Общественно-политическое и экономическое положение казахской сср в 1946-1965 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое и экономическое положение казахской сср в 1946-1965 гг.



Возвращение к мирной жизни требовало перестройки всей экономики, настроенной на производство в основном военной продукции, на мирный лад. Победа Советского Союза в войне привела к росту в его элите державных, имперских настроений. Стала настойчиво подчеркиваться основная роль русского народа в победе, стала пересматриваться его роль в истории других народов, в т. ч. и казахов, как народа-просветителя и покровителя. В связи с этим появился тезис о “буржуазном национализме” среди национальной интеллигенции. Объектом жесточайшей критики со стороны властей стала “История Казахстана”, изданная в 1943 году. Началось навязывание идеологических стандартов, подавление национального самосознания, господство шовинизма и даже национал-фашизма в культуре и науке. В общественное сознание внедрялась концепция об особой мессианской роли России в истории нерусских народов, о благотворном характере российского колониализма, история казахов отрывалась от истории других тюркских и мусульманских народов и искусственно привязывалась к истории России. Национально-освободительное движение стало трактоваться как реакционное, часть освободительных восстаний казахов в ущерб истине стала объявляться классовыми, антифеодальными. Те представители национальной интеллигенции, которые не хотели смириться с новыми идеологическими установками, жестоко за это поплатились. В конце 40-х — начале 50-х годов были репрессированы историки Е. Бекмаханов, подверглись преследованиям М. Ауэзов, К. Сатпаев, Е. Исмаилов, X. Жумалиев, А. Жубанов и многие другие. Вторая половина 40-х — начала 50-х стала апогеем системы лагерей. Только Степной лагерь, располагавшийся в Ишимских степях, насчитывал в 1949 году 200 тысяч заключенных. Крупными лагерями были Карагандинские и Джезказганские лагеря. Очень большой контингент составили бывшие солдаты и офицеры, попавшие в лагеря за пребывание в фашистском плену, а также участники антисоветских восстаний в Прибалтике, Украине, Белоруссии и Кавказе. В 1948 году были созданы “лагеря специального режима” для лиц, осужденных за “контрреволюционную” и “антисоветскую” деятельность. Именно в этих в конце 40-х — начале 50-х годов вспыхнули восстания. В 1952 году восстание подняли заключенные Кенгирского лагеря недалеко от Жезказгана. В этом же году восстание вспыхнуло в Экибастузе. В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие трудности. Крупной проблемой стало обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР. Заметно выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 году наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой, что дало свои результаты, в основном, в промышленности. В 1947 году был пущен в действие Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, завершилось строительство угольного разреза в Экибастузе, вводились новые мощности на Актюбинском и Балхашском комбинатах, начали добычу нефти новые промыслы. В 1957 году были упразднены отраслевые министерства, а предприятия переданы в ведение Советов народного хозяйства административных экономических районов (совнархозов). В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и 8 региональных Советов. Вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение небольших и средних предприятий, упростилось руководство производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 года были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым. В начале б0-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.

В 1965 году вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. Был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли — химическая промышленность и машиностроение. Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики — животноводства. Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) с обязательным выкупом техники колхозами и совхозами. В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.

64) Освоение целины в Казахстане: цель и результаты. 23 февраля – 2 марта 1954 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Он рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель. Пленум определил конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 гг. за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100 -1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна. В стране началось массовое движение за освоение целинных земель. В 1954 году было распахано 13,4 млн. новых земель, в том числе в Казахстане 6,5 млн. га, то есть почти 50% целины земель1). К началу 1955 года площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960) было распахано 25,5 млн.га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы – бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. рублей, кредит на постройку до 20 тыс. рублей на 10 лет, до 2 тыс. рублей на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от двух до пяти лет. Всего на освоение целины в 1954 – 1959 гг. было выделено более 20 млрд. рублей.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. т зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях.
На целинные земли Казахстана и Сибири прибыли сотни тысяч новоселов, в том числе более 350 тыс. юношей и девушек. По призыву комсомола на целину ежегодно выезжали студенческие отряды. Там было создано 425 зерновых совхозов, построены склады, элеваторы, проложены дороги. За пять лет (1954-1950) было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Страна получила дополнительно десятки миллионов тонн зерна.

Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики – животноводства. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 г. – 29,7 млн. голов).

