ТОП 10:

Билет 40.Правоохранительная система XIX века



Важнейшим правоохранительным органом Российской империи была полиция, которая несла основное бремя по охране общественного порядка и внутренней безопасности, борьбе с преступностью, обеспечению жесткой регламентации жизни и деятельности населения. Справедливо отмечена тенденция усиления роли полиции в государственном механизме самодержавной России в первой четверти XIX в., как проявление усиления публичной власти в условиях кризиса феодализма и крепостничества. Этот период выделяется как самостоятельный в истории ее карательных органов.

Основы организации правоохранительной системы были заложены в XVIII в. Мощный толчок этому дала антиправительственная война под руководством Е.Пугачева (1773-1775 гг.).

По Учреждениям для управления губерний (1775 г.) сельская полиция создавалась в виде нижнего земского суда, присутствие которого составляли земский исправник или капитан и 2-4 штатных земских заседателя, выбираемых из дворян. Таким образом, на всю территорию уезда было несколько штатных полицейских служащих, находившихся в постоянных разъездах и обязанных помимо борьбы с преступностью и охраны общественного порядка постоянно исполнять административные функции. В порядке повинности из местного населения, прежде всего на крестьян, определяли в сельских населенных пунктах сотских и десятских.
Реформирование регулярной полиции в городах начинается также с принятием Учреждений для управления губерний, которыми создавалась должность городничего, и окончательно определялось с принятием Устава благочиния или полицейского .Учреждаются управы благочиния или полицейские как коллегиальные органы, в которых городничие становятся председателями . Их оперативность ограничивалась необходимостью принимать все решения коллегиально. Во многих городах управы благочиния созданы не были, а административно-полицейское управление оставалось целиком в ведении городничего, при котором создавались "городнические правления". Павел I вовсе упразднил управы благочиния, введя в губернских городах полицмейстеров. Значительные изменения были внесены в управление полицией в столицах. За полицией закрепляется значительный объем полномочий. Как и нижний земский суд управа благочиния становится органом широкой компетенции.
С вступлением на престол императора Александра I начинают восстанавливаться полицейские управы по Уставу благочиния 1782 г. Полицейское управление централизуется. Управление городской полицией сосредотачивалось во втором отделении экспедиции спокойствия и благочиния. В городах, управляемых комендантами оно осуществлялось Министерством военно-сухопутных дел, в портовых городах - Министерством военно-морских сил. Это противоречило централизации полицейского управления и в то же время являлось в частности, следствием военизированности полиции, использования вооруженных сил для охраны общественного порядка, сосредоточением всего управления в приграничных городах в руках военного коменданта.
Земская полиция, комплектовавшаяся уездными дворянскими собраниями и находившаяся вне компетенции министерств, характеризовалась -33- в отчетах губернаторов Министерству внутренних дел как "неблагополучная часть", В уездах недоставало дворян для комплектования полиции и они не желали, как правило, служить в должностях капитан-исправника (как стали называть земских исправников или капитанов) и заседателей земского суда.
Созданная в 1775 г. структура сельской полиции оставалась неизменной вплоть до июля 1837 г., когда было утверждено Николаем I Положение о земской полиции6. Была введена должность станового пристава, в нижнем земском суде создавалась постоянная канцелярия, как исполнительный аппарат, подчиненный земскому исправнику. В Положении более точно и однозначно определялись функции сельской полиции, ее должностных лиц, порядок взаимодействия нижних земских судов с другими органами государства. Однако несмотря на частичную модернизацию сельская полиция по мнению исследователей "оставалась наиболее слабым звеном в системе полицейских орга-2
нов"7.
Мероприятия по реорганизации полицейских органов в начале XIX в. затронули и городскую полицию. По предложению министра внутренних дел для реорганизации управления городской полицией создается временный комитет в составе министров внутренних дел, военно-сухопутных и военно-морских сил. Подготовленный -34- ими и утвержденный императором указ 1803 г. "О средствах к исправлению полиции в городах" стал наряду с Уставом благочиния основным нормативным актом, определявшим устройство и компетенцию городских полицейских учреждений вплоть до 1862 г.Он преследовал цель упорядочить, унифицировать устройство и управление городской полицией. Военные и морские коменданты, возглавлявшие во многих городах полицейские органы, лишались этого права. Руководство полицией во всех губерниях и других крупных городах передавалось назначавшимся Министерством внутренних дел полицмейстерам, которые через губернское правление подчинялись МВД (в 1811-1819 гг. - Министерству полиции). Предполагалось ввести должность полицмейстера в небольших городах, где руководство всей администрацией и полицией было сосредоточено у городничих. Но процесс этот затянулся, так как откладывалась планируемая реформа городского управления.
На развитие органов полиции оказывала влияние военно-политическая обстановка в Европе. В правительственных кругах дискутировался вопрос о частичном подчинении полиции военному ведомству. В докладе императору, датированному 27 января 1811 г., военный министр отмечал необходимость подчинения гражданской полиции комендантам приграничных крепостей10. На заседании Комитета министров с участием царя в начале 1812 г. в порядке принятия мер по укреплению обороноспособности -35- было решено усилить полицию западных губерний, увеличив количество заседателей нижнего земского суда и выделив в их распоряжение значительные денежные средства. "В изданных 13 марта 1812 г. "Правилах для управления Главнокомандующим действующей армией в губерниях, объявленных на военном положении" руководство полицией входило в компетенцию главнокомандующего. Соединение военного и полицейского управления создавало предпосылки для создания специальных воинских частей, наделенных полицейскими функциями.
Следующим шагом, имевшим целью повысить эффективность деятельности городской полиции, явилось принятие в 1816 г. указа императора, "данного управляющему Министерством полиции, с изложением дополнительных правил об устройстве городов и селений"12. Министерство полиции обязывалось на основании Положения "О средствах к исправлению полиции в городах" (1803 г.) пересматривать полицейские штаты городов, обеспечивать персональный подбор кадров, следить за правильностью административно-полицейского деления городов.
Необходимо отметить отсутствие единства в организации, структуре, нормативном обеспечении органов полиции в городах XIX в. Отличалась от других городов в силу особенного политико-административного значения и организация, функции, правовое положение полиции столиц - Санкт-Петербурга и Москвы, руководители которых назначались лично императором. Особенности в организации местной полиции имелись в Грузии, Курляндской, Эстляндской, Лифляндской губерниях, в Сибири, где -36- в 1822 г. была проведена реформа местного управления.
Основные изменения в первой половине XIX в. сводились к организационно-штатному укреплению городской полиции. Принципы организации городской полиции, ее функции и компетенция, определенные законодательством второй половины XVIII -начала XIX вв. в основном сохранялись, вносились лишь частичные изменения. Например, на полицию был возложен контроль при проведении так называемой "гильдейской реформы" 1824 г. для крестьян, мелкого купечества, мещан, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью в городах.
Билет 41.Общественно-политическое движение в России конца 19 века. Методы борьбы с ним

