Социально-экономическое И политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое И политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.



Контрреформы Александра III

Император Александр III вступил на престол после убийства народовольцами 1 марта 1881 г. Александра II. В первую очередь новый император стремился скорректировать последствия реформ своего отца, подкрепить самодержавную власть императора, подавить движение народовольцев.

Наиболее влиятельным советником нового императора был обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, который был ярым сторонником сохранения самодержавия. В апреле 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия», в котором император заявлял, что будет охранять свою власть от всяких посягательств. После этого в отставку ушли последние соратники Александра II – М. Т. Лорис-Меликов и военный министр Д. А. Милютин.

Александр III стремился полностью исключить любые попытки политических выступлений. В связи с этим в 1881 г. было издано временное положение «О мерах к охранению государственного порядка». Согласно этому документу любая местность могли перевести на чрезвычайное положение. Местная администрация в этом случае имела право отдать любого жителя под военный суд и сослать в любое место Российской империи. Также власти могли закрывать промышленные предприятия, образовательные учреждения, приостанавливать деятельность земств. Это положение, названное временным, постоянно продлевалось и продолжало действовать вплоть до 1917 г.

Одним из наиболее важных для правительства по-прежнему являлся крестьянский вопросПравительство стремилось поддерживать крестьянскую общину, поскольку этот институт позволял достаточно эффективно управлять крестьянами. Для поддержки общины выход из нее крестьянина был затруднен, редкими становились переделы земель. Крестьянские надельные земли запрещалось закладывать, а сдавать в аренду разрешалось лишь в пределах общины.

Для усиления контроля над крестьянами в 1889 г. была введена должность земских начальников. Они назначались министерством внутренних дел из дворян-землевладельцев. Земские начальники должны были контролировать крестьянское самоуправление, назначать волостных судей. Права земского начальника были очень широкими, он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 дней и штрафу до 6 рублей любое лицо из податных сословий на своем участке, отменять решения волостного суда.

Крестьян были лишены многих прав, которые были у других сословий – возможности свободно распоряжаться своим имуществом, свободы передвижений. Для крестьян сохранялись телесные наказания.

Целью правительства была также поддержка помещичьих хозяйств. Одной из главных проблем для помещиков было обеспечение своих хозяйств работниками. В связи с этим правительство стремилось ограничивать переселения крестьян в Сибирь, поскольку избыток крестьян в деревне делал их труд дешевым. В 1886 г. было издано «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Отныне помещик мог силой возвращать работников, ушедших до окончания контракта, подвергать их аресту, делать вычеты из заработной платы.

Для поддержки помещичьих хозяйств был также учрежден Дворянский земельный банк, выдававший им кредиты на льготных условиях.

В 1890 и 1892 гг. была проведена коррекция земской и городских реформ Александра II. Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос студент должен помнить основные принципы земской реформы, принципы выбора депутатов (гласных). Стремясь сделать городские думы и земства более лояльными, правительство резко увеличило имущественный ценз. Число гласных от курии землевладельцев было увеличено. Сама курия по закону отныне включала только дворян. От участия в выборах в городское самоуправление теперь при помощи повышенного имущественного ценза отстранялись не только рабочие, но мелкие торговцы, приказчики магазинов. В результате таких преобразований в Москве в выборах стали участвовать не 23 тыс. человек, а лишь 7 тыс.

Деятельность городских дум и управ теперь жестко контролировалась правительством. Члены городских управ теперь считались не избранными представителями населения, а государственными чиновниками.

Важное значение правительство придавало изменениям в судебной системе. Дело в том, что в условиях ограничения свободы печати и деятельности земств именно в судах критиковалась правительственная политика, общество через суд присяжных могло высказывать свое отношение к различным событиям.

Огромный резонанс имело решение, принятое коллегией присяжных в 1874 г. о невиновности В. Засулич, стрелявшей из револьвера в петербургского градоначальника М. Б. Трепова. В 1885 г. было создано высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое могло смещать судей. В 1887 г. министр юстиции получил право делать любое судебное заседание закрытым.

Консервативный характер носили реформы в сфере образования. В 1887 г. был издан указ «о кухаркиных детях», согласно которому в гимназии запрещалось принимать детей «прачек, кучеров, лакеев». Была ограничена автономия университетов, усилен надзор за поведением студентов, увеличена плата за обучение. Отменялась выборность ректора, деканов и профессоров.

