Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.Н. Радищев, А.Н. Новиков. Оппозиционная самодержавию и крепостничеству общественно-политическая мысль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Идеи Просвещения становились орудием критики феодально-крепостнических отношений. Распространенным было убеждение, что изменить жизнь общества можно путём издания справедливых законов просвещенным монархом, правильным воспитанием и образованием. Просвещению приписывалась своеобразная роль основного средства, которое может усовершенствовать каждого человека и общество в целом. Такая идея была утопичной. Но объективно она играла прогрессивную роль, так как направляла людей, трудившихся на поприще культуры, на борьбу с действительным злом, определяла их гражданскую позицию. В 70-е гг. расцвела сатирическая журналистика, содержащая критику крепостнических порядков. Лучшими журналами той поры стали Трутень и Живописец Н. Новикова. Многие заметки в них и сегодня читаются с интересом. В них много острых, язвительных насмешек над невежеством дворян, пустым щегольством, пресмыкательством перед более родовитыми, богатыми, чиновными. Н. Новиков и др. просветители считали невежество главной причиной заблуждения человечества, а знания — источником совершенства. В 80-х гг. получила размах издательская деятельность Новикова, за что он был заключен в крепость. Необходимость просвещения разделяли и представители оппозиционно-дворянской консервативной мысли А.П. Сумароков, М.М. Щербатов. Так, в сатире Сумарокова О благородстве рассуждения об общей пользе, о воспитании высоких моральных качеств, авторитете науки, знаний относятся лишь к дворянскому сословию, чтобы тем самым доказать его главенствующее положение в обществе, право владеть людьми. Однако сама постановка этих вопросов свидетельствовала о неосознанном ощущении конца дворянского господства, несправедливости крепостничества. Крупнейшим событием в духовной жизни русского общества в 80-е годы стала комедия Недоросль Д.И. Фонвизина. Автор стремился показать, что отсутствие просвещения превращает людей в скотов. С этим бы согласился и Сумароков. Но Фонвизин — талантливый художник, вышел за пределы своего замысла. Пьеса получилась не о дворянах, просвещенных и непросвещенных, а о растлевающем крепостном праве, об унижении им человека — и господина, и слуги. Таким образом, необходимость просвещения народа разделяли как сторонники просветительства, так и дворянские идеологи, но в их взглядах были существенные различия. Просветители подвергали критике феодально-крепостнические отношения с позиций разума. Вопрос о ликвидации крепостного права ими не ставился. Они выступали с идеей ограничения произвола помещиков, призывали к гуманному отношению к крестьянам, считали важной задачей просвещение народа. Дворянские идеологи хотели бы видеть крепостничество разумным, поэтому они стояли за просвещение дворянства в их же собственных интересах — в интересах укрепления своего господствующего положения. Дальнейшее развитие просветительной общественной мысли связано с изданием книги А.Н. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. Он первым связал проблему уничтожения крепостничества с необходимостью ликвидации самодержавия революционным путем. Крестьянская тема нашла отражение в живописи, музыке, на театральной сцене. Здесь выявилось новое явление — возникновение интереса к крестьянской культуре, к народному эпосу. Произведения народного творчества, которые появились в 90-е годы, читались во всех слоях общества, что способствовало пониманию чаяний народа. Итак, перед поколением, жившим в последней трети XVIII в., жизнь поставила сложные проблемы. Они многообразно отразились в духовной культуре. Лучшие люди страны искали истину, боролись за просвещение, искали пути сближения с народом. Именно в атмосфере этих исканий, напряженной работы мысли развивалась национальная культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.005 с.) |