ТОП 10:

Экономико-социальное развитие СССР в 1965 – 1982 гг.



При ответе на данный вопрос студенту необходимо сосредоточиться на попытке реформирования экономики СССР в 1965-1979 гг., а также на причинах неудач экономических реформ.

Политика экономического волюнтаризма Хрущёва привела экономику СССР в предкризисное состояние. После его отставки, с 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще в хрущевский период, но затем свернутая. Перед экономической реформой стояли те же задачи, что и перед хрущевскими преобразованиями: разрешение кризисных явлений советской плановой экономики. В первую очередь имелись в виду малая отдача капиталовложений и незавершенное строительство (долгострой), низкая производительность труда, отстававшая от роста зарплаты, плохое качество товаров и их недостаточный ассортимент, проблема трудовых ресурсов. Однако, в отличие от преобразований Хрущева, реформы, задуманные новым руководством, не должны были затрагивать политических основ общества, без крайностей предыдущего десятилетия. Не подвергались сомнению основные принципы советской социалистической экономики: государственный контроль над собственностью, централизованное планирование, контроль над показателями производства и т.д. Стержнем нового политического курса и хозяйственной реформы 1965 г. была идея долгосрочного и постепенного совершенствования социализма и курс на стабильность управленческих структур. Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

Начало экономическим преобразованиям положили реформы в сельском хозяйстве – наиболее кризисном участке советской экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Он предложил увеличить капиталовложения в сельское хозяйство с одновременным стимулированием производительности труда. Фактически это была попытка интенсификации сельского хозяйства. Аграрный сектор советской экономики должен был получить дополнительное количество машин, удобрений и электроэнергии. Общая сумма капиталовложений в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. составила 383 млрд. рублей, что превышало более чем в три раза все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Была принята новая долгосрочная система планирования производства. С совхозов и колхозов списывались долги, повышались закупочные цены и устанавливались надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество. За 1965–1977 гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию увеличились примерно в полтора раза почти без изменения розничных цен. С 1965 г. менялась система кредитования колхозов, получавших возможность прямого банковского кредитования в отличие от прежней системы кредитов через заготовительные организации. Был понижен и подоходный налог с колхозов, взимаемый теперь с чистого дохода.

В 1960–1970-х гг. были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России. В строй были введены Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и другие каналы. С целью повышения жизненного уровня крестьян большую экономическую самостоятельность получили колхозы и совхозы, где вводились элементы хозрасчета.

В 1969 г., через 35 лет после предыдущего съезда, состоялся III съезд колхозников. Был одобрен новый типовой устав, который отменял старую систему оплаты по трудодням и вводил гарантированную помесячную оплату, при этом денежная часть доходов выросла по отношению к натуральной оплате. В уставе закреплялись пенсионное обеспечение колхозников и система отпусков. Жизненный уровень сельского населения в 1970-е гг. значительно вырос, хотя ликвидировать разницу между городом и деревней так и не удалось, ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек. Новые программы, делавшие ставку на увеличение капиталовложений, вступали в противоречие с прежним курсом интенсивного развития. К середине 1970-х гг. экономические преобразования в сельском хозяйстве приобретали все более дотационный и экстенсивный характер.

Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности. Активную роль в ее разработке и осуществлении сыграл А. Н. Косыгин, ставший 15 октября 1964 г. председателем Совета Министров. Начало преобразованиям положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС. Решения пленума определяли три главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

Число плановых показателей для предприятий снижалось с 30 до 9. В дополнение к валовому показателю (т.е. стоимости произведенной продукции), определяющему ранее эффективность производства, вводился отчетный показатель стоимости реализованной продукции. Предприятие теперь было заинтересовано не только произвести, но и продать продукцию. При этом показатель рентабельности предприятия исчислялся как отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств. Провозглашалась недопустимость изменения плана без согласования с предприятием, в свою очередь, само предприятие могло самостоятельно распределять выпуск продукции в рамках заданного плана. Таким образом, предприятие получало относительную производственную самостоятельность в вопросах внутреннего планирования выпуска продукции. В целях материального стимулирования производства часть прибыли предприятии оставалась в его распоряжении. На предприятиях создавались фонды стимулирования, которые использовались для нужд развития предприятия, материального поощрения работников, проведения социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и т. д. Предусматривалось увеличение премий в случае запланированного перевыполнения плана.

