Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура казахского народа в начале XX в.

Поиск

Развитие системы образования. Одно из безусловных дос­тижений советского режима - развитие системы народного образо­вания и осуществление сплошной грамотности. В 1918г. прини­маются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе». Большая часть школ работала в неприспособ­ленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого насе­ления. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунк­тов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В 20-х-30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. Тяжелый удар по системе образования нанес переход казах­ского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Первым казахстанским ВУЗом стал Казахский педагогический институт, открывшийся 1928 году, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-иссле­довательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.). Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользо­вались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы. В то же время появляются молодые литераторы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой. К началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над лите­ратурой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запрет­ным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

 

Деятельность Казревкома. Формирование территориальной целостности. Образование КазАССР.

Казахский ревком. Победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного Съезда Сове­тов Казахстана 10 июля 1919г. был обра­зован Киргизский (Казахский) революционный комитет во главе с Пестковским. В состав его вошли как активные сторонники большевиков А. Жанкельдин, Б. Каратай, М. Тунганчин, С. Мендешев, так и их недавние противники А. Байтурсын, Б. Караллин и др. В введении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели к тому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под управ­лением Сибирского ревкома, а Кустанайский уезд Тургайской области - Челябинского районного управления. Споры о принадлежности этих территорий шли долго. Лишь в 1920 г. Акмо­линская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд были возвращены Казахстану, однако фактическое воссоединение этих регионов произошло только в 1921 г.. Этот процесс совпал с острыми разногласиями в самом ревкоме по вопросу о формах будущей казахской автономии и включении в ее состав территорий с неказахским населением. Образование КАССР. В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской авто­номии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народ­ном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипа­латинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмот­рен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие. 4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В. Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунис­тической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

63) Переход к НЭПу. Начало социально-экономических преобразований в Казахстане (1921-1925).

С окончанием гражданской войны военно-коммунистические меры стали входить в конфликт с новыми соц-экон. и полит. реалями. Наиболее сильно кризисная динамика прослеживалась в сельском хозяйстве республики. В тяжелом положении оказалась животноводческая отрасль. Следствием этого явился голод. Смертность от голода и сопутствующих болезней, а также массовая миграция из районов бедствия вызвали резкое снижение численности населения. Силовая политика гос-ва вызывала все более нараставшее недовольство аула и деревни. Ситуация, сложившаяся в Казахстане подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики. Главным стержнем стал отказ от бестоварной утопии и возврат к нормальным товарно-денежным отношениям. На X съезде РКП(б) март 1921 г. - принято решение о замене продразверстки продналогом. Помимо изменений в налоговой политике были приняты действия в финансах, кредитах, аренде, трудовом и земельном законодательстве и др. кардинальные меры, разрабатывавшиеся и оперативно осуществлявшиеся в рамках НЭПа весьма скоро сказались на состоянии с/х. Широкий размах обрела торговля. Хозяйственные структуры начали выходить на параметры рыночной экономики. Экон-ка края начала обретать ярко выраженный многоукладный характер. Существование различных форм собственности, их конкуренция и воспр-венная взаимодополняемость определили поступательное движение народного хозяйства. Гос. вмешательство в экономику ограничивалось разумными пределами и сводилось в основном к регулированию многоукладных воспр-венных связей. Гос-во сделало ставку на ограничение и полную ликвидацию богатых хозяев. В результате экономическая система утрачивала свои функциональные звенья, что порождало разрыв всей воспр-венной цепи. Судьбы крестьян оказались весьма проблематичными. Распределение земель и сенокосных угодий - по количеству едоков. Конфискация (по решению XI съезда в 1927 г) у кого скота более 400 голов. Резко ужесточился налоговый режим. Под воздействием резко возросших норм налогообложения, многие хозяйства "самораскулачивались", т.е. уходили в города, меняли источники дохода, и формы деятельности. НЭП в Казахстане имел противоречивый характер и завершился лишь к концу 2-й половины 20-х годов. В это время начали блокироваться многие идеи НЭПа и проводиться акции, породившие предпосылки грядущей трагедии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.007 с.)