Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.



Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин, Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр. В живописи основой стали народные портреты созданные Прокоповым, Боровиковским, Левицким. Скульптура отмечена творчеством Фальконе (медный всадник). В архитектуре в стиле Барокко Расстсый построил зимний дворец. Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь. Владимирский собор в Киеве. 18 век – это эпоха просвещения, большого развития достигла светская культура, подготовившая золотой век Русской культуры 19 в.

 

 

Вариант 3

Развитее культура и общественной мысли в России в XVIII.

В18в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел коней диктату церкви в определении направления, форм и характера русской культуры. Хотя церковь в 18в. и была подчинена гос-ву, её роль в жизни страны оставалась ещё значительной. В 18в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы общества. На смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре9-12вв. в 18в. приходит “новая культура”. Её отличительные черты – светскость, рационалистическое мировоззрение, большой демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура 18в. во многом определяется просветительской философией с её идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. Здесь выделяется два периода:

конец 17-первая четверть18в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный хар-р. В русском искусстве первой половины – середины 18в. господствовал стиль борокко, во второй половине столетия – классицизм. В конце 18в. культ разума сменился культом чувств (сентиментализм). Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755г. Московского университета по инициативе и проекту М.В.Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И.Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе Шувалова была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764г. состоявшая при Московском университете. В первой четверти 18в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Экспедиции Беринга достигли пролива м/у Азией и Америкой, названный его именем. Имена Челюскина, двобродных братьев Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. Татищев и Ломоносов положили начало русской исторической науке.

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти18в. Петр1 и его сподвижники – Феофан Грек, Шафиров и др. – с рационалистических позиций “естественного права и “общего блага” доказывали необходимость борьбы за Балтику, землю “отчич и дедич” русских людей. В середине – второй половины 18в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Новикова Екатериной2. Эта борьба подготовила появление революционера-респудликанца Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права. Русскую лит-ру 18в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Новиков, Радищев, Фонвизин, Крылов, Карамзин и др. Первый русский профессиональный театр возник в 1750г. по инициативе купца Волкова в Ярославле. Одновременно крупнейшие российские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне. Наиболее известен московский театр Шереметьевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян – актриса и певица Жемчугова и балерина Шыкова.

В 18в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от рационально-кольцевой к регулярной планировке, для которой хар-ны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине 18в были сооружены Меньшикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. Продолжалось развитие деревянного зодчества. Крупнейшим мастером барокко в России был Растрелли – итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в 18в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в 19в

 

Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги. (Билет 17)

Вариант 1

Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.
Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору. Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец — император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж. де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал. Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I. Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.
В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.
1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:
— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);
— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;
— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;
— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).
1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:
— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;
— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;
— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло...» — говорилось в ней.
1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:
— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.
25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, — то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью — раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.

 

 

Вариант 2

Реформы Александра I.

В результате дворцового переворота в марте 1801 г. императором России стал Александр I. Он обещал проводить политику просвещенного абсолютизма, ссылаясь на заветы своей бабушки Екатерины II. Александр I отменил многие указы Павла I. Дворянам были возвращены привилегии. Он прекратил раздачу государственных крестьян дворянам за заслуги. Новый император понимал, что крепостное право тормозит развитие России. Для решения этого вопроса из ближайших сподвижников императора создается комитет, который разрабатывал проекты реформ. Однако, проекты, которые они разрабатывали, не привели к корректным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями. В 1802 г. проводилась министерская реформа и вместо коллегий образовано 8 министерств. Высшим контролирующем органом власти стал сенат, государственный совет стал органом законодательных предложений, членов которого назначал император. Во главе реформ Александра I стоял Странтский, который предлагал создать государственную думу и решить крестьянский вопрос. Однако в 1812 г. он был арестован и сослан в Нижний Новгород. Пытаясь решить крестьянский вопрос Александр I издает указ о вольных хлебопашнях, по которому помещик мог отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. За годы правления Александра I по этому указу было освобождено 47 тыс. крестьянских душ мужского пола. В 1808-09 гг. вышли указы запрещающие продавать крестьян и ссылать их по воле помещиков. Преобразования затронули просвещение страны. В стране были открыты университеты: в Харькове, Казани, Петербурге. В 1811 г. для детей дворян открыт лицей в царском селе. Был увеличен отпуск государственных средств на образование, которое по-прежнему сохраняло сословный характер. Реформы, проводимые Александром I укрепили самодержавный строй России.

 

 

Вариант 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.011 с.)