Цена как экономическая категория: сущность, виды, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена как экономическая категория: сущность, виды, функции.



Цена – денежное выражение стоимости товара. Вели-чина цены определяется стоимостью самого товара, стоимостью денежного материала (золота), соотношени-ем спроса и предложения.

Повышение спроса над предложением вызывает по-вышение величины цены над стоимостью.

Повышение предложения над спросом ведёт к откло-нению цены ниже стоимости.

При равенстве спроса и предложения устанавливает-ся цена равновесия.

Цена выступает очень важным показателем в характе-ристики динамики уровня жизни населения.

Различают:1) действующая цена, представляет собой наименьшую цену товара, т.е. рыночную. 2) Реальная (сопоставимая цена) представляет собой цену, рассчи-танную относительно индекса на потребительские товары. Этот индекс показывает, как стоимость больше-го набора товара на рынке меняется во времени относи-тельно количества потребителей.

Функции цены: учётная, стимулирующая, распредели-тельная. Учётная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая, я влияет на эффек-тивность производства, внедрение новейшей техники и технологии, повышение качества. Распределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость, который поступает в бюджет.

В условиях рынка существуют разные ограничители, которые монополизируют образование цен. В результате этого цены на товары часто устанавливаются при доминирующем положении производителя, продавца. При этом возникает потребность в государственном регулировании цен. Гос-во проводит ряд мер. Их целью является поддержание на рынке конкурентной цены, предотвращение монополизации и т.п.

 

49. Основные методы ценообразования в рыночной экономике.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Цено-образование – проблема эк.теории. Рыночное ценообра-зование – связь рынка и цены, которая происходит без централизованного руководства со стороны гос-ва.

Принцыпы ценообразования:

1) Установление цен на рынке на основе свободной конкуренции без контроля на них со стороны гос-ва, исключая некоторые товары;

2) цена – результат взаимоотношения спроса и пред-ложения;

3) цена – метод достижения равновесия в экономики и распределение дохода в обществе.

Общую модель ценообразования можно представить графически:

где Р –цена, Д-спрос, S-предложение, Q- объём произ-водства. Точка пересечения D и S – E приводит к формированию цены равновесия РЕ и равновесного объёма производства QЕ.

QD*P = QS*Pгде QD- объём спроса, QS – объём пред-ложения, Р – цена.

Ценообразующие факторы:

1) Уровень соотношения спроса и предложения;

2) Изменение в технологическом способе производст-ва, сочетание ресурсов;

3) Уровень рентабельности производства;

4) Изменение конъюктуры рынка (конъюктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства, которые выражаются в определённом соотношении спроса и предложения, динамике цен);

5) Рыночная конкуренция.

 

50. Основы ценообразования на факторы производства (земля, труд, капитал).

Цена – денежное выражение стоимости товара.

I) Ценооб-ие на труд проявляется через зарплату. Определяется как рабочая сила. Стоимость товара (рабочая сила) определяется тем, что необходимо для производства этого товара, т.е. тем, что надо поддержки силы рабочего. Это и составляет стоимость товара рабочая сила, зарплата колеблется около этой стоимости. Ставка зар.платы –цена, выплачиваемая за исполнение труда.

Различают номинальную и реальную зар.плату.

Номинальная – сумма денег, полученных за опреде-лённое количество часов предложенных на рынке услуг труда.

Реальная - то количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную зар.плату. Она зависит от величины номинальной зар.платы и цен за приобретённые товары и услуги.

Общий уровень оплаты труда зависит от вовлекаемых ресурсов, производственных технологий, методов организации производства.

II) Ценооб-ие на факторы земля.

Рента – цена земли, уплачиваемая орендаторами её собственнику за возможность производительного использования земли и получения прибыли.

Дифференциальная рента – рента, получаемая с более выгодных участков земли. Она содержит разность доходов, возникающую на более плодородных землях, при менее глубинном и более производительном содержании полезных ископаемых ресурсов.

