Перестройка в СССР: социально-экономические И политические аспекты (1985 – 1991 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка в СССР: социально-экономические И политические аспекты (1985 – 1991 гг. )



Перестройка – это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. Студент должен рассказать о важнейших предпосылках перестройки, как в области экономики, так и политики.

В марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарем после смерти К. У. Черненко был избран М. С. Горбачев.

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев изложил стратегический замысел обширных реформ, которые были направлены на ускорение социально-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни общества через совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.

Позднее к стратегическим понятиям были добавлены также «гласность» и «перестройка». Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей «сверху донизу», а перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

Первые шаги по пути перестройки привели к определенному подъему производства в 1985-1986 гг. Но в этот период сложилась неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, упали мировые цены на нефть, негативно на экономических планах отразилась Чернобыльская авария (апрель 1986 г.), антиалкогольная кампания обогатила «теневую» экономику.

Первые годы перестройки показали Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором были приняты планы на двенадцатую пятилетку и до 2000 г., утверждена новая редакция Программы партии и изменения в ее Уставе. Был принят закон о госприемке, который создавал службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции.

В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом, принята экономическая реформа. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Однако сделать это руководство страны пыталось в рамках прежней административно-командной системы, не ломая ее основ. Это вызвало рост радикальных настроений в обществе

Важную роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическую жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика «гласности». Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения которых невозможно было сломать тоталитарный режим.

Были предприняты попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии и кооперации, намечены контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров.

В соответствии с Законом о государственном предприятии 1987 г., они наделялись широкими правами. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Но отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства.

В ходе перестройки значительная часть номенклатуры поддержала Горбачева. Первым проявлением растущего недовольства номенклатуры стало дело Б. Н. Ельцина, в то время первого секретаря Московского горкома КПСС, кандидата в члены Политбюро. В его выступлении на скандально известном пленуме в октябре 1987 г. прозвучала резкая критика нерешительности, непоследовательности в проведении курса реформ. В итоге Ельцин был выведен из состава Политбюро и снят со своих постов. Общественный интерес к этим событиям резко повысили рейтинг Б. Н. Ельцина как политического деятеля.

Обострение борьбы за власть активизировало национальное движение в союзных республиках. Первые митинги и демонстрации в период перестройки носили национальный характер. Студенту необходимо привести примеры национальных конфликтов этого периода, например в Нагорном Карабахе, Средней Азии.

На XIX Всесоюзной конференции КПСС развернулась борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о задачах развития страны.

Был учреждён новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.

Первый Съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу народных депутатов. Был избран координационный комитет группы и пять сопредседателей, ведущую роль, среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. Горбачев перестал быть единоличным лидером реформаторского процесса, у него появились конкуренты.

На втором съезде народных депутатов СССР А. Д. Сахаров от имени Межрегиональной группы депутатов выдвинул требование об отмене шестой, а также некоторых других статей советской Конституции, которые закрепляли за КПСС не только политическую монополию, но и руководящую роль в обществе, лишали народных депутатов возможности свободного законотворчества, препятствовали укреплению в стране многопартийности и политического плюрализма.

Студенту необходимо рассказать о том как развивались национальные отношения в 1988-1990 гг., о национальных движениях в союзных республиках и формировании партий «Саюдис», «Рух», Народных фронтах в Латвии и Эстонии.

К концу 1989 г. радикалы из Прибалтийских республик не дожидаясь решения комиссии Съезда народных депутатов СССР, объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным и включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Первой в марте 1990 г. свою независимость провозгласила Литва. Начался распад СССР. Возникли новые очаги национального напряжения: Грузия и Абхазия, Северный Кавказ, Ошская область в Киргизии.

В начале 1990 г. М. С. Горбачёв предложил принять новую платформу КПСС, которая признавала бы политический плюрализм, многопартийность, смешанную экономику, разнообразные формы хозяйствования на земле.

В результате подъема политической активности народа начинается рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности. Началось формирование политических партий. Студенту следует рассказать о процессе формирования политических партий и их целях.

В этих условиях М. С. Горбачев начал проводить тактику лавирования между консерваторами и реформистами. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось в экономике. В результате начались инфляционные процессы, падало производство, снижался уровень жизни, начал свирепствовать товарный дефицит.

Третий съезд народных депутатов, состоявшийся в марте 1990 г., начался с изменения 6-ой и некоторых других статей Конституции. Стремясь удержать власть и поддержать стабильность, М. С. Горбачев провел через съезд решение об учреждении поста Президента СССР. В результате голосования первым Президентом СССР на съезде был избран М. С. Горбачев.