 

Основные персоналии.

Зиновьев Г. Е.

Керенский. А. Ф.

Ленин В. И.

Львов Г. Е.

Милюков П. Н.

Родзянко М. В.

Чхеидэе. Н. С.

Основные даты:

27 февраля 1917 г. – начало деятельности Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов; образование Временного комитета Государственной Думы.

2 марта 1917 г – образование Временного правительства; отречение Николая II.

май 1917 г. – образование коалиционного Временного правительства

июнь 1917 г.–I Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов.

3-5 июля 1917 г. – июльские события в Петрограде.

24 июля 1917 г. – образование третьего состава Временного правительство, конец двоевластия

конец июля – начало августа 1917 г. – VI съезд РСДРП(б)

 

Основные персоналии

Антонов-Овсеенко В. А.

Бубнов А. С.

Дзержинский Ф. Э.

Зиновьев Г. Е.

Каменев Л. Б.

Керенский А. Ф.

Корнилов Л. Г.

Ленин В.И.

Подвойский Н. И.

Сталин И. В.

Троцкий Л.Д.

Основные даты:

12 - 15 августа 1917 г. – работа Государственного совещания.

25-28 августа 1917 г. – Корниловский мятеж

1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой.

14-22 сентября – работа Всероссийского демократического совещания,

25-26 октября 1917 г. – Октябрьское вооруженное восстание в Петроград, II съезд Советов.

 

 

Образование СССР и дальнейшее развитие многонационального советского государства (1920-е - начало 1940-х гг.)

Специфика царской России – страны, в которой традиционно проживали представители разных народов, диктовала большевикам необходимость рассматривать проблему межнациональных отношений как важную часть политики на пути завоевания власти. Не удивительно, что уже 2 ноября 1917 г. СНК принял «Декларацию прав народов России», которая провозглашала уничтожение национального гнета. В Декларации были сформулированы следующие принципы национальной политики советского государства: 1) равенство и суверенность народов Росси; 2) их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3)отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп. Студенту следует упомянуть о том, что большевистское руководство не имело единой точки зрения по национальному вопросу, высказывались мнения о возможности создания унитарного государства, о «культурно-национальной автономии».

Российская империя, которую часто называли тюрьмой народов», после событий осени 1917 г. начала распадаться, и большевики вынуждены были обратить внимание на разработку единых принципов национальной политики. В декабре 1917 г. советское правительство признало самостоятельность Украины, затем Финляндии. После аннулирования Брест-Литовского мира на территории бывшей царской России образовалось несколько самостоятельных государств, где к власти пришли советы во главе с большевиками. Это Эстонская, Латвийская, Литовская, Белорусская советские республики. В 1918-1920 гг. произошло и образование советских республик на Кавказе. Это явилось веским обстоятельством для воссоединения бывших территорий царской России. Конечно, в основание возможного слияния была положена новая идея, так как прошлая – о единой и неделимой России – не могла иметь шансов на успех, особенно после принятия Декларации прав народов России. Замена была найдена мгновенно – сцементировать представителей разных национальностей должна была коммунистическая идеология и стремление к победе мировой революции. Уже в ходе гражданской войны был создан так называемый военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР принял декрет «Об объединении Советских Социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Согласно этому документу решено было объединить военное командование, управление народным хозяйством и финансы. Параллельно большевики пытались апробировать федеративный способ объединения, создавая внутри Российской советской республики автономные образования. В 1918 г. появилась Туркестанская, в 1920 г. Башкирская, Татарская, Удмурдская, Чувашская, Марийская и Калмыцкая автономные республики. В конце гражданской войны советское правительство России усилило работу по налаживанию возможных связей с независимыми советскими республиками. РСФСР предоставляла кредиты и ссуды бывшим окраинам. Эта «взаимопомощь» закреплялась системой союзных договоров, заключенных между РСФСР и Азербайджаном, Украиной, Белоруссией и Грузией в сентябре 1920 - мае 1921 гг. В условиях мирного строительства и введения нэпа решено было усилить единение республик с помощью системы общего планирования развития народного хозяйства. Единым фронтом выступили советские республики и на международной арене, в частности, на Генуэзской конференции в 1922 г. По сути дела самостоятельные государства предоставили РСФСР полномочия отстаивать их интересы и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Объединение самостоятельных советских республик на международном фронте явилось окончательным шагом на пути к их слиянию. Политико-идеологическая концепция, определявшая перспективы развития Украины, Белоруссии и Закавказья, была к тому времени единой. Во главе всех государственных структур в республиках находились большевики. Нередко они были направлены из России, как например, С. М. Киров, выполнявший в Азербайджане явно эмиссарские функции. Почти полное единовластие партии большевиков и в центре и на окраинах делало способ объединения республик, которое было неизбежно, совершенно несущественным. В любой ситуации национальный вопрос становился подчиненным по отношению к классовому. И все же в правящей когорте шли споры о формах объединения. В. И. Ленин, несмотря на разгар болезни, резко воспротивился идее слияния республик на основе «автономизации». Это проект принадлежал И. В. Сталину. Идея состояла в том, что основным советским государством провозглашалась РСФСР, в состав которой должны были на правах автономий войти все другие независимые республики. Высшим органом власти и управления союзом должны были стать ВЦИК и Совнарком РСФСР. В тех республиках, где во властных структурах было наибольшее количество так называемых посланцев центра, проект приняли. Сопротивление оказал ЦК большевистской партии Грузии, В сентябре 1922 г. сталинский проект был утвержден специальной комиссией ЦК ВКП(б) под председательством В. В. Куйбышева, зарабатывавшей программный документ о формах возможного объединения республик. Лишь активное вмешательство В.И. Ленина приостановило ход событий. В письме к членам политбюро ЦК ВКП(б) от 26 сентября 1922 г. он изложил и обосновал идею образования Союза ССР.

