Государственные реформы Фёдора Алексеевича. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные реформы Фёдора Алексеевича.



Фёдор Алексеевич [1661, Москва –1682], русский царь с 29 января 1676 года, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской,старший брат царей Ивана V (полнородный) и Петра I (единокровный по отцу). С первых же дней своего царствования Федор Алексеевич начал готовиться к реформированию государства. Были разработаны проекты военной, налоговой и управленческой реформ. Основным разработчиком проектов стал князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Правительство Фёдора Алексеевича осуществило ряд реформ: в 1678 году была проведена общая перепись населения, в 1679 году введено подворное обложение, увеличившее податной гнёт; в 1682 году уничтожено местничество и в связи с этим сожжены разрядные книги, Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги, получили новое развитие полки иноземного строя; в целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы объединены под руководством одного лица; предпринята попытка ослабить влияние патриарха на государственные дела. В связи с тем, что реформами были затронуты широкие слои различных классов, это вызывало обострение социальных противоречий. Недовольство городских низов (в т. ч. стрельцов) привело к Московскому восстанию 1682 года. В 1676–1681 годах правительство Фёдора Алексеевича вело войну с Османской империей, закончившуюся Бахчисарайским мирным договором 1681, по которому Османская империя признала переход Левобережной Украины к России. В армии вводились воинские звания: полковник, подполковник, капитан, ротмистр и хорунжий. Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой, придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках(верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась). Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю. отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделитьгражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682.

Ф.А. – один из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии

Ряд историков рассматривают реформы ФА как альтернативу петровских преобразований.Они несли в себе все положительные стороны реформ Петра, но основывались на русском самосознании и национальных традициях.

21. Система местного управления в Московском государстве в XVII

История развития местного управления в России XV-первой половины XVII веков можно разделить на три условных периода:

· период "кормлений" (то есть управление через наместников и волостелей) - до середины XVI

· период земского и губного управления (самоуправления) - вторая половина XVI-начало XVII

· период приказно-воеводского управления в сочетании с традиционным местным самоуправлением - вторая половина XVII.

В XVII веке произошел упадок местного самоуправления. Воеводы, которые раньше были только в пограничных областях «для береженья» от неприятелей, в XVII в. стали во всех городах страны. Воеводы сосредоточивают в своих руках всю власть, и военную и гражданскую.

Воеводы действовали по «наказам» (инструкциям) московских приказов и им подчинялись. Только «губные» учреждения, с губными старостами во главе, сохраняются как особое, формально самостоятельное ведомство. Земские учреждения в посадах и волостях также сохраняются, но они в течение XVII века всё более теряют свою самостоятельность. В северных областях и в XVII веке сохраняется волостной сход с его выборными органами, но сфера их компетенции все более сужается. Волостной суд подчиняется надзору воеводы и решает только мелкие дела.

В период с половины XVI до половины XVII в. «Московское государство может быть названо самодержавно-земским. С половины XVII века оно становится самодержавно-бюрократическим» (Богословский).

Воеводско-приказное управление представляло собой систему управления на государя и на государевом жалованье ( а не ради корма, как во времена наместников и волостелей). "На воеводство, то есть на гражданское управление городом и территорией, - отмечает Е.П. Карнович, - причисленною к его ведомству не только в XVII веке, но и гораздо позднее, даже после Петра Великого, прямо просились для того, чтобы "кормиться", и такой кормеж принимал громадные размеры, так как благодаря взяточничеству воеводы запасались средствами и для пожизненного прокормления как самих себя, так и своих семейств. Кроме того, при недостаточности и неясности законов и при том полновластии, какое давалось лицам, заведывавшим местною администрациею, произволу московских чиновников не было границ".

Вследствие бурных событий XVII в., встала потребность сочетания непосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах.

Воеводы обычно назначались Разрядным приказом, утверждались царём, причём часто из числа тех лиц, назначения которых требовало местное управление, они подчинялись тому приказу, в ведении которого находились город с уездом; за свою службу воевода получал поместье и денежные оклады. В больших городах было по нескольку воевод. Для управления финансово-хозяйственной деятельностью назначались дьяки и подьячие. Все эти лица составляли приказную или съезжую избу, иногда разделявшуюся на особые отделы или службы по соответствующим отраслям местного управления.

Круг полномочий воеводы определялся наказами, которые он получал из Разряда, назначившего воеводу на эту должность. В соответствии с этим наказом воевода руководил городским хозяйством, обороной, охраной безопасности и благочиния, осуществлял полицейско-надзорные полномочия и местное правосудие, а также охранял феодальную собственность, боролся с укрывательством беглых, набирал на службу служилых людей, осуществлял финансовый контроль за деятельностью сборщиков налогов и др. В тех местах, где ещё сохранялась и не было реформировано земское и городское самоуправление, воевода осуществлял надзор за деятельностью губных и земских старост, в их ведении, по-прежнему, находились и тюрьмы, и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Обязанности чётко не регламентировались, что создавало основу для произвола.

Приказная система распространялась и на места. Именно в 20 - 30-е годы XVII в. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих).

В первой половине XVII в. сложилась система дворцовых местных учреждений, из которых к учреждениям воеводского управления приближаются по типу местные дворцовые приказы Новгорода и Пскова с дьяками во главе. Местные государственные и дворцовые учреждения функционировали одновременно и в тесной связи с рядом существовавших в городах учреждений другого типа - таможнями, кабацкими дворами, губными и земскими избами.

Губные и земские учреждения получили распространение главным образом в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат. В губных избах чаще всего работал один дьячок.

С середины XVII с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привела к созданию военных округов-разрядов, территориально значительно превышавших рамки старых уездов. В области управления это выразилась в образовании в центрах округов - разрядов промежуточного звена управления. Учреждения, сформировавшиеся на базе старых приказных изб, получили расширенные военно-административные функции. Их стали именовать разрядными избами. В 90-е годы ряд подобных учреждений стали называть приказными палатами.

В самом низшем звене управления сохранялось выборное начало. Земские старосты ведали раскладкой податей, осуществляли некоторые полицейские функции, следили за соблюдением таможенных сборов, за порядком. Делопроизводство велось в земской избе, тоже подчиненной воеводе. В полицейском отношении земские органы управления были подчинены воеводам.

Результаты перехода к приказно-воеводскому управлению оказались неоднозначными. Негативной чертой реформы стала резкая бюрократизация управления, в том числе и местного. Положительной чертой введения приказно-воеводского управления было то, что оно не привело к уничтожению самоуправления вообще, так как земские и губные учреждения в некоторых областях продолжали существовать и функционировать и при воеводах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.006 с.)