимости, созданной в различных отраслях. Добавленная стоимость в данном производственном процессе исчисляется как разница между стоимостью выпущенных товаров и услуг и стоимостью промежуточного продукта (сырья, материалов, топлива и т.п.). Она включает в себя заработную плату, амортизацию, процент и прибыль.

ВНП как сумма расходов

Включает:

nличное потребление (С) - расходы домохозяйств на товары и услуги;

nваловые инвестиции (I) - расходы, связанные с совершенствованием производства (амортизация + чистые инвестиции);

nгосударственные закупки (G) - приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг для производственного и непроизводственного потребления государства;

nчистый экспорт (En) - разница между объемом экспорта и импорта.

ВНП по расходам = C + I + G + En

ВНП как сумма доходов

Включает:

nзаработную плату наемных работников (W);

nренту - доход владельцев земельных ресурсов(R);

nпроцент - доход на реальный и денежный капитал (i);

nприбыль владельцев предприятий и корпораций (Рг);

nамортизация - возмещение износа основного капитала (А);

nкосвенные налоги (Т).

ВНП по доходам = W + R + i + Pr + A + T

Вопрос 5.

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Тема 3: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

n 1) Параметры и типы экономического роста

n 2) Факторы и показатели экономического роста

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Методологические основы антиинфляционной политики:

nуспешно бороться можно только с инфляцией открытого типа;

nс инфляцией нельзя покончить навсегда, главная задача – сделать ее управляемой;

nнужна не просто программа, а постоянная государственная политика по борьбе с инфляцией.

Антиинфляционные меры:

nустранение дефицита государственного бюджета, государственного долга и расходов на его обслуживание;

nоптимизация размеров денежной массы;

nувеличение предложения товаров через преодоление спада производства (структурная перестройка, развитие предпринимательства, льготное налогообложение, частичная денационализация собственности, конверсия военного производства, привлечение инвестиций);

nувеличение предложения за счет формирования новых товарных рынков (ценных бумаг, земли, средств производства, жилья и др.);

nмеры по уменьшению ликвидности сбережений (повышение процентных ставок по вкладам, стабилизация инфляционных ожиданий);

nдемонополизация производства, регулирование естественных монополий, либерализация внешнеэкономической деятельности;

nстабилизация валютного курса.

 

Лекция 4: МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.102 с.)