Внешне это был отличный от автономизации принцип объединения республик. В. И. Ленин предполагал, что по мере нарастания успехов социализма в Союз будут вступать все новые государства. Авторитет даже тяжело больного вождя был велик. Под давлением В.И.Ленина было решено создать новый тип государственности - Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. состоялся первый съезд советов СССР, а в январе 1924 г. была принята Конституция СССР, согласно которой за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из состава СССР. Однако это было чисто директивное право, которым никому не пришлось воспользоваться. Господство коммунистической идеологии подавляло мысль о национальной самостоятельности. Люди же продолжавшие настаивать на необходимости более внимательного отношения к национальной идеологии получали ярлык национал-уклонистов, который в 30-е гг. определил исход их судьбы.

Появившееся в 1922 г. на карте мира новое многонациональное государство стало быстро расти. Уже к концу 20-х гг. в его состав вошли земли бывшего Туркестанского края. Конституция 1936 г. закрепила существование 11 союзных и 22 автономных республик. Особенно активно территориальное расширение СССР происходило в 1939-1940 гг. В эти годы прошло присоединение части территорий Польши – западной Украины и Белоруссии – по пакту Молотова-Рибентропа 23 августа 1939 г и договора о дружбе и границах с Германией 28 сентября. 1939 г. Эти же документы позволили в июне 1940 г присоединить Бессарабию, а также Эстонию, Латвию и Литву. Все это практически повторяло экспансионистские шаги Германии. И.В.Сталин стремился восстановить границы Российской империи, не гнушаясь даже прямой агрессии. Примером тому могут служить военные действия против Финляндии в ноябре 1939 – марте 1940 гг. и расширение границ СССР на Северо-Западе. Накануне Великой Отечественной войны в состав СССР входило 16 союзных республик с населением 190.7 млн. чел. Часть союзных республик, прежде всего, РСФСР включали в себя и объединения федеративного характера.

Основные персоналии:

Киров С. М.

Куйбышев В. В.

Ленин В. И..

Сталин И. В..

Основные даты:

2 ноября 1917 г. – принятие Декларации прав народов России

1 июня 1919 г. – принятие декрета ВЦИК РСФСР «Об объединении Советских Социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».