В 1966 г. начался перевод промышленных предприятий на новые условия работы. К концу 1970 г. из 49 тыс. предприятий реформа затронула в той или иной степени 41 тыс. предприятий. Между тем уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. На состоявшемся в апреле 1966 г. XXIII съезде КПСС ход экономических преобразований был лишь вскользь затронут в отчётном докладе Брежнева. Определенная оппозиция преобразованиям исходила и со стороны министерств, не желавших отказаться от контроля над предприятиями даже в тех рамках, которые предусматривались реформами. При этом, несмотря на большую самостоятельность предприятий, количество министерств в конце 1960-х – 1970-е гг. неуклонно увеличивалось. Только в машиностроительной промышленности в 1965 г. дополнительно было создано 8 общесоюзных ведомств, а к концу 1975 г. уже насчитывалось 35 промышленных министерств. 10 июля 1967 г. было принято «Общее положение о министерствах СССР», расширившее права центральных органов власти.

Многие позитивные реформы при формальном подходе министерств становились препятствием для развития производства. Одной из причин постоянных сбоев в экономике оставалась «ведомственность». Не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они принадлежали разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов.

Уже к концу 1960-х гг. реформа промышленности выдохлась, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жестким административным давлением на предприятия сверху. Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата. К 1985 г. в два раза сократилась по сравнению с серединой 1960-х гг. доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости. Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (на последний работало до 80% машиностроительных заводов). Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный, перекошенный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, удовлетворение его потребностей.

Реформы А. Н. Косыгина не были формально прекращены, но уже во второй половине 1970-х гг. мало что в экономике СССР соответствовало провозглашенным в сентябре 1965 г. принципам социалистического хозрасчета. Хотя Косыгин по-прежнему оставался вплоть до октября 1980 г. председателем Совмина, он уже не определял направление экономического развития СССР. Ряд внешнеполитических и внутриэкономических обстоятельств позволил консервативному большинству в Политбюро отказаться от реформ, которые к тому времени буксовали.

Студенту необходимо иметь представление об особенностях советской экономики середины 1960-х – 1970-х гг.

В начале 1960-х гг. в Тюменской области было обнаружено крупное нефтяное месторождение, с 1964 г. началась его эксплуатация. К 1980 г. она составила в Западной Сибири уже 315 млн. тонн, т.е. более 50% от всего производства нефти в СССР. Эксплуатация новых богатейших месторождений в СССР совпала с мировым энергетическим кризисом 1970-х гг. Обострившаяся обстановка на Ближнем Востоке вследствие арабо-израильской войны 1973 г. привела к скачку цен на нефть. Советский Союз получил возможность увеличить экспорт своей нефти в обмен на твердую валюту. Если в 1960 г. доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11-12%, то в 1975 г. – уже 24,6%, а в 1981 г. – 37,9%. Нефтедоллары позволяли решить многие из социальных проблем, стоявших перед страной, не прибегая к радикальным экономическим и политическим реформам.

В указанный период определенное значение имел также экспорт якутских алмазов, месторождения которых были разведаны еще в 1950-е гг., а промышленная добыча началась на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

В промышленности в 1970-е гг. акцент был перенесен на освоение и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского и Братско-Усть-Илимского по обработке алюминия и цветных металлов и др. Летом 1974 г. ЦК КПСС принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Трасса БАМа протяженностью около 3200 км связала в 1974 – 1984 гг. ТПК Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской, Армянской, Билибинской АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза. Значительное увеличение производства электроэнергии пришлось на гидроэлектростанции. Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно-сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно-сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960 – 1985 гг. с 16,2% до 54,4%.

Валютные поступления позволяли снизить социальную напряженность в обществе, сгладить последствия кризиса в легкой промышленности. В 1976 г. XXV съезд КПСС окончательно закрепил приоритетное положение оборонной промышленности, энергетики и сельского хозяйства. На долю остальных отраслей приходилось значительно меньше инвестиций.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Огромные финансовые влияния в аграрное производство в буквальном смысле уходили в песок – из-за коллективной безответственности, царившей в аграрном секторе, незаинтересованности сельских производителей в результатах своего нелегкого труда. Деньги шли на строительство грандиозных и малоэффективных животноводческих комплексов, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почв, уходили на разработку и пропаганду очередных амбициозных и нереальных партийных программ подъема сельского хозяйства. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. В 1979 – 1984 гг. в страну ввозилось около 40 млн. тонн продовольствия ежегодно.