Основная борьба в 1990-1991 гг. развернулась в сфере экономики. В июле 1990 г. состоялся XXVIII съезд КПСС. Выборы делегатов на него проходили на альтернативной основе. Борьба консервативных и реформаторских сил привела к тому, что Горбачеву удалось провести на съезде программный документ, признающий рыночную экономику.

Весной 1990 г. Б. Н. Ельцин был избран председателем Верховного Совета России. В июле он предложил М. С. Горбачеву выработать совместную программу экономических реформ. План перехода к рынку, предложенный председателем правительства Н. И. Рыжковым, в мае 1990 г. был отвергнут. В итоге договоренности М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина были разработаны две программы. Необходимо дать характеристику этих программ – директора Института Экономики АН СССР Л. И. Абалкина и «Программы 500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского.

Политика реформирования экономики привела к значительным социально-экономическим проблемам. Резко сократилось производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились доходы большинства населения. Оставались нерешенными социальные проблемы.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

В декабре 1990 г. был отстранен с поста председателя Совета министров Н. И. Рыжков. Возглавивший затем правительство СССР В. С. Павлов настоял на обмене 50 и 100 рублевых банкнот и осуществил повышение цен. В крупных городах были введены талоны на продукты питания.

На рубеже 1990-1991 гг. М. С. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Об этом свидетельствовали попытки военного подавления народных выступлений в декабре 1990 г. в Баку и в январе 1991 г. в Вильнюсе, а также отставка Э. А. Шеварднадзе, заявившего об угрозе диктатуры в стране. В ответ на это весной 1991 г. прошла волна митингов в защиту демократии и реформ, организованных «Демократической Россией».

Особенно осложнилось положение в союзных республиках. Даже в тех республиках, где после выборов Верховных Советов в 1990 г. у власти остались коммунисты, раздавались голоса за выход из СССР.

В этот период обострилась борьба в Верховном Совете России. Ельцин стал терять поддержку. Тогда он добился решения о проведении выборов президента России, сократив до минимума сроки предвыборной кампании. Победу при поддержке «Демократической России» 12 июня 1991 г. одержал Б.Н. Ельцин.

Основные персоналии:

Горбачев М. С.

Ельцин Б. Н.

Сахаров А. Д.

Шаталин С. С.

Шеварднадзе Э. А.

Явлинский Г. А.

Основные даты:

март 1985 г. – избрание на пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем М. С. Горбачева.

апрель 1985 г. – пленум ЦК КПСС взят курс на ускорение социально-экономического развития.

февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС, на котором были приняты планы на двенадцатую пятилетку и до 2000 г., утверждена новая редакция Программы партии и изменения в её Уставе.

март 1990 г. – Третий съезд народных депутатов, изменение 6-ой и некоторых других статей Конституции; учреждение поста Президента СССР; избрание первым Президентом СССР М. С. Горбачева.

12 июня 1991 г. – избрание Б.Н. Ельцина президентом России.

 


 

«Новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в годы перестройки (1985 –1991 гг.).

Студенту необходимо объяснить, почему внешняя политика в годы перестройки получила название «новое политическое мышление» в чём её отличие от предшествующего времени. При ответе на данный вопрос важно показать, что изменения во внешней политике были связаны, прежде всего, с изменением внутренней политики, а впоследствии и в целом политического строя.

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Суть «нового мышления» в международных вопросах состояла в том, что вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях и совместно решать стоящие перед человечеством глобальные проблемы. «Новое мышление» вело также к избавлению экономики от непосильных военных расходов и обеспечению получения западных кредитов, необходимых для поведения реформ.

В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры между М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом.

После встречи в Женеве главной проблемой в советско-американских отношениях была программа СОИ (стратегическая оборонная инициатива). К ней относились негативно не только в СССР, но и в странах Запада. Советский Союз, стремясь не допустить реализации СОИ, 15 января 1986 г. выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г. Была выдвинута идея нового политического мышления. Под ним понималось переосмысление современного мира и проведение политики с позиций общечеловеческих ценностей. Начался отход от идей «мировой революции» и деидеологизации внешней политики. Были выдвинуты важные внешнеполитические инициативы в области разоружений, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни. В итоге рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла».

Но СССР и США на протяжении всего 1986 г. продолжали обвинять друг друга в агрессивных замыслах и в нежелании вести серьёзные переговоры об ограничении вооружений. Но в действительности обе стороны были заинтересованы в продолжении переговоров. В октябре 1986 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган встретились в Рейкьявике (Исландия). Но из-за отстаивания США программы СОИ достигнуть соглашения не удалось. Только в декабре 1987 г. во время визита М. С. Горбачёва в США был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Это было первое соглашение, которое предусматривало не ограничение вооружений, а их реальное сокращение.