Апрель-май 1922 г. – Генуэзская конференция

30 декабря 1922 г. – первый съезд советов СССР,

31 января 1924 г. – утверждение Конституция СССР,

 

Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Непоследовательность проводимых в стране на рубеже 1980-90-х гг. реформ вела к усилению конфликта между центром и республиками. Необходимо было подписать новый союзный договор между республиками, объявившими о своём суверенитете. Массовые выступления, организованные движением Демократическая Россия весной 1991 г., вынудили Горбачева отказаться от силовых методов. Отвечая на этот вопрос следует объяснить, что такое Новоогарёвский процесс и с какой целью была начата подготовка подписания нового союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого более 70% населения СССР высказались за единство Союза. Но в референдуме участвовало население только девяти республик (кроме Прибалтики, Молдавии, Грузии и Армении).

После поддержки на референдуме М. С. Горбачёв усилил давление на Б. Н. Ельцина. В марте 1991 г. в момент открытия Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска. Это вызвало демонстрации протеста. После Съезда консерваторы поняли, что М. С. Горбачёв не способен сдержать растущее влияние демократов и поэтому становился им не нужен. Усилилась критика М. С. Горбачёва.

Но М. С. Горбачёв сумел добиться поддержки лидеров республик. В апреле 1991 г. по его инициативе под Москвой в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей 9 республик СССР – РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана. После переговоров было сделано заявление десяти (9+1 – девять лидеров республик и Президент СССР) о совместных мерах по стабилизации экономики и политической ситуации и подготовке нового Союзного договора. Разработку нового Союзного договора стали называть новоогаревским процессом.

12 июня 1991 г. был избран первый президент России. Им стал Б. Н. Ельцин. 20 июля он издал указ о департизации, т.е. о запрещении деятельности парткомов на предприятиях и в учреждениях. Это должно было привести в конечном итоге к распаду КПСС, численность которой сократилась почти на треть.

К концу июля после острых дискуссий М. С. Горбачёв заявил о завершении новоогарёвского процесса. Руководителям 9 республик удалось выработать проект союзного договора. Республики в нём назывались суверенными государствами, а сам Союз – Союзом Суверенных Государств. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г., и означало переход к действительно федеративному государству, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену их новыми. Противники преобразований решили не допустить подписания нового союзного договора.

18 августа 1991 г. группа руководителей предложила М. С. Горбачеву, находившемуся на отдыхе в Крыму ввести чрезвычайное положение и покончить с реформами. Горбачев отказался. Тогда он был изолирован на даче в Форосе. 19 августа 1991 г. вице-президент Г. И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР в связи с болезнью М. С. Горбачева. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г. И. Янаев - вице-президент СССР, О. Д.Бакланов первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР, Б. К. Пуго – министр внутренних дел СССР, В. А. Крючков – председатель КГБ СССР, В. С. Павлов – премьер-министр СССР, Д. Т. Язов – министр обороны СССР, А. И. Тизяков – президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР и В. А. Стародубцев – председатель Крестьянского союза СССР. Было введено чрезвычайное положение, объявлены расформированными ряд структур власти, не отвечавшие Конституции 1977 г., приостановлена деятельность оппозиции. 19 августа ГКЧП передал обращение к гражданам России. Он объявил чрезвычайное положение, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль за средствами массовой информации. В Москву были введены войска и танки, объявлен комендантский час. Были отданы приказы об аресте Б. Н. Ельцина, других руководителей России и демократических лидеров.

ГКЧП обнародовал «Обращение к советскому народу» и «Постановление № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР», в которых раскрывались его идеология. Запрещалась деятельность структур власти и управления, не узаконенных Конституцией, приостанавливалась деятельность политических партий, движений, объединений, оппозиционных КПСС, а также выпуск нелояльных газет. Восстанавливалась цензура, силовым структурам вменялось в обязанность поддерживать режим чрезвычайного положения.

Отдельные руководители КПСС на местах поддержали ГКЧП. Но непопулярность и даже одиозность отдельных лидеров заговора оттолкнули многих, даже потенциальных союзников.