Кризисное состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. Этому же способствовало увеличение потока импортных товаров в условиях сохранения централизованной распределительной системы. Магазины «Березка», «Внешпосылторг» стали символами конца 1970-х гг. При этом значительная часть товаров проходила мимо этих и других спецмагазинов, т.к. товары повышенного спроса являлись предметом злоупотреблений и спекуляций. Феномен теневой экономики был неоднороден по своей природе. Он включал как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), так и чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т.п.). По неофициальным оценкам, к середине 1980-х гг. в сфере теневой экономики более или менее постоянно было занято около 1,5 млн. человек. В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Широкомасштабная спекуляция требовала определенных гарантий, прикрытия нелегальной деятельности, что приводило к сращиванию государственных структур и спекулятивного капитала, к коррупции. Одновременно значительная часть населения по-прежнему довольствовалась товарами отечественного производства, зачастую при покупке отстаивая значительные очереди, или даже приезжая из-за них в Москву, Ленинград и другие крупные города. Символом продовольственного дефицита в конце 1970-х гг. стали т.н. «колбасные поезда». Люди из соседних с Москвой областей для покупки колбасы и других мясопродуктов были вынуждены выезжать в столицу, переполняя вагоны пригородных электричек. Подобная ситуация наглядно демонстрировала состояние как сельского хозяйства, так и в целом советской экономики (в том числе торговой сети) на рубеже 1970-1980-х гг. Студент может привести примеры из повседневной жизни середины 1960-середины 1980-х гг. своего региона.

Кризисные явления накапливались и в социальной области. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся, наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления. Поскольку он достигался главным образом путем повышения зарплаты рабочим и служащим, гарантированных выплат за труд колхозникам, обозначилась диспропорция между денежной массой, находившейся в руках населения, и вяло увеличивавшимся предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 1970-х гг. углублялся товарный голод – дефицит, во многих регионах СССР укореняется де-факто карточная система распределения продуктов. Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах – около 12%). По показателю средней продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, по уровню детской смертности – 50-е.

С одной стороны, экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производство тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. В 1970-е гг. наблюдалось падение темпов экономического развития. Призывы партийных съездов к «экономной экономике», «эффективности и качеству» на практике оборачивались экстенсивным путем развития. Отрицательно сказывались на экономическом развитии такие качества системы, как сверхцентрализация, примитивные методы составления госбюджета и учета издержек, искаженное ценообразование, скрытые субсидии ВПК, отсутствие передачи оборонных технологий в гражданские отрасли. Для того чтобы избежать экономического краха, власти форсировали поставки энергоносителей на западный рынок. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счет сотен миллиардов нефтедолларов.

Колоссальные средства, получаемые в виде нефтедолларов, неэффективно использовались в народном хозяйстве. Они замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, немалая часть которого оседала потом на складах, поглощались быстро растущим бюрократическим аппаратом (управленцев разного уровня в стране к 1985 г. насчитывалось около 18 млн. человек – шестая часть всех занятых), наконец, просто «проедались», т.е. шли на импорт высококачественных товаров, призванных скрасить вид полупустых прилавков отечественных магазинов.

К середине 1980-х гг. и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР. Накопившийся груз расточительности, неэффективности распределения ресурсов, структурные диспропорции, непосильная гонка вооружений, имперские амбиции и афганская авантюра создали в экономике предынфарктную ситуацию.

Основные персоналии:

Брежнев Л. И.

Косыгин А. Н.

Основные даты:

1964 – 1982 гг. – Л. И. Брежнев во главе ЦК КПСС

1965 – 1979 гг. – попытка проведения реформ под руководством А. Н. Косыгина

1967 г. – вступила в промышленную эксплуатацию Братская ГЭС

1971 г. – сдана в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода

1974 г. – начало строительства БАМа

 

 

Особенности внешней политики СССР в 1964 1982 гг.

Необходимо первоначально выделить основные направления внешней политики. Середина 1960-х гг. связана с продолжавшейся «холодной войной». Между СССР и США в этот период установился военно-стратегический паритет, и это обострило борьбу за влияние в мире, прежде всего за развивающиеся страны.

Во второй половине 1960-х гг. произошло несколько региональных конфликтов, крупнейшими из них были вьетнамский и ближневосточный. США в 1965 г. развязали военные действия против коммунистического Северного Вьетнама с целью объединения с Южным Вьетнамом, где существовал проамериканский режим. СССР на протяжении всей вьетнамской войны оказывал помощь Демократической Республике Вьетнам оружием, снаряжением, техникой, медикаментами, военными специалистами.

В 1967 г. разгорелся с новой силой ближневосточный конфликт. В ходе «шестидневной войны» Израиль нанёс поражение армиям Египта, Сирии и Иордании, захватил Синайский полуостров, Голанские высоты и западный берег реки Иордан. СССР занял проарабскую позицию и разорвал дипломатические отношения с Израилем. Впоследствии СССР поставлял арабским странам вооружение и технику, предоставлял кредиты.

