Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на спрос и предложение

Поиск

Кривые спроса и предложения отображают влияние цены на спрос и предложение. Помимо цены на рыночный спрос и предложение воздействуют и другие (неценовые) факторы.

К основным неценовым факторам, влияющим на спрос можно отнести следующие шесть (рис.4.).

Рассмотрим отдельно каждый фактор. (1)Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение. (2) Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские и места в интернатах для пожилых людей. (3) Изменение доходов потребителей действует несколько сложнее. В отношении большинства (которые называют товарами высшей категории) рост реальных доходов населения означает увеличение спроса, и наоборот (рис.4.). В то же время при достижении определённого (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.

Рис.4. – Важнейшие неценовые факторы рыночного спроса

Так, скажем, хлеб и картофель могут потеснить более питательные или более полезные продукты (мясо, сыры, творог, фрукты, овощи); услуги общественного транспорта могут заменить поездки на собственном автомобиле и т.п. Спрос на подобные заменяемые товары (их называют товарами низшей категории – хлеб, картофель, колбаса) изменяется противоположно: с ростом доходов людей он сокращается, а с уменьшением доходов растёт (рис 4.)

У фактора д о х о д а есть ещё одна тонкость: реальные доходы (покупательная способность потребителей) могут увеличиваться не только за счёт роста самих денежных доходов (зарплаты, прибыли, дивидендов, процентов или благодаря уменьшению налогов), но и за счёт снижения цен.

Возьмём условный пример. ► Денежный доход потребителя – 200 д.е.,цена товара – 10 д.е.Следовательно, данного товара, он сможет приобрести 20 единиц. ► Теперь, если цена товара снизится до 5 д.е., то прежние 20 его единиц обойдутся потребителю уже лишь в 100 д.е. Его покупательная способность возрастёт, и образовавшиеся «лишние» деньги (100 д.е.) могут быть потрачены на дополнительные покупки данного или других товаров. Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счёт снижения товарных цен называют эффектом дохода.

Товары
Товары
Высшей категории (нормальные)
Низшей категории
спрос на них ПРЯМО связан с доходами потребителей
спрос на них ОБРАТНО связан с доходами потребителей  
выше ниже (ниже) (выше) доходы спрос  
выше выше (ниже) (ниже) доходы спрос
ТОВАРЫ

 


Рис.4. – Доходы и спрос на товары высшей и низшей категорий

(4) Изменение цен на сопряжённые товары. Сопряжёнными называют два вида товаров (рис. 4.). Так, → взаимозаменяемые товары – это пары или группы продуктов, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (сравним: чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки и т.п.). Здесь между ценой на один товар и

 

Сопряжённые товары
прямая связь между ценой на один товар и спросом на другой
обратная связь между ценой на один товар и спросом на другой
Взаимозаменяемые
Взаимодополняющие
выше ниже (ниже) (выше) цена спрос на одного другой
выше выше (ниже) (ниже) цена спрос на одного другой
Сопряжённые товары


Рис.4. – Цены и спрос на сопряжённые товары

спросом на сопряжённые с ним другие товары существует прямая связь.

Например, снижение цены на говядину снижает спрос и на телятину, свинину, птицу. Почему? Потому что начинает действовать так называемый эффект замещения – удешевление говядины делает её относительно более привлекательной и побуждает потребителей заменять ею другие (сопряжённые) продукты. Спрос на такие взаимозаменяемые товары называют конкурентным.

В отличие от взаимозаменяемых, → взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно: иглы и нитки, фотоаппараты и фотоплёнка, автомобили и бензин и т.п. Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастёт. Такой потребительский спрос на взаимодополняющие товары называют совместным.

(5) Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит потребителей увеличить свои покупки. Второй вариант предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

(6) Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.

Воздействие на спрос ценового и неценовых факторов на графике отражается по-разному (рис. 4.). ᴥ Изменение величины спроса под влиянием цены выглядит как переход с одной точки постоянной кривой на другую

КС-3
КС-1
КС-2

Рис. 4. – График спроса на товар

(например, с точки, С2 на С3 нашей прежней кривой КС-1). В отличие от этого ᴥ изменение в спросе, которое вызвано неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) всей кривой влево (при падении спроса) - КС-3 или вправо (при его росте) - КС-2. Таким образом, на том же графике образуются новые линии спроса. Так происходит потому, что спрос на товар здесь изменяется в целом, то есть при всех уровнях цен.

Теперь рассмотрим неценовые факторы предложения. Подобно ситуации со спросом они и здесь действуют иначе, чем фактор цены, изменяя предложение в целом и сдвигая тем самым его кривую на графике (рис. 4.) влево (в случае сокращения предложения – линия КП - 3) или вправо (в случае его роста – линия КП-2).

Рис.4. – График предложения на условный товар

Главные неценовые факторы товарного предложения представлены на рис. 4.. (1) Изменение цен на ресурсы. К примеру, снижение цен на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство этого вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастёт. Аналогично этому действует и (2) изменение технологии. Технологическое совершенствование выращивания той же пшеницы также снижает её себестоимость и побуждает фермеров увеличивать своё предложение этой продукции.

(3) Изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы «налогом наоборот» и, следовательно, сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения.

Фактор (4) изменения цен на другие товары способен повлиять на предложение и данного продукта. К примеру, снижение цен опять на ту же пшеницу может подтолкнуть фермеров к переключению, допустим, на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным), и предложение последней возрастёт.

Рис.4. – Важнейшие неценовые факторы рыночного предложения

Ещё более значимы в сельском хозяйстве (5) погодные условия: от них напрямую сборы урожаев с полей. Благоприятные погодные условия приводят к росту предложения и наоборот.

Наконец, (6) изменение числа производителей – можно заметить «невооружённым глазом». Например, достаточно было открыться многим сотням мини-пекарен в наших российских городах и посёлках, как предложение хлебокондитерских изделий значительно расширилось и возросло.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.008 с.)