Сопротивление ГКЧП возглавил Президент России Б. Н. Ельцин и его сторонники. Он объявил действия ГКЧП незаконными и преступными, временно переподчинил себе силовые структуры СССР на территории России, отменил приказ о введении войск в Москву. Вокруг «Белого дома», где размещался Верховный Совет Российской Федерации, собрались тысячи горожан, были построены баррикады. Митинги противников ГКЧП прошли и в других городах России. Спецподразделение «Альфа» отказалось от участия в штурме «Белого дома». Активную роль в организации отпора путчу сыграли руководство бирж, коммерческих структур. Они оказали финансовую и техническую помощь руководителям России. В результате к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Лидеры ГКЧП бежали из Москвы и направились в Форос к М. С. Горбачёву, который не принял заговорщиков.

В обращении Президента России переворот был объявлен антиконституционным, а ГКЧП незаконным. Отдельные воинские подразделения отказались выполнять приказы путчистов.

21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России, поддержавшей действия Б. Н. Ельцина, М. С. Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму. Путч был ликвидирован. Действия ГКЧП оценивались как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки».

23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. 24 августа он распустил союзный кабинет министров, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. В свою очередь ЦК КПСС заявил о самороспуске. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, соединяющие СССР. В августе 1991 г. указом Б. Н. Ельцина была приостановлена, а в ноябре запрещена деятельность КПСС.

Августовский путч и его подавление руководством России, по сути, подвели черту под существованием СССР. После подавления путча даже те республики, которые ранее выражали желание в подписании Союзного договора, заявляют о своей независимости, создают свои органы власти, переводят под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного подчинения. Это означало окончательный распад старого Союза. Не спас положение и V съезд народных депутатов СССР в сентябре 1991 г. В ноябре в Ново-Огарево Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных государств (ССГ). Но попытки Горбачева подписать новый Союзный договор провалились.

8 декабря 1991 г. Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Президиума Верховного Совета Белоруссии С. И. Шушкевич заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик (кроме Прибалтики и Грузии). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев ушел в отставку. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование. Главным в деятельности независимых государств стало экономическое реформирование.

Следует рассказать также о том, какие задачи должно было решать СНГ, какова структура и механизм действия этой организации.

Основные персоналии:

Ельцин Б. Н.

Кравчук Л. М.

Шушкевич С. И.

Янаев Г.И.

Основные даты:

апрель 1991 г. – начало Новоогарёвского процесса, встреча руководителей 9 республик СССР.

18-20 августа 1991 г. – деятельность ГКЧП, попытка государственного переворота в СССР.

8 декабря 1991 г. – подписание Беловежского соглашения о создании Содружество Независимых Государств (СНГ).

25 декабря 1991 г. – уход М. С. Горбачева в отставку.

26 декабря 1991 г. – прекратил свое существование СССР.


 

Россия в начале XXI века

При ответе на данный вопрос следует осветить основные направления внутренней и внешней политики в рассматриваемый период, необходимо обратить внимание на перемены, которые произошли в экономической и социальной сферах. На досрочных президентских выборах 26 марта 2000 г. победу из 11 кандидатов на этот пост одержал В. В. Путин. Среди первоочередных задач Президента В. В. Путина и его окружения стало разрешение чеченской проблемы и укрепление российской государственности.

В мае 2000 г. была проведена административная реформа в России, согласно которойсоздано 7 Федеральных округов: Центрального (центр г. Москва), Северо-Западного (центр г. Санкт-Петербург), Приволжского (центр г. Нижний Новгород), Южного (центр г. Ростов-на-Дону), Уральского (центр г. Екатеринбург), Сибирского (центр г. Новосибирск), Дальневосточного (центр г. Хабаровск) и учреждены в них полномочные представители Президента.

Согласно Положению они являются представителями Президента в пределах округа и обеспечивают на его территории реализацию конституционных полномочий главы государства. Основной задачей полпреда является организация в округе работы по выполнению органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики России.

В ходе административной реформы было упразднено прямое представительство региональных лидеров в Совете Федерации.

1 сентября 2000 г. указом Президента был учреждён Государственный Совет, который входит в систему исполнительной власти, а его членами являются все губернаторы и руководители субъектов РФ. Госсовет стал совещательным органом, в котором происходит согласование интересов федерального центра и регионов.

25 декабря 2000 г. были утверждены государственные символы России – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2001 г. В.В. Путин создал Государственный совет при Президенте России.

Начало XXI в. стало временем циничных и жестоких вызовов террористов. 23 октября 2002 г. 40 вооруженных бандитов захватили в заложники 912 зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве.