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.

Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.

Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил. Характерной чертой развития общественного движения в начале XIX в. является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми другими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала политическая борьба между сторонниками и противниками перемен.

Правда, дворянская гегемония в революционном движении была менее продолжительной, чем в либеральном. Чем объяснить ведущую роль дворянства? Прежде всего тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований в стране и выдвигать определенные политические доктрины.

Русская буржуазия в этот период не выступает активно в общественном движении. В эпоху первоначального накопления купец, промышленник, железнодорожный делец, разбогатевший крестьянин были поглощены исключительно наживой, накоплением богатства. На данной стадии этот класс не интересовался политикой и не нуждался в ней. Ему были нужны не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма. Буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма сверху: поощрение железнодорожного строительства, покровительственные таможенные пошлины, казенные заказы и т.д. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Осознание того, что знания и образование — тоже капитал, было явлением сравнительно поздним. Поэтому политическая дееспособность российской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи.

Буржуазия вступила в политическую борьбу, выдвинула своих лидеров, создала свои организации в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.

Начало XIX в. было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса. Так, в 1811 г. встревоженный упорными слухами о "коренном государственном преобразовании", подготавливаемом М.М. Сперанским, знаменитый историк Н.М. Карамзин, идеолог самодержавия, представил Александру I "Записку о древней и новой России", в которой писал: "Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разногласия, а спаслась мудрым самодержавием". В самодержавии видел Карамзин залог благополучия русского народа. Задача государя, считал он, состоит в том, чтобы совершенствовать существующий строй, избегая серьезных перемен. Карамзин утверждал, что вместо всех нововведений достаточно было бы подыскать с полсотни хороших губернаторов и дать стране достойных духовных пастырей.

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя "детьми 1812 г." и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина (Мемуары декабристов. Северное общество. М., 1981. С. 8). Они видели, что победа в войне была обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников-помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства.

Первая тайная организация будущих декабристов "Союз спасения" была создана молодыми дворянскими офицерами в Петербурге в 1816 г. Эта организация была немногочисленной, ставила своей целью уничтожение крепостного права и борьбу с самодержавием, но методы и пути осуществления этих задач были неясны.

На основе "Союза спасения" в 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", куда входило более 200 человек. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение этой задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что решение данной задачи помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза благоденствия" было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого "Союза" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация "Общество соединенных славян", которое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.

В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская правда") и Никитой Муравьевым ("Конституция").

Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни "Конституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным чиновником Российского государства".

Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.

По "Русской правде" Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного революционного правительства. Далее верховная власть передавалась однопалатному народному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на 5 лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.

Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.

Вторым важнейшим вопросом был вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева и "Русская правда" Пестеля решительно выступали против крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным", — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По "Русской правде" крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крестьянам приусадебную землю "под огороды" и по две десятины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельный фонд должен был формироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5-10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка, поднятое 20 декабря 1825 г. членами Южного общества, были подавлены. Царское правительство жестоко расправилось с участниками восстаний, что имело весьма серьезное значение для развития общественной мысли и общественного движения в стране. По существу целое поколение наиболее образованных, активных людей было вырвано из общественной жизни страны. Однако идеи декабристов продолжали жить в кружках свободомыслящей молодежи. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, что сказалось на развитии общественного движения в стране.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.007 с.)