Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок как экономическая модель категория : сущность, функции, принципы и условия функционированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Исторические условия возникновения рынка были следующими: Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней обще-ственного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятель-ной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Второе условие — это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен сво-его товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограничен-ности, обособленно-сти интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, ак-ционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Третье условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определен-ном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возраста-ющих потребностях, поэтому различные группы произво-дителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натураль-ного хозяйства, образованию товарного производства. Функции рынка Функция информационная. Через постоянно меняющи-еся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производ-ства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг которые по-ставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатываю-щий колоссальные объемы точечной информации и выдаю-щий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Функция посредническая. Экономически обособлен-ные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного про-изводства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптималь-ного поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количе-ство материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить поку-патель. Следовательно, здесь формируется отражение обществен-ной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благо-даря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребно-стях, конъюнктуре. Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производ-ство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для кого производить? Как произ-водить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, по-ощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспек-тив-ных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет це-на – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринима-телей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собствен-ные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им». Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще со-циальное расслоение, беспощад-ность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйст-венных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего общественного хозяйства в целом. Рынок и его структура Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. Необходимость обмена товарами привела к возникнове-нию рынка. Рынок начинает формироваться одновре-менно со становлением товарного производства. Как совокупность отношений обмена рынок представ-ляет собой единство товарного и денежного обращения. Рынок показывает производителям, что следует произ-водить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на производство. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Рынок предполагает наличие двух субъектов – продавцов и покупателей. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производителей и потребителей. В действительности на рынке действует множество субъектов. Все они выступают в качестве физических и юридических лиц. Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия, наделенные специальными правами, а также государство. Объекты рыночных отношений – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают, прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступаю-щие на рынок, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полез-ные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д.
9. РЦБ: сущ, роль в нац эке и стр-а. РЦБ - система экономических отно-шений, связанных с выпуском и движением ценных бумаг. Последние выступают материальной формой связи между субъектами рыночных отношений и играют значительную роль в платежном обороте государства. РЦБ с сопутствующей системой фи-нансовых институтов - это сфера реализации отношений собстве-ти, форм-ия источников экономиче-ского роста, концентрации, а также распределения инвестиционных ресурсов. Рынок ценных бумаг тесно связан со всеми другими рынками: товарным рынком (через товарные фьючерсы, опционы); природных ресурсов (посредством акций, облигаций, закладных листов); недвижимости (через акции, приватизационные чеки); денежным (с помощью облигаций, векселей, опционов, депозитных сертификатов, банковских акцептов). Рынок ценных бумаг, как и всякий другой рынок, ха-рактеризуется наличием спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос фор-ют организации и граждане, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использо-вать их для покупки ценных бумаг. Предложение обеспечивают акционерные общества, выпускающие акции и другие ценные бумаги с целью привлечь средства для финансирования своих программ. Государство и акционерные общества выступают эмитентами, т.е. организациями проводящими выпуск ценных бумаг. Участников рцб можно разделить на следующие основные группы: 1. Главные участники РЦБ: государ-ство, муниципальные органы, крупнейшие националь-ные и международные компании. 2. Институциональные инвесторы, т.е. различные финансово-кредитные институты, совершающие опера-ции с ценными бумагами; 3. Индивидуальные инвесторы - различные частные лица, в т.ч. владельцы небольших предприятий бизнеса. 4. Профессионалы — брокеры и дилеры. Они имеют доступ к информации, необходимые связи, и это весьма облегчает им возможность проведения операций с ценными бумагами. Действия дилеров и брокеров носят открыто спекулятивный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.01 с.) |