Предпосылки государственного вмешательства в экономику: сущность, принципы и цели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки государственного вмешательства в экономику: сущность, принципы и цели.



В экономике часто возникают ситуации, когда ры-ночный механизм не в состоянии решить проблемы, тогда возникает необходимость гос-го вмешательства. Это вызвано неспособностью рынка обеспечить эконо-мику необходимым количеством денег.

Государство вмешивается если:

1) Деньги выпускает гос-во и регулирует их количест-во в экономике.

2) Рынок не производит общественных товаров (гос.транспорт, железные дороги и т.д), этими товарами пользуются все и часто не оплачивают их. Поэтому все расходы должно покрывать гос-во.

3) Экономика развивается циклически, во время спа-дов производства возникает безработица, во время подъёмов - инфляция. Государство создаёт систему инструментов регулирования экономики для того чтобы преодолеть безработицу и инфляцию.

4) Гос-во создаёт условия для того чтобы разница в доходах различных слоёв общества была не очень большой.

5) Для рыночной экономики характерен монополизм. Государство ограничивает власть монополии.

6) Предприятия бизнеса, используя всевозможные способы для увеличения прибыли, способствуют загрязнению среды.

Гос-во при помощи налогов создаёт предпосылки для установления равновесия.

Главная цель гос.регулирования - обеспечение нор-мального функционирования свободного рынка.

53. Основные макроэкономические показатели национальной экономики и их содержание.

1.Валовый национальный продукт (ВНП) – сумма конечных продуктов и услуг, выраженная в деньгах, приобретенных для потребности нации за определенный период.

Способы измерения ВНП: 1) Метод по ДС (метод добавленной стоимости), представляет собой сумму всех добавленных стоимостей во всех отраслях экономики; 2) Метод по расходам (потоки продукции). 3) Метод по доходам (расходы не связанные с выплотой доходов, з/п, %-й капитал, рентные платежи, прибыль карпорации, доходы не карпоративных предприятий, доходы собст-венных предприятий).

Промежуточное потребление – это те товары и услу-ги, которые перерабатываются в производстве как сырьё.

Номинальный ВНП – сумма всех товаров и услуг произведённых за год в текущих ценах.

Реальный ВНП – продукт, измеренный в неизменных сопоставимых ценах.

Потенциальный ВНП – продукт, полученный при полной занятости и при стабильном уровне инфляции, это идеальный желаемый показатель.

Фактический ВНП – продукт, произведённый при существующем в настоящий момент уровне занятости.

II. Валовый внутренний продукт (ВВП) – сумма ко-нечных товаров и услуг в денежном выражении произ-ведённых на территории страны за определённый период времени, в том числе и товаров произведённых с помощью иностранных производителей.

ВВП – это товары, которые готовы к потреблению. В ВВП не включается: перепродажа товаров, гос.выплаты (пенсии, стипендии), купля-продажа ценных бумаг, частные выплаты (помощь родителям).

III. Чистый внутренний продукт (ЧВП) = ВВП-амартизация.

IV. Национальный доход (НД) = ЧВП - косвенные налоги на бизнес.

V. Чистое экономическое благосостояние(ЧЭБ)

включает ВВП и др.компаненты, отражающие благосос-тояние общества (рост свободного времени, самообслу-живание, улучшение или ухудшение качества продук-ции, не легальные виды деятельности).

VI. Национальное богатство – совокупность матери-альных благ, накопленных в стране на определённую дату.

 

Фискальная политика как инструмент гос.регулирования в рыночной экономики: сущность, цели, виды.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложение для достижения поставленных перед экономикой целей.

Ее основными задачами является обеспечение устойчивого экономического развития, увеличения занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменения экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую.

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. На практике уровень государственных закупок налогов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная стабильность освоена на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. К ним относятся автоматическое изменение налоговых поступлений и систему пособий по безрабо-тице и социальным выплатам.

55. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям: стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены некоторых специфических товаров; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.023 с.)