В декабре 1988 г. М. С. Горбачев в выступлении в Организации Объединенных Наций представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества заключается в многовариантности развития, в его национальной, духовной, географической и культурной многоликости.

В 1988 г. СССР объявил о сокращении вооружённых сил на 500 тыс. человек в течение двух лет. Из Венгрии, Чехословакии и ГДР выводились советские войска общей численностью 50 тыс. человек.

В 1987 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган достигли соглашения о выводе советских войск из Афганистана и о прекращении американской помощи моджахедам. В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны соглашения между противоборствующими в Афганистане сторонами. В мае 1988 г. начался вывод советских войск. А к 15 февраля 1989 г. все советские войска были выведены из Афганистана.

Вывод советских войск из Афганистана привёл к постепенной нормализации отношений с Китаем. В 1989 г. М.С. Горбачёв нанёс визит в Китай. Произошло сближение позиций между СССР, США и Западноевропейскими странами по международным проблемам, по аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем. В августе 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в феврале 1991 г. поддержал операцию США «Буря в пустыне» против Ирака.

В декабре 1989 г. М. С. Горбачёв встретился с новым президентом США Дж. Бушем на Мальте. Здесь было решено к 1990 г. завершить подготовку Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В июне 1990 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации химического оружия. В ноябре 1990 г. страны НАТО и ОВД заключили Договор об обычных вооружениях в Европе. В нём были установлены предельные уровни для обеих группировок по каждому виду оружия.

В течение 1988-1990 гг. произошло падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы. Были выведены советские войска из Чехословакии, Венгрии, Монголии.

В июле 1990 г. на встрече с канцлером ФРГ Г. Колем М. С. Горбачёв согласился на вхождение единой Германии в НАТО. СССР получил обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство.

Разрушение социалистической системы привело к разрыву экономических связей в рамках СЭВ, что больно ударило по экономике СССР. Горбачев продолжил процесс разоружения, подписав в 1990 г. договор о ликвидации ракет малой и средней дальности. В экономике использовались западные кредиты. Внешний долг СССР возрос в несколько раз.

Апогеем советско-американских усилий по разоружению стало подписание в июле 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). По данному договору стратегические ядерные вооружения обеих стран сокращались на 30-40%.

Общим итогом внешнеполитической линии М. С. Горбачева стало окончание «холодной войны».

Основные персоналии:

Горбачёв М.С.

Шеварднадзе Э. А.

Основные даты:

15 февраля 1989 г. - вывод советских войск из Афганистана

декабрь 1989 г. - встреча М. С. Горбачёва с президентом США Дж. Бушем на Мальте.

август 1990 г. - объединение Германии.

1 февраля 1992 г. – окончание «холодной войн


 

Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Непоследовательность проводимых в стране на рубеже 1980-90-х гг. реформ вела к усилению конфликта между центром и республиками. Необходимо было подписать новый союзный договор между республиками, объявившими о своём суверенитете. Массовые выступления, организованные движением Демократическая Россия весной 1991 г., вынудили Горбачева отказаться от силовых методов. Отвечая на этот вопрос следует объяснить, что такое Новоогарёвский процесс и с какой целью была начата подготовка подписания нового союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого более 70% населения СССР высказались за единство Союза. Но в референдуме участвовало население только девяти республик (кроме Прибалтики, Молдавии, Грузии и Армении).

После поддержки на референдуме М. С. Горбачёв усилил давление на Б. Н. Ельцина. В марте 1991 г. в момент открытия Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска. Это вызвало демонстрации протеста. После Съезда консерваторы поняли, что М. С. Горбачёв не способен сдержать растущее влияние демократов и поэтому становился им не нужен. Усилилась критика М. С. Горбачёва.

Но М. С. Горбачёв сумел добиться поддержки лидеров республик. В апреле 1991 г. по его инициативе под Москвой в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей 9 республик СССР – РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана. После переговоров было сделано заявление десяти (9+1 – девять лидеров республик и Президент СССР) о совместных мерах по стабилизации экономики и политической ситуации и подготовке нового Союзного договора. Разработку нового Союзного договора стали называть новоогаревским процессом.

12 июня 1991 г. был избран первый президент России. Им стал Б. Н. Ельцин. 20 июля он издал указ о департизации, т.е. о запрещении деятельности парткомов на предприятиях и в учреждениях. Это должно было привести в конечном итоге к распаду КПСС, численность которой сократилась почти на треть.

К концу июля после острых дискуссий М. С. Горбачёв заявил о завершении новоогарёвского процесса. Руководителям 9 республик удалось выработать проект союзного договора. Республики в нём назывались суверенными государствами, а сам Союз – Союзом Суверенных Государств. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г., и означало переход к действительно федеративному государству, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену их новыми. Противники преобразований решили не допустить подписания нового союзного договора.