Поскольку продовольственный вопрос определяет политическую и хозяйственную атмосферу в стране, продовольственный кризис 1962 – 1963 гг. стал одной из главных, если не главной причиной падения Хрущева.
Семилетний план развития экономики (1959-1965 гг.) в части сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

 

65) Социально – экономическое положение Казахское ССР в 1965-1985гг. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято 1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики. В 1970–1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32% от всех капиталовложений в народное хозяйство. Основные производственные фонды увеличились в 3,1 раза, при этом в химической и нефтехимической в 6,5 раз, в машиностроении почти в 4, в топливной промышленности в 3,8 раза. За 15 лет общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а таких отраслей, как машиностроение и химическая промышленность, более чем втрое. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет вовлечения в народнохозяйственный оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. При жесткой централизации управления экономикой неизменной сохранялась отраслевая структура промышленности, характеризующаяся сырьевой направленностью. Сообразуясь с амбициозными интересами базовых министерств, центр отдавал приоритет в развитии экономики республики добывающим отраслям. В них направлялись крупные капитальные вложения в ущерб развитию наукоемких производств. Доля добывающих отраслей в промышленности республики в начале 80-х г. была в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране. Около половины промышленности республики находилось в ведении союзных министерств. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и получая громадную прибыль, союзные ведомства почти не вкладывали средства в республиканский бюджет на развитие инфрастуктуры. При общей прибыли своих предприятий в 15 млрд. руб. в год они отчисляли в него всего 30 млн. руб., или менее 1%. В погоне за валовыми показателями и прибылью союзные министерства игнорировали интересы республики в развитии социальной инфраструктуры, в подготовке национальных рабочих кадров, в охране окружающей среды. Нараставший кризис в экономике вел к потере динамизма в развитии народного хозяйства. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции с 8,4% в девятой пятилетке уменьшились до 3,8% в одиннадцатой, а национального дохода соответственно с 4,4% до 1,4%. План девятой пятилетки в К. по увеличению объема промышленного производства был недовыполнен на 12,6%, десятой - на 25%, одиннадцатой – на 3,6%. Незавершенное строительство. Вкладывая капиталовложения в строительство объектов тяжелой промышленности, министерства забывали строительстве жилых домов, школ, вузов. Население недополучило 1,4 млн. кв. м жилья, 121,5 тысяч школьных мест,7 тысяч мест в больницах. Падение темпов роста производства, ухудшение структуры производства и качества продукции сопровождалось нарастанием и отставанием в сфере научно-технического прогресса. В экономике республики в 70-80-е гг. проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это прежде всего упрочение командно-административных методов управления. Система игнорировала экономические стимулы. Народное хозяйство несло огромные потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологи. Производительная активность также не повышалась, а снижалась. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, безынициативность, хищения и другие черты бесхозяйственного отношения к делу. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики не имели реального суверенитета. Право наций на самоопределение было фактически забыто. Возникавшие проблемы нарастали быстрее, чем решались. Отдельные попытки общественности восстановить историческое, научное и культурное наследие казахского народа жестоко пресекались партийным аппаратом. Хотя произошло некоторое смягчение режима, но все же в политической жизни господствовали антидемократические методы. Национальная по форме культура, образование и воспитание на самом деле были переводными. В 70-80-е г. больше провозглашались европейские, нежели национальные обычаи. Происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что существовало до Октября 1917. Проблема казахского языка. Русским языком в республике владело более 60% казахов, тогда как казахским – менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. 95% книг издавались на русском языке, 70% телепередач выходило в эфир на русском языке. Названия городов, населенных пунктов, колхозов, совхозов, озер, рек и гор работали на укрепление позиций русского языка. В 1963 г. в Москве на основе ансамбля “Жас тулпар” (“Молодой тулпар”) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. В начале оно объединяло в своих рядах около 800 студентов, позднее общество значительно пополнилось. Организаторами и активными членами “Жас тулпара” были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов, С. Акатаев, К. Тлеуханов, М. Татимов и др. Молодежь организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы и села К., выступала с радикальными предложениями в вышестоящие инстанции по устранению имеющихся недостатков. Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдением КГБ. Руководители “Жас тулпара” подвергались гонениям, угрозам, как всегда, их называли националистами. Прекращение деятельности “Жас тулпара” и других подобных организаций свидетельствовало об ужесточении системы. Проявлением нараставших противоречий в национальных отношениях явились события лета 1979 г. в Целинограде. Они показали, что практика центра регулировать национальные отношения командным методом себя исчерпала. Попытка создания немецкой автономии в 1979 г. в К. и выступление с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики.