Людей продержали в плену три дня. Террористы пытались через родственников заложников вызвать массовые митинги с требованием вывода российских войск с территории Чечни в недельный срок, а также выдачи представителей новой Чеченской администрации. В случае невыполнения их требований террористы грозили уничтожить всех заложников, взорвав заминированное здание. Когда боевики начали расстреливать заложников, российские спецслужбы приступили к штурму здания театра. Им удалось уничтожить всех террористов. Но в ходе штурма для нейтрализации боевиков и предотвращения взрыва здании был применен отравляющий газ. Погибло 130 заложников, в том числе 5 человек были убиты бандитами. Среди жертв было 10 детей.

1--3 сентября 2003 г. произошёл в захват заложников в г. Беслан в Северной Осетии. В День знаний группа вооруженных людей, ворвалась в школу № 1 и удерживала около 400 заложников в течение трех дней. Боевики требовали вывода российских войск из Чечни и освобождения из тюрем осужденных за терроризм.

В марте 2004 г. В. В. Путина был избран Президентом России на второй срок.

По предложению В. В. Путина вмарте 2005 г. в рамках усиления антитеррористического законодательства после трагических событий в Беслане в целях вовлечения широких кругов общества в реализацию государственной политики была создана Общественная палата. В состав Общественной палаты вошли граждане России, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций.

2 марта 2008 г. Президентом РФ был избран Д.А. Медведев. Премьер-министром стал В. В. Путин.

Проанализируйте, что нового появилось во внешней политике в рассматриваемый период, какое влияние внутренняя политика оказывает на внешнеполитический курс. В области внешней политики в 2000 г. был подписан договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Были утверждены новая редакция Концепции национальной безопасности и Концепция внешней политики Российской Федерации.

В 2001 г. Россия стала членом вновь созданной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которая объединяет также Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ставит своей задачей стабилизацию обстановки в Центральной Азии и развитие многопланового сотрудничества стран-участниц.

В 2002 г. была подписана Римская декларация «Отношения Россия-НАТО: новое качество». Это заложило основу для дальнейшего развития сотрудничества России с Организацией Североатлантического договора в областях, представляющих взаимный интерес. Ведется практическая работа по реализации совместных проектов, в т. ч. в области борьбы с терроризмом, нераспространения, регулирования, контроля над вооружениями и мер укрепления доверия, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными в сфере военных реформ.

8 - 12 августа 2008 г. произошёл вооружённый конфликт между Грузией и Южной Осетией. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвала и прилегающих районов. Затем последовал штурм города грузинской пехотой с использованием бронетехники. 8 августа к конфликту на стороне Южной Осетии присоединилась Россия в рамках «операции по принуждению грузинской стороны к миру», которая заявила о завершении операции 12 августа.

В урегулировании конфликта принял участие Президент Франции Н. Саркози, как глава государства, председательствующего в Евросоюзе. С 14 по 16 августа руководители государств, вовлечённых в военный конфликт подписали план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта, получившего название «План Медведева -- Саркози».

26 августа Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Страны Евросоюза, НАТО, ОБСЕ, США осудили признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

В ноябре 2008 г. президент Грузии М. Саакашвили признал, что Грузия первой начала агрессию против Южной Осетии.

Основные персоналии:

Медведев Д. А.

Путин В. В.

Основные даты:

май 2000 г. – проведение административной реформы в России, согласно которойсоздано 7 Федеральных округов.

2002 г. – подписание Римской декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество».

1 сентября 2000 г. – учреждение Государственного Совета.

25 декабря 2000 г. – утверждение государственных символов России – Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна.

23 октября 2002 г. – захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве.

1--3 сентября 2003 г. – захват заложников в г. Беслан в Северной Осетии.

март 2004 г. – избрание Президентом РФ В. В. Путина.

2 марта 2008 г. – избрание Президентом РФ Д. А. Медведева.

8 - 12 августа 2008 г. – вооружённый конфликт между Грузией и Южной Осетией.

26 августа 2008 г. – подписание Президентом РФ Д. А. Медведевым указа о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

 

Контрреформы Александра III

Император Александр III вступил на престол после убийства народовольцами 1 марта 1881 г. Александра II. В первую очередь новый император стремился скорректировать последствия реформ своего отца, подкрепить самодержавную власть императора, подавить движение народовольцев.