18 августа 1991 г. группа руководителей предложила М. С. Горбачеву, находившемуся на отдыхе в Крыму ввести чрезвычайное положение и покончить с реформами. Горбачев отказался. Тогда он был изолирован на даче в Форосе. 19 августа 1991 г. вице-президент Г. И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР в связи с болезнью М. С. Горбачева. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г. И. Янаев - вице-президент СССР, О. Д.Бакланов первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР, Б. К. Пуго – министр внутренних дел СССР, В. А. Крючков – председатель КГБ СССР, В. С. Павлов – премьер-министр СССР, Д. Т. Язов – министр обороны СССР, А. И. Тизяков – президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР и В. А. Стародубцев – председатель Крестьянского союза СССР. Было введено чрезвычайное положение, объявлены расформированными ряд структур власти, не отвечавшие Конституции 1977 г., приостановлена деятельность оппозиции. 19 августа ГКЧП передал обращение к гражданам России. Он объявил чрезвычайное положение, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль за средствами массовой информации. В Москву были введены войска и танки, объявлен комендантский час. Были отданы приказы об аресте Б. Н. Ельцина, других руководителей России и демократических лидеров.

ГКЧП обнародовал «Обращение к советскому народу» и «Постановление № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР», в которых раскрывались его идеология. Запрещалась деятельность структур власти и управления, не узаконенных Конституцией, приостанавливалась деятельность политических партий, движений, объединений, оппозиционных КПСС, а также выпуск нелояльных газет. Восстанавливалась цензура, силовым структурам вменялось в обязанность поддерживать режим чрезвычайного положения.

Отдельные руководители КПСС на местах поддержали ГКЧП. Но непопулярность и даже одиозность отдельных лидеров заговора оттолкнули многих, даже потенциальных союзников.

Сопротивление ГКЧП возглавил Президент России Б. Н. Ельцин и его сторонники. Он объявил действия ГКЧП незаконными и преступными, временно переподчинил себе силовые структуры СССР на территории России, отменил приказ о введении войск в Москву. Вокруг «Белого дома», где размещался Верховный Совет Российской Федерации, собрались тысячи горожан, были построены баррикады. Митинги противников ГКЧП прошли и в других городах России. Спецподразделение «Альфа» отказалось от участия в штурме «Белого дома». Активную роль в организации отпора путчу сыграли руководство бирж, коммерческих структур. Они оказали финансовую и техническую помощь руководителям России. В результате к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Лидеры ГКЧП бежали из Москвы и направились в Форос к М. С. Горбачёву, который не принял заговорщиков.

В обращении Президента России переворот был объявлен антиконституционным, а ГКЧП незаконным. Отдельные воинские подразделения отказались выполнять приказы путчистов.

21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России, поддержавшей действия Б. Н. Ельцина, М. С. Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму. Путч был ликвидирован. Действия ГКЧП оценивались как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки».

23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. 24 августа он распустил союзный кабинет министров, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. В свою очередь ЦК КПСС заявил о самороспуске. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, соединяющие СССР. В августе 1991 г. указом Б. Н. Ельцина была приостановлена, а в ноябре запрещена деятельность КПСС.

Августовский путч и его подавление руководством России, по сути, подвели черту под существованием СССР. После подавления путча даже те республики, которые ранее выражали желание в подписании Союзного договора, заявляют о своей независимости, создают свои органы власти, переводят под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного подчинения. Это означало окончательный распад старого Союза. Не спас положение и V съезд народных депутатов СССР в сентябре 1991 г. В ноябре в Ново-Огарево Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных государств (ССГ). Но попытки Горбачева подписать новый Союзный договор провалились.

8 декабря 1991 г. Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Президиума Верховного Совета Белоруссии С. И. Шушкевич заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик (кроме Прибалтики и Грузии). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев ушел в отставку. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование. Главным в деятельности независимых государств стало экономическое реформирование.

Следует рассказать также о том, какие задачи должно было решать СНГ, какова структура и механизм действия этой организации.

Основные персоналии:

Ельцин Б. Н.

Кравчук Л. М.

Шушкевич С. И.

Янаев Г.И.

Основные даты:

апрель 1991 г. – начало Новоогарёвского процесса, встреча руководителей 9 республик СССР.

18-20 августа 1991 г. – деятельность ГКЧП, попытка государственного переворота в СССР.

8 декабря 1991 г. – подписание Беловежского соглашения о создании Содружество Независимых Государств (СНГ).

25 декабря 1991 г. – уход М. С. Горбачева в отставку.

26 декабря 1991 г. – прекратил свое существование СССР.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.051 с.)