Роль частного сектора Во времна нэпа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль частного сектора Во времна нэпа



 
 

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор — он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

47)Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России иСССР в 1920-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Переход от "военного коммунизма" к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости ("Химуголь", "Государственный трест машиностроительных заводов" и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. "Пайковая" система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет "военного коммунизма".

Итог: Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств на развитие промышленности, с середины 1920‑х гг. все нэповские мероприятия были свернуты с целью большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов, а к концу 1920‑х гг. страна пошла по пути планово‑директивного развития индустриализации и коллективизации.

 

48) Конституция СССР 1924 года — первый основной закон СССР, был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

§ внешние сношения и торговля,

§ решение вопросов о войне и мире,

§ организация и руководство вооруженными силами,

§ общее руководство и планирование экономики и бюджета,

§ разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.

Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918 - 1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Государственное устройство

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов один раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК СРККиКД работал без контроля со стороны представительных органов что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в "коллективного монарха" - это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции 1918 года когда ВЦИК СРККиКД (состоял преимущественно из членов и сторонников РКП (б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов на которых побеждали РСДРП и ПСР, а позже (14 июня 1918 года) и аннулировать мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который призывало в марте-октябре создать РСДРП(б), так и не был создан.

Местное самоуправление

Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Постоянные губернские советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в тех губерниях в которых они были распускались и заменялись непостоянными съездами советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

Значение

Политическая система, установленная конституцией 1918 года практически не была изменена Конституцией 1925 года и просуществовала до 1937 года.

49) аспектом проблемы образования СССР являлась национальная политика.

Эта политика осуществлялась по ряду направлений.

Главным – было преодоление разницы в уровне жизни разных народов за счет большего финансирования национальных регионов. На протяжении всей дальнейшей истории действовало правило «больше тому, кто слабее».

Второе направление – уточненение административных границ проживания от-дельных народов. Например, в 1924–1925 гг. было проведено национально-государствен-ное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР Бухарской и Хо-резмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Это да-вало возможность более полно развивать национальные культурно-бытовые традиции.

Третье направление – вовлечение в систему управления национальных регионов национальные кадры. Это давало возможность формироваться национальной государст- венности.

50) В 20-е годы после смерти Ленина началась острейшая внутрипартийная борьба. Предвидя это, Ленин написал завещание - «Письмо к съезду», в котором предостерег партийных товарищей о недопустимости прихода к власти И.В.Сталина. Однако Сталину удалось взять власть в свои руки и вновь развязать террор. Начались протесты старых большевиков и рабочей оппозиции.В 1932 г. Троцкий выступил против совмещения партийных и хозяйственных функций и выдвинул идею открытых партийных дискуссий всеми членами партии. Троцкого обвинили в желании раскола партии и захвата власти. В начале 1924 г. на 8-й конференции РКП(б) «троцкизм» был разгромлен, Троцкий снят со всех постов.

В Ленинграде возникла оппозиционная группа во главе с Л.Б.Каменевым и Г.Е.Зиновьевым, которые подвергли критике НЭП и засилье бюрократии в сталинском партийном аппарате. Ленинградская парторганизация была разгромлена в 1925 г. После 14-го съезда партии ее возглавил С.М.Киров.

Весной 1926 г. логика оппозиционной борьбы объединила Л.Д.Троцкого, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева и др. («объединенная оппозиция»), которые предлагали взять курс на развитие тяжелой промышленности, преобразование НЭПа, развитие деревни, поддержку рабочих, борьбу с кулачеством и демократизацию партии. В 1927 г. за нелегальное распространение этой программы Троцкий и Зиновьев были выведены из состава ЦК. Из партии исключено более 90 членов оппозиции.

В 1928-1929 гг. Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский выступили против генеральной линии партии за нормализацию развития экономики и осудили жесткий курс, проводимый в деревне. В 1929 г. они были исключены из партии. С 1929 г. установился единоличный режим власти Сталина.

В декабре 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и автономных республик были ликвидиро-ваны. Эта мера официально преследовала цель усилить специа-лизацию в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: «На новом этапе в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства комиссариа-ты внутренних дел союзных и автономных республик, объеди-няющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, -- коммунальным делом, милицией, уголовным розыском -- стали излишними звеньями советского аппарата».

Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам статей, помешенным в 1929-1930 гг. в центральных газетах: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и т.д.

После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Глав-ное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в нар-комат коммунального хозяйства. В президиумы исполкомов со-ответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советс-кое гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административно-му устройству, наблюдению за деятельностью низового советс-кого аппарата и т.д.

Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без со-держания под стражей передавалось наркоматам юстиции рес-публик.

После ликвидации наркоматов внутренних дел выполняв-шиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась кар-тина, когда основные звенья государственного механизма, при-званные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в разных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организа-ционного объединения. Но определяющими началами реорга-низации явились иные обстоятельства: изменения в политической системе и укрепление режима личной власти. Началось за-конодательное оформление командно-административной систе-мы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было вполне объяснимым, а для укрепления режима власти -- необходимым.

10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был со-здан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безо-пасности и милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государствен-ной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана.

Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканс-кий Наркомат внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР.