Различают I и II деф.ренту.

I – это прибыль, возникающая в следствии дефферен-циации земельных участков по плодородию и местопо-ложению.

II – это прибыль возникающая вследствии новых вложений капитала и передаваемая орендаторами земельным собственникам.

III) Ценообраз.на фактор капитала.

Капитал – все средства производства, связанные с целью увеличения производства товаров и услуг.

Различают 2 формы капитала: 1) Физический капи-тал – запас производственных ресурсов, которые вовлекаются в производство товаров; 2) Человеческий капитал – капитал виде умственных способностей.

Капитал представлен в виде фонда.

Фонды – величина капитала в данный момент време-ни. Для создания нового капитала необходимы собст-венные и заёмные средства, за использование которых снимается определённый процент – судный %. Обоб-щённым показателем дохода на капитал выступает годовая %-ая ставка – та величина дохода, которая исчисляется за определённый период времени в про-центном отношении к величине принимаемого капитала.

 

51. Общее понятие о микро- и макроэкономике: субъекты, объекты, задачи. Микроэкономика изучает процессы на уровне фирмы, отрасли и т.д. Объектами микроэкономики являются: спрос индивидуальных потребителей и их поведение.

Микроэкономика представляет связи каждой отдель-ной фирмы с поставщиками, потребителями.

Макроэкономика изучает закономерности функцио-нирования экономики в целом как единого организма, общего уровня цен, занятости населения, общего уровня потребления. В макроэкономике анализируются общие экономические процессы в рамках национальной экономики через призму действующих экономических законов.

 

52. Цели макроэкономики и их содержание.

Макроэкономика – раздел экон. науки изучающий поведение в экон-ке в целом. Закономерности воздейст-вия совокупной величины спроса и предложения, уровня цен и безработицы, общего потребления и инвестиций, и их влияние на экон. рост и изменение в объеме произ-водств, общее состояние национальной экономики

Основными целями макроэкономики являются:

1) экономический рост – главная определяющая цель макроэкономики. Чем больше товаров и услуг будет произведено в государстве, тем больше уровень жизни населения. Следствием экономического роста является сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового реального дохода. Факторами экономического роста являются: природные ресурсы; трудовые ресурсы; основной капитал; НТП; совокупный спрос.

2) высокий уровень занятости населения – он пред-ставляет труд каждого, который желает и способен трудиться, исключая работников, закрепленных за каким-либо предприятием. Занятость населения должна поддерживаться на естественном уровне: это 5-6% безработных, которые составляют добровольную безработицу (фрикционную). Этот вид безработицы связан с поиском и ожиданием работы. Различают также структурную безработицу, которая связана с изменени-ем технологии производства, а также циклическую безработицу, связанную с конъюнктурными колебания-ми рынка (с кризисными явлениями).

3) экономическая эффективность – рост ее проявля-ется в сокращении затрат на единицу продукции или увеличение продукции на прежнюю величину затрат. Главным и обобщающим показателем роста экономиче-ской эффективности в национальной экономике является прирост национального дохода.

4) стабильный уровень цен – отсутствие резких скач-ков в его изменении. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования ценового равнове-сия.

5) экономические свободы: что производить (решает покупатель), как производить (решает производитель), для кого производить. Это свобода выбора предприни-мательской деятельности, свобода перелива капиталов и экономической информации или движение трудовых ресурсов, технологических способов производства. Это свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага исходя из своих вкусов и предпоч-тений. Экономические свободы не безграничны. Пред-принимательские свободы ограничены спросом и размером имеющегося капитала. Свободы потребителей ограничены доходами.

6) справедливое распределение доходов – задача со-стоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребы-вала в нищете (через льготное кредитование, эффектив-ное налогообложение).

7) поддержка равновесного внешнеторгового баланса. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров зарубежных стран и национальных товаров на рынках других стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.011 с.)