Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура казахского народа в начале XX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе». Большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В 20-х-30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Первым казахстанским ВУЗом стал Казахский педагогический институт, открывшийся 1928 году, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.). Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы. В то же время появляются молодые литераторы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой. К началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.
Деятельность Казревкома. Формирование территориальной целостности. Образование КазАССР. Казахский ревком. Победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного Съезда Советов Казахстана 10 июля 1919г. был образован Киргизский (Казахский) революционный комитет во главе с Пестковским. В состав его вошли как активные сторонники большевиков А. Жанкельдин, Б. Каратай, М. Тунганчин, С. Мендешев, так и их недавние противники А. Байтурсын, Б. Караллин и др. В введении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели к тому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под управлением Сибирского ревкома, а Кустанайский уезд Тургайской области - Челябинского районного управления. Споры о принадлежности этих территорий шли долго. Лишь в 1920 г. Акмолинская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд были возвращены Казахстану, однако фактическое воссоединение этих регионов произошло только в 1921 г.. Этот процесс совпал с острыми разногласиями в самом ревкоме по вопросу о формах будущей казахской автономии и включении в ее состав территорий с неказахским населением. Образование КАССР. В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие. 4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В. Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП. 63) Переход к НЭПу. Начало социально-экономических преобразований в Казахстане (1921-1925). С окончанием гражданской войны военно-коммунистические меры стали входить в конфликт с новыми соц-экон. и полит. реалями. Наиболее сильно кризисная динамика прослеживалась в сельском хозяйстве республики. В тяжелом положении оказалась животноводческая отрасль. Следствием этого явился голод. Смертность от голода и сопутствующих болезней, а также массовая миграция из районов бедствия вызвали резкое снижение численности населения. Силовая политика гос-ва вызывала все более нараставшее недовольство аула и деревни. Ситуация, сложившаяся в Казахстане подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики. Главным стержнем стал отказ от бестоварной утопии и возврат к нормальным товарно-денежным отношениям. На X съезде РКП(б) март 1921 г. - принято решение о замене продразверстки продналогом. Помимо изменений в налоговой политике были приняты действия в финансах, кредитах, аренде, трудовом и земельном законодательстве и др. кардинальные меры, разрабатывавшиеся и оперативно осуществлявшиеся в рамках НЭПа весьма скоро сказались на состоянии с/х. Широкий размах обрела торговля. Хозяйственные структуры начали выходить на параметры рыночной экономики. Экон-ка края начала обретать ярко выраженный многоукладный характер. Существование различных форм собственности, их конкуренция и воспр-венная взаимодополняемость определили поступательное движение народного хозяйства. Гос. вмешательство в экономику ограничивалось разумными пределами и сводилось в основном к регулированию многоукладных воспр-венных связей. Гос-во сделало ставку на ограничение и полную ликвидацию богатых хозяев. В результате экономическая система утрачивала свои функциональные звенья, что порождало разрыв всей воспр-венной цепи. Судьбы крестьян оказались весьма проблематичными. Распределение земель и сенокосных угодий - по количеству едоков. Конфискация (по решению XI съезда в 1927 г) у кого скота более 400 голов. Резко ужесточился налоговый режим. Под воздействием резко возросших норм налогообложения, многие хозяйства "самораскулачивались", т.е. уходили в города, меняли источники дохода, и формы деятельности. НЭП в Казахстане имел противоречивый характер и завершился лишь к концу 2-й половины 20-х годов. В это время начали блокироваться многие идеи НЭПа и проводиться акции, породившие предпосылки грядущей трагедии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.007 с.) |