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») —основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Содержание: Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное);свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президентастраны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР, но в 1946 году оно было переименовано в Совет министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

52) Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти вСССР. Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.[5]

Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов.[6] Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.

В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.

53) Сферы: идея создания аграргородов, ликвидация частной промысловой кооперации, получившей развитие в сталинские годы, укрупнение колхозов и ликвидация малонаселенных деревень, возрождение воинствующего безбожия, дерусификация в национальных республиках, леворадикальная риторика во внешней политике. Таким образом, модель Троцкого была взята на вооружение Хрущевым.

Десталинизация:
Победив в войне, восстановив народное хозяйство в рекордно короткие сроки, советский народ пребывал в пассионарном состоянии, готовый к новым великим свершениям. Однако правление Хрущева внесло некий надлом в менталитет народа. Проследить это можно в демографии. В этот период общий коэффициент рождаемости резко упал, увеличилась смертность. Только 90-е гг. могут сравниться с этим временем по столь стремительному падению рождаемости. Случайно ли? Хрущевская политика десталинизации привела к тому, что народ, потерявший смысл жизни, смысл коллективного бытия, ценность своего прошлого, неразрывно связанного с великой победой, ответил на это демографическим упадком. Естественный прирост населения в начале хрущевского правления составлял 1,6% в год, а в 1964 году уже 1,1%. Снижение демографических показателей здесь налицо.

Значительное влияние на политику Сталина оказала перепись 1937 года, когда выяснилось, что 56,7% жителей страны позиционируют себя как религиозное население. 20% населения отказались дать информацию о своей религиозной принадлежности. Можно предположить, что и они имели определенную принадлежность, несмотря на то, что это преследовалось. Как мы видим, большая часть населения Советского Союза была религиозна.

Углублению кризиса русской деревни значительно способствовала хрущевская политика укрупнений. Из 124 тыс. колхозов к концу правления Хрущева было образовано 38 тыс. колхозов. Не пощадили малонаселенные деревни с традиционным укладом, хранителей той самой русской индивидуальности, которая была утеряна и к которой сейчас апеллируют как к чему-то ушедшему.
Известны погромы Хрущева в отношении творческой интеллигенции. Но также имело место и сокращение количества ВУЗов, связанное также с политикой укрупнения, сокращение количества музеев, библиотек. Эти факты являются малоизвестными, однако они четко прослеживаются, стоит только обратиться к статистике.

С 1947 года последовательно шло сокращение цен. Однако в хрущевское время процесс пошел в обратном направлении. Например, стоимость мяса в 62 году увеличивается на 25-40%, масла - на 50%. Это привело к демонстрациям, которые состоялись в нескольких городах. В частности, в Новочеркасске рабочая демонстрация закончилась расстрелом. Разгоны демонстраций с применением силы были обычной практикой при Хрущеве.

Итоги хрущевского десятилетия

Возникает вопрос: а можно ли охарактеризовать правление Хрущева как «оттепель»?

Потепление в международных дипломатических отношениях было мнимым, степень напряженности значительно возросла. Бездарная внешняя политика Хрущева «аукается» нам до сих пор.
Что касается внутренней политики, количество заключенных в хрущевские годы сопоставимо с количеством заключенных в 50-е гг. Реабилитация политзаключенных, о которой так любят говорить нам историки, имела место, однако, наряду с этим, начали активно сажать за религиозность и инакомыслие.

Хрущев развалил доставшуюся от Сталина стабильную экономику страны, свел на нет управленческий потенциал государства.


 

 

54) Государственный строй в СССР в периуд «развитого социализма».Конституция 1977

1. Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые Перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетний советской системы. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в области промышленности. Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризовалось политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило

себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождалось поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась

на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой производства в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Также резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Страна вступила в полосу экономического кризиса. В середине 80-х годов началось обновление экономических основ. Главным рычагом должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он и его сторонники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть этой политики виделась в соединении социализма и декмократии, в установлении «лучшего социализма». Во второй половине 80-х годов был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

2) Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. По своей структуре новая Конституция отличалась от трех предшествующих ей (1918, 1924 и 1936 годов), и вошла в историю как "Брежневская. Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущевым еще на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем XXII съезд постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР, а 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР принял постановление "О выработке проекта Конституции СССР". Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, которая более десяти лет практически бездействовала, поскольку в ноябре 1967 года Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества, и, естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект новой Конституции. Майский Пленум ЦК КПСС 1977 года рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его, вслед за чем, Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 года проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати Наконец 7 октября 1977 года Верховный Совет единогласно утвердил Конституцию СССР. Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения (в ней констатировалось построение развитого социалистического общества, создание общенародного государства, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении”), и 174-х статей. Все статьи нового Основного Закона СССР объединялись в 9 разделов, 7 из них имели деления на главы (всего 21 глава).

Конституция состояла из следующих разделов: 1) основы общественного строя и политики; 2) государство и личность; 3) национально-государственное устройство; 4) советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) высшие органы власти и управления; 6) основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) герб, флаг, гимн и столица; 9) действие Конституции и порядок ее применения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.113.64 (0.067 с.)