 

66) Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.). В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социаль-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истрии перестройки явственно различимы четыре этапа:
1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».
2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейпмотивом этого этапа стали лозунги – «больше демократии» и «гласность».
3-й этап -1989 -1990 гг. период «разброда и шатания». Для этого периода характерен был раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
4-й этап – 1990 – 1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы. Политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

Политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийной аппарат, совместить должность первого секрктаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создание поста Президента СССР. Эта реформа привела к восстановлению новой системы представительной власти и исполнительной власти.

Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревших противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было прзнано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявление казахского национализма является ошибочным…»

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостаятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года в республике был утвержден пост Президента Казахской ССР. На сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».
Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

67) Декабрьские события 1986 г.и их историческое значение. В 1985-1986 гг. М.Горбачев стал последовательно избавляться от "старой гвардии" Л.Брежнева. К таковой принадлежал и Д.А.Кунаев. Д.Кунаев всегда оставался человеком Системы, беспредельно верил в "коммунистическую идею". Кунаев сделал много для социально-экономического и культурного развития К. И тем не менее его время прошло. 16 декабря 1986 г. на Пленуме ЦК Компартии К. (естественно, с указания Москвы) Д. Кунаев был освобожден от своей должности. Новым лидером в К. был направлен "солдат партии" (как он сам себя называл) Г. Колбин. Пленум продолжался 18 минут без всякой информации и гласности. Столь пренебрежительное отношение ущемляло достоинство казахского населения, его национальное самосознание, вызвало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии к народу и его представителям. 17 декабря значительные массы студенческой и рабочей казахской молодежи вышли на улицы и площади Алма-Аты. Подавлением волнений руководила непосредственно Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления. В ход были пущены милиция, пожарные части. Им удалось разогнать митингующих, избивая и поливая тех холодной водой из брандспойтов. За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них был приговорен к расстрелу 18-летний К. Рыскулбеков. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением “казахского национализма”. События декабря 1986 г. тем не менее показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире - вещи весьма хрупкие и поэтому требуют бережного отношения. Три декабрьских дня 1986 г., по словам первого Президента Республики К. Н.А.Назарбаева, положили начало обретению К. независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 г. показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме.

 

68) Культурная жизнь Казахстана в 1945-1991 гг. В годы войны в Казахской ССР, как и по всей стране, было временно приостановлено осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения на селе и десятилетнего в городе, значительно снизился охват детей школой. Несмотря на серьезные материальные затруднения государство выделяло крупные ассигнования на школьное образование. Если в 1946 году на эти цели было отпущено 85,6 млн. рублей, то в 1950- 146,5 млн. рублей 3). Кроме того, в Казахстане, как и по всей стране, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям. В редконаселенных районах была создана сеть интернатных учреждений, и в них к 1953 году училось около 40 тыс. детей. Правительством республики на рубеже 50-х годов принимались меры по всеобщему обучению, а в областных и крупных промышленных центрах – десятилетнему.
В целом, к 1950 году в республике функционировали 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 1 млн. 439 тыс. В целом школьное дело в республике сделало шаг вперед: увеличилась численность и повысился профессиональный уровень учительских кадров, укреплялась учебно-материальная база школ. В 1949 году была повышена заработная плата учителей, увеличена пенсия за выслугу лет.

Крупным событием в культурной жизни республики явилось учреждение в июне 1946 г. Академии наук Казахской ССР на базе Казахского филиала АК СССР. Большую помощь в становлении современной науки в республике сыграли видные ученые Москвы и Ленинграда – академики С.И. Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Панкратова, М.В.Нечкина и другие.
Первым Президентом Академии КазССР был избран Каныш Имантаевич Сатпаев – видный ученый и талантливый организатор.