Далее необходимо рассказать о событиях, которые вошли в историю под названием «Пражская весна», о вводе в августе 1968 г. советских войск в Чехословакию и последствиях этого решения.

В 1968 г. правительство Чехословакии попыталось провести реформы и выйти из-под советского влияния. СССР ввёл свои войска в ЧССР.

Вторжение в Чехословакию продемонстрировало, что советское руководство исходит из принципа ограниченного суверенитета стран Восточной Европы. На Западе появился термин «доктрина Брежнева». Суть доктрины состояла в том, что суверенитет любого социалистического государства имеет подчинённый характер по отношению к интересам укрепления социализма.

Резко ухудшились советско-китайские отношения. В конце 60-х гг. дело дошло до вооружённых столкновений на дальневосточной границе. Это заставляло держать на границе с Китаем значительные военные силы, строить стратегическую Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).

В 1967 г. осложнилось положение в Польше. Коммунистическому руководству страны СССР оказал экономическую помощь. Кризис в Польше показал непрочность социалистического строя в странах Восточной Европы.

Но, несмотря на вторжение советских войск в Чехословакию на рубеже 1960-70-х гг. произошло потепление отношений между СССР и странами Запада, и начался период разрядки международных отношений.

При ответе на данный вопрос следует сформулировать предпосылки разрядки международной напряжённости. Необходимо показать, что политика разрядки сменилась международной напряжённостью из-за взаимного недоверия между СССР и странами Запада.

После визита в Москву в 1966 г. генерала де Голля, установились дружественные отношения с Францией и подписан ряд соглашений. В 1970 г. канцлером ФРГ стал В. Брандт. Между СССР и ФРГ был подписан договор. Обе стороны признали все территориальные изменения в Европе. В 1970-1973 гг. ФРГ урегулировала отношения с Польшей, ГДР и Чехословакией. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнёров Советского Союза. В 1971 г. было заключено четырёхстороннее соглашение по Берлину. СССР, США, Англия и Франция заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

В начале 70-х гг. американское руководство признало военное равенство между СССР и США. В 1972 г. в ходе визита в Москву президента США Р. Никсона был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1973 г. Л.И. Брежнев и новый президент США Дж. Форд во Владивостоке договорились о новом соглашении, которое должно было включать стратегические бомбардировщики и разделяющие ядерные боеголовки. В течение 1972-1973 гг. было подписано свыше 20 соглашений между СССР и США о сотрудничестве в различных областях. В первой половине 1970-х гг. в восемь раз увеличился товарооборот между двумя странами.

В начале 70-х гг. при содействии Советского Союза прекратилась война во Вьетнаме. Вершиной разрядки стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г. В нём приняли участие 33 европейских государства, США и Канада. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, расширил экономические и политические контакты. Страны отказались от применения силы в решении спорных проблем.

В 1979 г. СССР и США подписали договор ОСВ-2. Во второй половине 70-х гг. отношения с Западом ухудшились. Окончательный удар по разрядке был нанесён после начала советской интервенции в Афганистан в декабре 1979 г. ООН осудила действия СССР. Американский Конгресс отказался ратифицировать договор ОСВ-2. Начался новый виток гонки вооружений. США в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан бойкотировали участие в Олимпиаде 1980 г. в Москве.

В 1982 г. СССР дал согласие на сокращение числа своих ракет до суммарного количества ракет Англии и Франции, а остальные вывести в азиатскую часть страны, при условии, что США удалят из Европы свои ракеты. Но США не согласились, считая , что советские ракеты даже за Уралом будут представлять опасность для Западной Европы. СССР дал согласие на демонтаж лишних ракет. Но 1 сентября 1983 г. советские ПВО сбили южнокорейский пассажирский самолёт, который по советским данным нарушил воздушное пространство нашей страны и отношения между СССР и Западом вновь обострились.

В 1960 - начале 1980-х гг. СССР укреплял взаимоотношения с развивающимися странами. Среди крупнейших партнёров была Индия, которой СССР оказывал значительную экономическую помощь. Советский Союз активно влиял на политические процессы, происходившие в Африке, особенно в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау.

Основные персоналии:

Брандт В.

Брежнев Л. И.

Де Голль Ш.

Никсон Р.

Основные даты:

1968 г. – ввод советских войск в Чехословакию.

1972 г. – визит в Москву президента США Р. Никсона и подписание советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

1 августа 1975 г. – в Хельсинки подписание Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1979 г. – СССР и США подписали договор ОСВ-2.

Декабрь 1979 г. – начало советской интервенции в Афганистан.


 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.016 с.)