Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 1 рынок как развитая Система отношений товарно-денежного обмена

Поиск

Виды рынков и функции рынка

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой – функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом, и отдельных индивидов.

Современный р ы н о к - это любая система, позволяющая производителям (продавцам) и покупателям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Р ы н о к – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Сегодня рыночные структуры выступают в самых разнообразных организационных формах. Главные из множества видов рынков можно сгруппировать по трём признакам (рис. 3.6).

 

  Основные в и д ы рынков
 
 
с точки зрения соответствия действующему законодательству
по экономи- ческому назначению объектов рыночных отношений
по пространствен-ному признаку
· потребительский рынок · рынок средств производства · рынок рабочей силы · рынок информации · финансовый рынок · валютный рынок и др.
 
¨ легальный (законный) рынок   ¨ нелегальный (теневой) рынок

 


Тема 4.2 Теория спроса и предложения на рынке

1 Понятие спроса и предложения, законы спроса и предложения

Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить?Как производить?Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложения. Рассмотрим понятие спроса и формулировку закона спроса (рис 4.).

Спрос - это платёжеспособная потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя.
Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.
Отсюда следует, что определяющим фактором спроса является цена товара. При этом закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведёт обычно к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос. Таким образом, между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

 


Рис.4. – Формулировка спроса и закона спроса

Эту обратную связь между ценой товара и спроса на него можно выразить графически.

Возьмём условный пример. Шкала спроса (табл.) и построенный на её данных график спроса (рис.4.) показывают зависимость между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции. Так, точка С1 говорит нам о том, что при столь высокой цене (5 д.е.) данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и потому его продажа ограничивается 10 т.е. (товарными единицами) в неделю.

На рис. 4. изображена кривая спроса, которая демонстрирует последовательное изменение величин спроса: по мере снижения цены спрос увеличивается, так как товар становится по карману всё более широкому кругу потребителей.

 


Цена за товарную еди ницу (д.е.) Величина спроса в неделю   Точка на графике
    С1
    С2
    С3
    С4
    С5

ТаблицаШкала спроса на


условный товар

Рис. 4. – График спроса на условный товар

Напарник спроса – предложение, рассмотрим эту категорию (рис 4.).

Отсюда следует, что определяющим фактором предложения является цена товара. При этом закон предложения состоит в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно растёт и величина предложения, так как растущие цены на товары и услуги заинтересовывают производителей (продавцов) в расширении производства и продажи продукции. И наоборот, падение рыночных цен сокращает товарное предложение. Таким образом, между ценой и количеством предлагаемого производителем на рынок товара существует прямая зависимость.
Оно измеряется тем количеством продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене в течение определённого времени.
Предложение – количество товаров, реализуемое производителем на рынке.

 

 


Рис. 4. - Формулировка предложения и закона предложения

Аналогично, как в спросе, выразим графически эту зависимость на условном примере. Шкала предложения (табл.) и соответствующий ей график предложения (рис.4.) показывают, какое количество нашего условного товара будет предъявлено к продаже при разных уровнях цен.

Таблица – Шкала предложения Рис. 4. – График спроса

на условный товар

Цена за товар ную единицу Величи на предложе ния за неделю Точка на графике
    П1
    П2
    П3
    П4
    П5




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.007 с.)