Успехи казахстанских ученых были высоко оценены Советским правительством. В 1946 году Государственные премии СССР были присуждены члену-корреспонденту АН Каз ССР В.А. Бальмонту за выведение новой породы овец «казахская тонкорунная», кандидату технических наук Е.В.Сноповой за открытие и освоение новых месторождений ванадиевых руд в Казахстане, в 1948 – академику АН Каз ССР Н.В. Павлову за работу «Растительное сырье Казахстана», кандидатом геолого-минералогических наук Г.Ц. Медоеву и Г.Л. Кушеву за участие в выявлении угольных богатств Карагандинского бассейна. В 1951 году лауреатами Государственной премии СССР стали академик АН Каз СССР И.Г.Галузо за труд «Кровососущие клещи Казахстана» и группа генетиков республики А.И.Жандеркин, А.И.Исенжулов и другие за создание и совершенствование новой породы овец «казахский архаромеринос». За 1946-1949 гг. научно- исследовательскими учреждениями АН Каз ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований. Всего в республике к концу пятилетки насчитывалось около 140 научно-исследовательских учреждений, в них работало 1600 научных работников, в том числе 105 докторов наук, профессоров (из них 20 казахов), 815 кандидатов наук, доцентов (из них 179 казахов) 3). Но в эти годы еще почти не было высококвалифицированных специалистов по таким отраслям науки, как геология нефти, организация сельскохозяйственного производства и др.

В рассматриваемый период, определенный успех в развитии достигла и литература. В 1947 году закончил вторую книгу романа – эпопеи «Абай» М.Ауэзов, а в 1949 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В то время появились такие яркие произведения казахской литературы, как «Сырдарья» С.Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, а также романы И.Шухова, произведения Т.Жарокова и других писателей.

29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерного заряда на
Семипалатинском полигоне. До 1964 года они проводились в атмосфере, всего в открытой атмосфере было произведено 113 взрывов. Начиная с 1964 года они стали проводиться под землей.
В 40- начале 50-х гг. целый ряд ученых – обществоведов, биологов, медиков и геологов, обвиненных в «безродном космополитизме», были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

 

69) «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» (25 октября 1990г). 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».
Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.
16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

 

70) Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ. РаспадСССР.
Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.
Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.
Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.
М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.
Создание СНГ.
В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.
Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.
Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного
Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

 

71) Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991г). 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
В статье1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.
Согласно главе 2 закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.
Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.
Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.
Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

 

72) Социально-экономические реформы в Казахстане в 1991-2011 гг. С распадом СССР республика столкнулась с множеством экономических проблем: спад производства, высокий уровень инфляции и безработица. Был проведен ряд реформ по стабилизации экономики, выводу ее из глубокого структурного, финансового и валютного кризиса, но реформы не принесли результата. В К. провозглашен принцип открытой экономики как необходимое условие включения в мирохозяйственные связи и международное разделение труда. Экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса. На первом этапе (1992-1994) реформы были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений. На данном этапе отмечалось значительное сокращение объемов производства продукции, работ и услуг во всех отраслях. Инфляция за короткий срок обесценила все накопления и имеющиеся оборотные средства. Предприятия продолжали производить продукцию, которая не была нужна внутреннему рынку. Начиная с 1994 г., с приходом в промышленность иностранных компаний, наблюдается значительный рост инвестиций. Второй этап (1995-1999) проведения рыночных реформ в промышленности связан со стабилизацией производства в отраслях, обеспечивающих потребности внутреннего рынка. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли казахстанской экономики. Впервые за годы реформирования был обеспечен прирост промышленного производства в 1996-1997 гг. (соответственно на 0,3 и 4,0 %). В 1999-2000 гг. этот прирост составил уже 2,7 и 14,6 %. Современный этап определен в промышленной политике как поддержка отечественных товаропроизводителей за счет реализации мер по защите отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.

 

73) Общественно-политическая жизнь в Казахстане. Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органом. Право выступить от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также парламенту республики в пределах, его конституционных полномочий.
Президент Республики Казахстан является главой государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Высшим представительным органом Казахстана является двухпалатный Парламент с верхней палатой - Сенатом и нижней -Мажилисом.
Исполнительную власть в стране осуществляет Кабинет Министров, возглавляемый Премьер - Министром. Во всей своей деятельности оно ответственно перед Президентом, который утверждает его структуру и назначает Премьер - Министра.
Контроль за соблюдением норм Конституции в стране возложен на Конституционный Совет Республики Казахстан. Он состоит из 7 членов, которые избираются на шестилетний срок.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд республики Казахстан. Действует также Высший судебный совет, возглавляемый Президентом РК.

Важным событием в это время стало создание Ассамблеи народов Казахстана. Она была образована в 1995 году в Положении о ней записано, что целью Ассамблеи является выработка на основе оценки событий и прогнозов политической ситуации в республике практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия Президенту Республики Казахстан в его деятельности как гаранту соблюдения прав и свобод граждан Казахстана независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.027 с.)