Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Россия в системе современных международных отношений. (Билет 28)
Содержание книги
- Возникновение и развитие Древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (10-12 вв. ). Роль христианизации Руси.
- Русские земли в 12-13 веках Русь удельная.
- Древняя русская культура 10-13 вв.
- Объединение русских земель вокруг москвы и становление единого российского государства в XIV— XV вв. Противостояние орде.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление одного Российского государства. Противостояние золотой Орде.
- Московская Русь в 15-16 века.
- Основные направления внешней политики и расширение территорий России в 15-16 вв.
- Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.
- Смутное время и его последствия (конец XVI – началоXVII в. в. )
- Россия в 17 веке: особенности социально-экономического и политического развития.
- Социальное движение в 17 веке. Раскол в Русской православной церкви.
- Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.
- Внешняя политика России в 18 веке. Расширение территории, превращение России в великую Европейскую державу.
- Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.
- Россия в первой четверти XIX в. Реформы Александра I.
- Россия во второй четверти века Николай I
- Основные направления внешней политики российской империи в первой половине XIX века.
- Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX В. О путях развития страны. (билет 20)
- Культура России первой половины XIX в.
- В России во второй половине 19 В. , развитие капитализма, завершение промышленного переворота.
- Реформы 1860-1870 гг. В России, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие России.
- Консервативное, либеральное и радикальное течение в общественном движении России во второй половине 19 В.
- Основы направления и события внешней политики России во второй половине XIX-го века.
- Внутренняя политика Александра III
- Развитие культуры во второй половине 19 века.
- Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 в.
- Внешняя политика России в 1900-1917 гг.; причины и последствия участия I-ой мировой войны.
- Революция 1903-1907гг.: причины, основные события, итоги, отношение различных слоев и политических партий.
- Реформы П. А. Столыпина. Значение, итоги и последствия.
- Культура России в 1900-1917 гг.
- Внешняя политика России в 1900 – 1917 г. г. Причины и последствия участия в Первой мировой войне.
- Г. в России: Основные события, характер и значение революционных потрясений в стране.
- Гражданская война в России: ход событий, расстановка сил, последствие для судеб людей и страны.
- Экономическая политика советского государства в 1920-е годы: особенности, итоги, трудности.
- Складывание тоталитарной системы в СССР в 20–30-е гг. (билет 11)
- Политика индустриализации и коллективизации в СССР: причины, методы, темпы, итоги.
- Внешняя политика ССС в 30 – е годы.
- Культура в СССР в 20-30 годы.
- СССР в 1939-1941: внешняя политика, внутреннее развитие.
- Коренной перелом входе Великой Отечественной войны и II-ой мировой войны.
- Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции.
- XX съезд кпсс. Демократизация жизни страны во второй половине 50 - Х годов. “оттепель”.
- Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 60 –первой половины 80 гг.
- Духовная и культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.
- Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг. : формы, участники, значение. (билет 23)
- Ссср в системе международных отношений в середине 60-х – начале 80-х гг.
- Перестройка СССР: попытки реформирования экономики и обновление политической системы.
- Суверенная Россия: становление новой российской государственности.
- Россия в системе современных международных отношений. (Билет 28)
Похожие статьи вашей тематики
Вариант 1
Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы. Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны. В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.). Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с: — созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия; — судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР; — защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений. Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов. Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества. В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности. Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств. Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки. Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение. Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ. Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов. 1991 —1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологиза-цию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира. 1994—1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира. Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.). Ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 г. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия). В 1997 г. Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994— 1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России. 1999—2002 гг. В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира. Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма. Отношения с Японией, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока. В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами АСЕАН. Россия вступает в XXI в. с осознанием своей ответственности и с готовностью активно участвовать в формировании мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве.
Вариант 2
|