Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Внешняя политика ССС в 30 – е годы.
Содержание книги
- Возникновение и развитие Древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (10-12 вв. ). Роль христианизации Руси.
- Русские земли в 12-13 веках Русь удельная.
- Древняя русская культура 10-13 вв.
- Объединение русских земель вокруг москвы и становление единого российского государства в XIV— XV вв. Противостояние орде.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление одного Российского государства. Противостояние золотой Орде.
- Московская Русь в 15-16 века.
- Основные направления внешней политики и расширение территорий России в 15-16 вв.
- Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.
- Смутное время и его последствия (конец XVI – началоXVII в. в. )
- Россия в 17 веке: особенности социально-экономического и политического развития.
- Социальное движение в 17 веке. Раскол в Русской православной церкви.
- Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.
- Внешняя политика России в 18 веке. Расширение территории, превращение России в великую Европейскую державу.
- Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.
- Россия в первой четверти XIX в. Реформы Александра I.
- Россия во второй четверти века Николай I
- Основные направления внешней политики российской империи в первой половине XIX века.
- Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX В. О путях развития страны. (билет 20)
- Культура России первой половины XIX в.
- В России во второй половине 19 В. , развитие капитализма, завершение промышленного переворота.
- Реформы 1860-1870 гг. В России, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие России.
- Консервативное, либеральное и радикальное течение в общественном движении России во второй половине 19 В.
- Основы направления и события внешней политики России во второй половине XIX-го века.
- Внутренняя политика Александра III
- Развитие культуры во второй половине 19 века.
- Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 в.
- Внешняя политика России в 1900-1917 гг.; причины и последствия участия I-ой мировой войны.
- Революция 1903-1907гг.: причины, основные события, итоги, отношение различных слоев и политических партий.
- Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
- Культура России в 1900-1917 гг.
- Внешняя политика России в 1900 – 1917 г. г. Причины и последствия участия в Первой мировой войне.
- Г. в России: Основные события, характер и значение революционных потрясений в стране.
- Гражданская война в России: ход событий, расстановка сил, последствие для судеб людей и страны.
- Экономическая политика советского государства в 1920-е годы: особенности, итоги, трудности.
- Складывание тоталитарной системы в СССР в 20–30-е гг. (билет 11)
- Политика индустриализации и коллективизации в СССР: причины, методы, темпы, итоги.
- Внешняя политика ССС в 30 – е годы.
- Культура в СССР в 20-30 годы.
- СССР в 1939-1941: внешняя политика, внутреннее развитие.
- Коренной перелом входе Великой Отечественной войны и II-ой мировой войны.
- Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции.
- XX съезд кпсс. Демократизация жизни страны во второй половине 50 - Х годов. “оттепель”.
- Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 60 –первой половины 80 гг.
- Духовная и культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.
- Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг. : формы, участники, значение. (билет 23)
- Ссср в системе международных отношений в середине 60-х – начале 80-х гг.
- Перестройка СССР: попытки реформирования экономики и обновление политической системы.
- Суверенная Россия: становление новой российской государственности.
- Россия в системе современных международных отношений. (Билет 28)
В 1920-е гг. страна должна была решать ряд важных внешнеполитических задач: добиться международного признания СССР и его включения в систему равноправных международных отношений; наладить торгово-экономические связи, в то же время не оставляя надежд на будущую мировую социалистическую революцию. Ведущие капиталистические страны постепенно меняли отношение к СССР, переходя от открытой враждебности к заинтересованности в установлении выгодных торговых отношений. в 1924—1925 гг. наступила полоса признания СССР (восстановление дипломатических отношений с 12 государствами). Тем самым был положен конец экономической блокаде. В 1933 г. СССР был официально признан США. Внешние торговые связи устанавливались и осуществлялись с трудом, со срывами и осложнениями. Идеологическое противостояние на международной арене не ослабевало. Приход в 1933 г. к власти в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером, их агрессивная внешняя политика обусловили изменение внешнеполитического курса СССР (разработка планов создания системы коллективной безопасности; заключение многосторонних и двусторонних договоров со странами буржуазной демократии в целях изоляции Германии и Японии; принятие СССР в Лигу Наций в 1934 г.; деятельность Коминтерна приобрела антифашистский характер). В 1936 г. СССР поддержал республиканскую Испанию в ее борьбе с фашистским мятежом Ф. Франке. Западные державы, проводя политику “умиротворения” агрессора, в сентябре 1938 г. вступили в Мюнхенский сговор (согласие Англии и Франции на передачу Германии Судетской области Чехословакии). Возрастало напряжение и на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1928 г.; столкновение с японскими войсками у озера Хасан в 1938 г.; отпор нападению Японии на союзницу СССР Монголию у реки Халхин-Гол в 1939 г.). Несмотря на стремление избежать серьезных военных столкновений, к концу 1930-х гг. Становится ясно, что локальные вооруженные конфликты с неизбежностью ведут к большой войне. В этих условиях СССР стоял перед выбором внешнеполитических приоритетов.
Культура в СССР в 20–30-е гг. (Билет 15)
Вариант 1
С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 20—30-е гг. не знали взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб». К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х — 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев,, тогда студент Ленинградского университета). Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий — выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др. К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического ре ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А А. Ахматова). И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Му-равия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.
Вариант 2
|