ТОП 10:

Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги.



3-ей июльской монархией принято называть период в истории России после революции 1905-1907 года до 1917 года. 3 июня 1907 года была распущена 2 Дума. Издан новый более реакционный закон, на основе которого избрали 3-ю Думу. В ней преимущества были отданы помещикам и буржуазии. Ее назвали, бесстыжей, но царь ее приветствовал. 3-я июльская монархия характеризуется следующими чертами:

1 это союз царя, помещиков и крупной буржуазии, объединенных Думой.

2 Помещики, буржуазия и правительство мстили революционным классам.

3 Применялись следующие методы: Экзекуция избиение крестьян, преследование демократичной интеллигенции, организация погромов, военно-полевые суды.

4 За 1907 по 1909 год к смертной казни, каторге и тюремному заключению было приговорено 26 тысяч человек.

Главой правительства после 3 июня был Петр Аркадьевич Столыпин. Он заявил о своей политике, сначала успокоение, потом реформы. Но успокоения добивался жестокими методами. Он предложил стране целый ряд реформ, но самая главная аграрная. Он понимал, Что без решения аграрного вопроса страну не успокоить.

Цели аграрной реформы:

→ Решение проблемы малоземелья крестьян

→ Преодоление отсталости деревни, ликвидация общины

→ Преодоление соц-ой напряженности в деревне

→ Создание опоры самодержавия в лице крестьян-собственников: в создать опору в лице кулаков, правительство хотело отколоть их от основной массы крестьянства. Крестьянское хозяйства должны были стать препятствием на пути революции в деревне

Основные пути решения:

· Разрушение общины — крестьянин мог объявить свой надел земли частной собственностью, продать, подарить или передать его наследству.

→ Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избрать новое место жительства и род занятий.

→ Любой крестьянин, получив землю в частную собственность мог потребовать соединить участки в отруб, перенести туда усадьбу и получиться хутор.

→ Для крестьян переезжавших в хутор давали в кредит в банке. Причины разрушения общины: а община объединяла крестьян, а хутор разъединял. Таких крестьян трудно было поднять на бунт б с помощью хуторского хозяйства хотели отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

· Создание хуторского хозяйства. Любой крестьянин, закрепив землю в собственность мог потребовать все участки свести в отруб и там создать хутор.

· Переселенческая политика-переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Урал(3,5 млн). Только 1,5 млн обжились. !млн вернулись обратно. Остальные стали маргиналами(рабочими)

Причины переселения:

1 Правительство хотело ослабить голод на землю в центре России.

2 Отправить миллионы крестьян бунтующих и безземельных подальше от помещичьих земель. В Сибирь, где много пустующих земель.

Однако переселение имело значение:

а увеличилось население Сибири

б новоселы освоили 3 миллиона десятин пустующей земли, построили 1000 сел, дав толчок к развитию производительных сил Сибири.

 

Итоги реформы: Был убит Столыпин, а затем началась революция 1 Реформа проводилась за счет самих крестьян. 2 Крестьяне были разочарованны в нем, что власть не отдала им помещичьих земель, предлагала ехать не весть куда. 3 Недовольны Столыпиным были и помещики. Они видели в Столыпине разрушителем вековых устоев. Им нужен был Столыпин успокоитель, а не Столыпин реформатор. 4 Многие крестьяне не захотели выходить из общин, т.к. община всегда защищала их, помогала сиротам, старикам, вдовам. 5 А хуторяне такой возможности лишались. 6 Большинство крестьян не умели вести одиночно хозяйство. 7 Они боялись оказаться наедине с природой. 8 Насильное переселение крестьян тоже вызывало сопротивление. 9 Чиновники землемеры не хотели возиться с каждой семьей. 10 Недовольны были и другие слои населения Столыпиным — интеллигенция и рабочие.

Последствия реформы:

→ Улучшение культуры землепользования и сх пр-ва

→ Ускорен процесс расслоения деревни

→ Развивается предпринимательство, но крестьянская община не разрушена и не удалось создать широкого слоя крестьян-фермеров

 

 

ДРУГИЕ РЕФОРМЫ:

Восстановление мирового суда

Ограничение прав Польши и Финляндии

Всеобщее начальное образование

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.003 с.)