Наиболее влиятельным советником нового императора был обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, который был ярым сторонником сохранения самодержавия. В апреле 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия», в котором император заявлял, что будет охранять свою власть от всяких посягательств. После этого в отставку ушли последние соратники Александра II – М. Т. Лорис-Меликов и военный министр Д. А. Милютин.

Александр III стремился полностью исключить любые попытки политических выступлений. В связи с этим в 1881 г. было издано временное положение «О мерах к охранению государственного порядка». Согласно этому документу любая местность могли перевести на чрезвычайное положение. Местная администрация в этом случае имела право отдать любого жителя под военный суд и сослать в любое место Российской империи. Также власти могли закрывать промышленные предприятия, образовательные учреждения, приостанавливать деятельность земств. Это положение, названное временным, постоянно продлевалось и продолжало действовать вплоть до 1917 г.

Одним из наиболее важных для правительства по-прежнему являлся крестьянский вопросПравительство стремилось поддерживать крестьянскую общину, поскольку этот институт позволял достаточно эффективно управлять крестьянами. Для поддержки общины выход из нее крестьянина был затруднен, редкими становились переделы земель. Крестьянские надельные земли запрещалось закладывать, а сдавать в аренду разрешалось лишь в пределах общины.

Для усиления контроля над крестьянами в 1889 г. была введена должность земских начальников. Они назначались министерством внутренних дел из дворян-землевладельцев. Земские начальники должны были контролировать крестьянское самоуправление, назначать волостных судей. Права земского начальника были очень широкими, он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 дней и штрафу до 6 рублей любое лицо из податных сословий на своем участке, отменять решения волостного суда.

Крестьян были лишены многих прав, которые были у других сословий – возможности свободно распоряжаться своим имуществом, свободы передвижений. Для крестьян сохранялись телесные наказания.

Целью правительства была также поддержка помещичьих хозяйств. Одной из главных проблем для помещиков было обеспечение своих хозяйств работниками. В связи с этим правительство стремилось ограничивать переселения крестьян в Сибирь, поскольку избыток крестьян в деревне делал их труд дешевым. В 1886 г. было издано «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Отныне помещик мог силой возвращать работников, ушедших до окончания контракта, подвергать их аресту, делать вычеты из заработной платы.

Для поддержки помещичьих хозяйств был также учрежден Дворянский земельный банк, выдававший им кредиты на льготных условиях.

В 1890 и 1892 гг. была проведена коррекция земской и городских реформ Александра II. Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос студент должен помнить основные принципы земской реформы, принципы выбора депутатов (гласных). Стремясь сделать городские думы и земства более лояльными, правительство резко увеличило имущественный ценз. Число гласных от курии землевладельцев было увеличено. Сама курия по закону отныне включала только дворян. От участия в выборах в городское самоуправление теперь при помощи повышенного имущественного ценза отстранялись не только рабочие, но мелкие торговцы, приказчики магазинов. В результате таких преобразований в Москве в выборах стали участвовать не 23 тыс. человек, а лишь 7 тыс.

Деятельность городских дум и управ теперь жестко контролировалась правительством. Члены городских управ теперь считались не избранными представителями населения, а государственными чиновниками.

Важное значение правительство придавало изменениям в судебной системе. Дело в том, что в условиях ограничения свободы печати и деятельности земств именно в судах критиковалась правительственная политика, общество через суд присяжных могло высказывать свое отношение к различным событиям.

Огромный резонанс имело решение, принятое коллегией присяжных в 1874 г. о невиновности В. Засулич, стрелявшей из револьвера в петербургского градоначальника М. Б. Трепова. В 1885 г. было создано высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое могло смещать судей. В 1887 г. министр юстиции получил право делать любое судебное заседание закрытым.

Консервативный характер носили реформы в сфере образования. В 1887 г. был издан указ «о кухаркиных детях», согласно которому в гимназии запрещалось принимать детей «прачек, кучеров, лакеев». Была ограничена автономия университетов, усилен надзор за поведением студентов, увеличена плата за обучение. Отменялась выборность ректора, деканов и профессоров.

 

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.085 с.)