ТОП 10:

Реформа системы государственного управления.



 

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены

министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было

очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось

составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,

бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед

императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для

совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет

министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров,

просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь

министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции,

финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного

просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество

увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера

завершила процесс разграничения функций органов государственного

управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене

коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед

императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России

начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от

милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли не

отразится на положении православной церкви которая во многом была частью

государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по

своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех

отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену

коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу

церковного управления. Здесь единовластным начальником становится

государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь

наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал

находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем

окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не

связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А.

Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным

министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку

нового проекта государственной реформы.

Реформы в государственном управлении. Система государственного управления Российской империи в начале XIX века. Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществитьрадикальную реформу политического строя России путем создания конституции,гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Онсознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидациисамодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако онтакже понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, вединомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со сторонызаговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининскихстариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, чтоуправлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля1801 был создан Непременный (Государственный) совет — законосовещательныйорган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.Председатель совета и его члены назначались самим царем. Он централизовалзаконодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.Таким образом, в ходе реформ, структура власти в России максимальноприблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, котороепроизошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть ипоявились зачатки будущей законодательной. Хотя все ветви власти и былизамкнуты на императоре, а законодательной, как самостоятельной сферыполитической деятельности, еще не существовало, Россия сделала новыйзначительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не имелоникаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело отбюрократии. Были предприняты не6которые меры по борьбе с бюрократией. Так в1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. От экзаменаосвобождались те чиновники, которые закончили университет в России. Костальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка иодного из иностранных, владение основами естественного, римского игражданского права, уголовного права, знания по истории России и всемирнойистории, овладение основами естествознания, математики, географии и физики.Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к сожалению, принятые мерыне были достаточно эффективными.

35Вопрос

Развитие государственного аппарата при Александре 2.Основные содержания земской реформы.

 

К концу царствования Николая I упадок городского управления дошел до невероятных пределов. Министерства и местная администрация почти повсеместно фактически упразднили думы, передав их самовольно созданным учреждениям. Все это привело систему местного самоуправления в нерабочее состояние.

В первые годы царствования императора Александра II правительство было занято подготовкою реформы по освобождению крестьян. За нею последовала реформа местного управления, причем император Александр II остался верен принципам, которые пытались провести Петр I и Екатерина II: задачей его было «по возможности полное и последовательное развитие начал местного самоуправления», совершенным отделением суда от администрации. На этих началах состоялись реформы земская (1 января 1864 г.) и городская (16 июня 1870 г.). Общее заведование местными хозяйственными делами вверено выборным земскому (уездному и губернскому) собранию и городской думе, исполнительными органами которых являются избираемые соответственным собранием или думою управы (земские - уездные и губернские - городские). Избирательное право обусловлено имущественным цензом. В земстве выборы построены на сословном начале; освобождение крестьян позволило сообщить земскому представительству не узко-дворянский, как это было при Екатерине, но всесословный характер. Земские и городские учреждения не были подчинены местной администрации, но деятельность их, с точки зрения законности, была поставлена под властный контроль бюрократии, в лице министра внутренних дел и губернаторов. Несмотря на существенные недостатки организации городских и земских учреждений, они сыграли существенную роль в деле упорядочения местного управления и удовлетворения нужд населения в области народного образования и медицинской помощи.

Между земскими и городскими учреждениями, с одной стороны, и бюрократией - с другой, вскоре возникли столкновения, обуславливаемые различием того духа, которым проникнуты те и другие. В значительной степени пищу для столкновений давала неопределенность земского и городского положений: пределы ведомства общественного управления были ими определены недостаточно ясно. Бюрократия прибегала к систематическому и не всегда согласному с духом земского и городового положений, все более и более ограничительному толкованию полномочий органов самоуправления, самостоятельность которых была, таким образом, существенно уменьшена.

 

 

Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.

 

Процесс избрания

Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

[править]Устройство и функционирование

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Григорий Мясоедов, «Земство обедает»

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губернияхЕвропейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.

ВОПРОС

С окончанием Крымской войны, проигранной Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития всей страны, царское правительство было вынуждено приступить к подготовке крестьянской реформы. Так, в истории России началась новая полоса, которую современники впоследствии назвали эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.

Отношение царизма к необходимости проведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства Московской губернии, суть которого состояла в том, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу. Насколько оправдан был такой подход к проведению крестьянской реформы? И почему реформа 1861 года разорила большинство крестьян и пустила по миру коренную Россию, ведь именно на этот период приходится начало обезлюживания центральных губерний - станового хребта русской нации? Да и как можно объяснить то, что сложились условия, при которых возник экономический спад?

Все вышеперечисленные вопросы актуализируют изучение предпосылок, обстоятельств проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России. Так, в представленной работе будут проведены исследования теоретических и практических аспектов проведения крестьянской реформы в 1861 году, с точки зрения современных историков. Также в работе будет предпринята попытка, объективно оценить обстоятельства, при которых проводилась данная реформа, и наступившие последствия.

Основной целью данной работы выступает - исследование предпосылок, обстоятельств проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российского государства и наступившие после нее последствия. Для решения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:

- исследовать экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве;

- рассмотреть процесс подготовки и проведения реформы;

- изучить положения основных законодательных актов реформы;

- объективно проанализировать суть проведенной реформы;

- оценить и обобщить полученный материал по данной теме в работе.

Объектом исследования данной работы является крестьянская реформа 1861 года в России. Предметом изучения является политика, проводимая российским государством по претворению в жизнь преобразований согласно крестьянской реформе (отмена крепостного права и т.п.).

Методы исследования и изучения, используемые в работе:

рассмотрение теоретического исторического материала, документальных источников по изучению крестьянской реформы 1861 года в России;

диалектический метод (всеобщее познание объекта и предмета);

анализ полученных материалов и сведений по выбранной теме;

обобщение результатов в работе, выводы и заключения.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по изучению крестьянской реформы 1861 года в России. Это работы таких авторов, как Зуев М.Н., Костомаров Н.И., Мунчаев Ш.М., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Соловьев, С.М., Шмидт С.О. и др. В книгах упомянутых авторов исследуются и анализируются экономические и политические предпосылки и сам процесс проведения крестьянской реформы 1861 года в России, изучаются последствия проведенной реформы, большое место отводится изучению политике государства по претворению в жизнь данной реформы.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы. Структура работы следующая – работа состоит из введения, основной части, заключения, включает список использованной литературы, приложение. Основная часть работы состоит из трех глав. Работа изложена на 24 страницах, для написания использовано 10 научных источников.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.011 с.)