Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Ценовые и неценовые факторы спроса. Закон спроса.

Поиск

Спрос - Количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести.

Ценовые факторы совокупного спроса

 

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

Неценовые факторы совокупного спроса

 

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2).

Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

 

Y = C + I + G + Xn

 

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос;

уровень благосостояния населения;

ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

налоги;

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

· Уровень доходов в обществе;

· Размеры рынка;

· Мода, сезонность;

· Наличие товаров-субститутов (заменителей);

· Инфляционные ожидания.

Вопрос № 12

Предложение. Ценовые и неценовые факторы предложения. Закон предложения.

 

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

 

· Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

· Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Вопрос № 13

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Вопрос № 14

Товар и его свойства

Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

Трудовая теория стоимости

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.

Трудовая теория стоимости создавалась В.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо, К.Марксом. Количественно затраченный труд измеряется рабочим временем, качественно - сложностью труда. Основой обмена одного товара на другой является равенство труда, затраченного на производство этих товаров. Разные производители, создавая одинаковый товар, затрачивают разное по величине рабочее время вследствие неодинаковых условий производства. Однако на рынке одинаковые товары продаются по одинаковой стоимости. Рыночная стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда. Общественно необходимые затраты труда - это рабочее время на изготовление товара при средне нормальных условиях производства (средней производительности, средней квалификации работников, средней интенсивности труда, средней оснащенности производства и пр.). Общественно необходимые затраты труда показывает изготовитель, предложивший для обмена наибольшее количество определенного товара.

Когда речь заходит об открытии производства, мелочей не бывает. В первую очередь стоит правильно выбрать место под ваше предприятие, обеспечив необходимую площадь помещений, а также удобные подъезды для транспорта. Идеальным вариантом считается тот, когда через территорию будет проходить железнодорожная ветка. После этого следует найти поставщиков, у которых можно приобретести оборудование в лизинг. Почему именно в лизинг? Дело в том, что этот вид приобретения предполагает аренду оборудования с его последующим выкупом. Получается намного выгоднее, чем брать простой кредит. Когда все связи с поставщиками налажены и осталось дело за подписью, можно начинать строительство помещений. Тут определитесь какими характеристиками должны обладжать цеха. Это будет ясно по технологическим циклам. Некоторые строения должны будут обладать массивным фундаментом и мощными стенами, другие будет дозволено строить по быстровозводимой технике, из металлического каркаса и обшивки. В заключении стоит отметить важность наличия сильной команды. Когда каждый из игроков будет лично заинтересован в развитии бизнеса, выши дела резко пойдут в гору.

 

Вопрос № 15

«Теория предельной полезности»

 

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршалом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф.Ф. Визер.

 

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объема потребления.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

 

Вопрос № 16

Сущность и функции денег

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.

Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Роль всеобщего эквивалента долгое время выполняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины XIX в. - только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах - металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой современной форме электронных денег.

 

Рис. 10.1

1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).
2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.
3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.
4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранной валюты, недвижимости, ценных бумаг.
5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.

Вопрос № 17

Закон денежного обращения

Денежное обращение — это движение денежных потоков, обеспечивающееся посредством существования на рынке предложения и спроса денежной массы. Для интенсивного развития экономики крайне важным является решение вопроса, какой объем денежной массы необходим экономике для полного финансирования всех сфер жизни. Денежная единица — это важная составляющая денежного обращения. В связи с этим определим сущность эмиссии. Бюджетный дефицит является причиной дополнительного выпуска денег. Однако чрезмерная эмиссия денежной массы — это первая причина возникновения инфляции, в результате чего экономический кризис становится неизбежен. Таким образом, от величины денег в обращении напрямую зависит финансово-политическая обстановка в стране. Можно выделить несколько факторов, которые определяют оптимальную величину денежной массы

1. Рыночные цены на товары. Любой товар или услуга могут быть выражены посредством денежной оценки. Сам процесс ценообразования непосредственно влияет на объем денежной массы, находящейся в обращении. Если цены меняются на одном рынке, постепенно эти изменения затронут и другие типы рынков, вследствие чего возникнет необходимость в допроиз-водстве денежной массы или ее эмиссии. Это говорит о том, 41 что ограниченность денежной массы вовсе не является фактором стабильности и снижения цен, наоборот, она становится причиной их завышения

2. Курс иностранной валюты, занимающей лидирующие позиции на финансовом рынке. Дело в том, что цены на рынке товаров и услуг и факторов производства находятся в прямой зависимости от колебаний курса валют, главным образом резервной, поскольку она напрямую связана с торговой деятельностью. Для России сегодня резервной валютой является американский доллар. В соответствии с этим российская эко номика существует как бы за счет него, поэтому она вынужде на поддерживать курс доллара: его стоимость ни в коем случае не должна падать

3. Количество произведенной продукции. Если объем производства начинает расти, при том что цены относительно постоянны, потребность в деньгах также увеличивается, что приводит опять-таки к количественному росту денежной массы, поскольку увеличивается торговый оборот и скорость обращения денег

4. Интенсивность оборотности денежной единицы характеризуется тем, что денежная масса обратно пропорциональна количеству оборотов, которое она совершает за определенный промежуток времени в данных территориальных рамках. Для развитых стран этот коэффициент составляет порядка 17 обо ротов, в России — всего 7,5, что почти в два раза меньше. Естественно, это свидетельствует об отсталости российской эко номики от стран Запада

Денежное обращение в стране может быть измерено посредством использования специального закона. Получается, что объем денежной массы в обращении напрямую зависит от масштабов производства и рыночного ценообразования, в то время как скорость обращения денег оказывает обратное воздействие. Все это, несомненно, зависит от производственных условий, например производительности труда, которая является непременным условием достижения высоких показателей производственной деятельности. Данный закон можно записать уравнением Фишера: MV = PQ, 42 где MV — это денежная часть, полученная при учете количества денег в обращении и скорости их кругооборота; PQ — товарная часть

Если денежная часть в экономике преобладает, возникает инфляция, в противном случае — кризис перепроизводства, когда денежная масса на руках не позволяет приобрести все произведенные товары и услуги. Уравнение Фишера является самым простым, которое отражает сущность денежного обращения

Вопрос № 18

Определение инфляции.


Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.3
Инфляция - устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. 4
Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти; на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Существует так же противоположное инфляции понятие - дефляция. Дефляция - устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.5
Уровень инфляции неодинаков в различные временные периоды. И, соответственно, существует термин, обозначающий снижение ее (инфляции) уровня (темпа роста цен) - дезинфляция.

Методы измерения инфляции.

1. Индекс цен.
Д
ля вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора (" рыночной корзины ") для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

индекс цен цена " рыночной корзины " в данном периоде
в данном = _________________________________________ х 100.
периоде, % цена аналогичной " рыночной корзины " в
базовом периоде

На практике чаще используются индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной " рыночной корзины " потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс цен валового национального продукта (его называют также дефлятором валового национального продукта).

Виды инфляции.

Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий - степень расхождения роста цен по различным группам (т.е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты " привязываются " к росту цен, деньги ускоренно материализуются) и гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот. Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденнойПовышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубиной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.

Причины возникновения инфляции.

Вмировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;
Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.
Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Различают два типа инфляции: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
Инфляция спроса.
Она имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).
Инфляция предложения (издержек).
Возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т.е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией). Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижению выпуска фирм и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту уровня цен и увеличению темпа инфляции. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Причины повышения средних издержек производства:
* Повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;
* Повышение цен на сырье и энергию;
* Увеличение налогов и рост " налогового клина ".
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

Вопрос № 20

Теория капитала.

А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. Д. Рикардо трактовал его как средства производства. Палка и камень в руках первобытного человека представлялись ему таким же элементом капитала, как машины и фабрики.

В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал — это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости) он считал только труд наемных рабочих. Поэтому Маркс считал, что капитал — это прежде всего определенное отношение между различными слоями общества, в особенности между наемными рабочими и капиталистами.

В числе трактовок капитала следует упомянуть так называемую теорию воздержания. Одним из ее основателей был английский экономист Нассау Уильям Сениор (1790—1864). Труд рассматривался им как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал — как «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление, и значительную часть ее превращает в капитал.

На этой базе был выдвинут постулат о том, что блага настоящего обладают большей ценностью, чем блага будущего. И следовательно, тот, кто вкладывает свои средства в хозяйственную деятельность, лишает себя возможности реализовать часть своего богатства сегодня, жертвует своими сегодняшними интересами ради будущего. Такая жертвенность заслуживает вознаграждения в виде прибыли и процента.

По мнению американского экономиста Ирвинга Фишера (1867—1947), капитал порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов. Чем больше ценятся услуги того или иного капитала, тем выше доходы. Поэтому величину капитала нужно оценивать на основе величины получаемого от него дохода. Так, если сдача внаем квартиры приносит ежегодно ее владельцу 5000 долл., а в надежном банке он может получить 10% годовых на положенные на срочный счет деньги, то реальная цена квартиры составляет 50 000 долл. Ведь именно такую сумму нужно положить в банк под 10% годовых, чтобы получать ежегодно 5000 долл. Таким образом, в понятие капитала Фишер включал любое благо, приносящее доход своему владельцу (даже талант).

Вопрос № 21

Производственная функция.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

,

где - объем выпуска;
K- капитал (оборудование);
М- сырье, материалы;
Т – технология;
N – предпринимательские способности.

Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба – Дугласа, с помощью которой раскрывается взаимосвязь труда (L) и капитала (К). Эти факторы взаимозаменяемы и взаимодополняемы

,

где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30-40 лет);

K, L- капитал и труд;

-коэффициенты эластичности объема производства по затратам капитала и труда.

Если = 0,25, то рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на 0,25%.

На основе анализа коэффициентов эластичности в производственной функции Кобба - Дугласа можно выделить:
1) пропорционально возрастающую производственную функцию, когда ().
2) непропорционально – возрастающую );
3) убывающую .

Вопрос № 22

Сущность издержек производства. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого фирма старается сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.

Издержки производства – это совокупные затраты труда на производство товара.

Классификация издержек:

  1. явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.;
  2. неявные (внутренние, имплицитные) издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
  3. постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
  4. переменные издержки. Могут быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм;
  5. безвозвратные издержки. Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность в данной сфере. Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности. Как только решение об осуществлении издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было;
  6. средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на количество произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество продукции;
  7. предельные издержки – дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия;
  8. издержки обращения – затраты, связанные с доставкой продукции потребителю.

Вопрос № 23

Экономическая наука включает в себя многочисленные теории прибыли, однако каждая из них фокусируется на очень немногих аспектах прибыли, что позволяет сгруппировать их в три основные категории:

При рассмотрении проблемы прибыли следует, прежде всего, различать бухгалтерскую и экономическую прибыль. И бухгалтеры, и экономисты определяют прибыль как разность между доходом и затратами. Различие состоит в определении затрат. Бухгалтер учитывает только точные затраты, которые зафиксированы в бухгалтерских книгах. Экономист также относит эти точные издержки к затратам, но добавляет к ним вмененные затраты на заработную плату и капитал.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 8485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.022 с.)