Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформа самоуправления (земское и городовое положения)↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Реформа самоуправления (земское и городовое положения) Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год Земская реформа 1 января 1864 г. — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Все дела в земстве, касавшиеся прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть). Основная статья: Реформа городского самоуправления (Александр II) Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Судебная реформа Основная статья: Судебная реформа Александра II Судебный устав 1864 г. — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям. Военная реформа Основная статья: Военная реформа Александра II Милютинские военные реформы прошли в период 60—70-х гг. XIX века. Военные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические. Организационные реформы Доклад Военного министерства 15.01.1862 г.: Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов. Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами. Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части. Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы. Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г. была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск. К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев. Новая система организации войск содержала и ряд недостатков: Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было). Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия. Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами. В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения: Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов. Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями. Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 г. — Одесский. В августе 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений. В 1864 г. было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания. Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами. Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон: Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места. Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти. Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.
Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века: На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками. В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям. Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск. Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления. В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. Земельная реформа С 1902 по 1905 годы разработкой нового аграрного законодательства на государственном уровне занимались и государственные деятели, и учёные России: Вл. И. Гурко, С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин, А. В. Кривошеин, П. А. Столыпин, П. П. Мигулин, Н. Н. Кутлер и А. А. Кауфман. Вопрос упразднения общины ставился самой жизнью. В разгар революции Н. Н. Кутлер предлагал даже проект отчуждения части помещичьих земель. С 1907 года начала осуществляться так называемая «столыпинская» аграрная реформа. Основным направлением реформы было закрепление земель, прежде находившихся в коллективной собственности сельской общины, за крестьянами-собственниками. Государство также оказывало широкое содействие покупке крестьянами помещичьих земель (через кредитование Крестьянским поземельным банком), субсидировало агрономическую помощь. При проведении реформы большое внимание уделялось борьбе с чересполосицей (явление, при котором крестьянин обрабатывал множество мелких полосок земли в разных полях), поощрялось выделение крестьянам участков «к одному месту» (отруба, хутора), приводившее к существенному повышению эффективности хозяйства. Реформа, требовавшая огромного объема землеустроительных работ, разворачивалась достаточно медленно. До Февральской революции в собственность крестьян было закреплено не более 20 % общинных земель; так что результаты реформы, очевидно заметные и положительные, не успели проявиться в полной мере. В 1913 году Россия (без учёта привисленских губерний) находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, на третьем (после Канады и США) по производству пшеницы, на четвёртом (после Франции, Германии и Австро-Венгрии) по производству картофеля[69]. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции. Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля — ниже в 2 раза.
18) Политическая система Российской империи: 1861-1917 гг. При преемниках Петра в XVIII века система в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Основными нововведениями этого периода стали: Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины, Пётр III учреждает выпуск ассигнаций. На 1762 год косвенные налоги дают уже 61,6 % доходов, а прямые — 38,4 % (при Петре соотношение было обратным — 24,9 % и 55,5 %). 73 % всех расходов составляют военные, 14 % — расходы на двор, и только 12 % — на остальное государственное управление. Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования. Последующие императоры охотно прибегали к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного), к 1802 году повысился до 80 коп. Начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 копеек металлического, чему особенно содействовала активная борьба с Наполеоном. Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы, и превращены в кредитные билеты. Однако, несмотря на все старания правительства, бесконечные войны неизбежно вели за собой огромный бюджетный дефицит, а Крымская война вынудила вновь печатать бумажные деньги. Общая сумма бюджетных дефицитов в царствование Александра II превысила 1 млрд руб, причём половина этого миллиарда приходится на 1855—1856. Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн руб доходов 100 млн предназначалось на обслуживание долга.[64] В расходовании государственных средств в 1850-е годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов, и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательной к исполнению, и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло не расходовать все деньги или передвигать их с одной статьи на другую. Другой особенностью финансовой системы дореформенной (до 1861 года) Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета — настоящий, и сфальсифицированный. Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.
19) Лево-радикальный лагерь в начале 20 в. (Народники, эсеры, коммунисты). 3.Лево-радикальный лагерь Царскиерепрессии, запоздалые и непоследовательные реформы, засилие бюрократии,черносотенные погромы, — все это усиливало лево-радикальные настроения вРоссии. В общественном сознании крепла мысль, что монархия не пойдет на серьезные уступки народу. Революционеры страстно пропагандировали идею вооруженноговосстания, физического уничтожения царя и помещиков. Малочисленная и нищаяроссийская интеллигенция симпатизировала коммунистическим идеям, прославляларешительную классовую борьбу[42].Многие молодые люди прониклись идеей мессианства, служения народу. Они верили всвои способности кратчайшим путем привести униженных и оскорбленных к счастью.Еще большую разрушительную силу русскому радикализму придал марксизм.Коммунистические идеи Платона, Мора, Бабефа, Кабэ и других К.Маркс объявил утопическими. Однако, так называемый "научный коммунизм" Маркса иЭнгельса недалеко ушел от своего предшественника. Радикалы прочно усвоилипризыв Карла Маркса ликвидировать собственников. В бедной России коммунистическиеидеи дележа поровну нашли широкий отклик у миллионов людей. Так, Н.Чернышевский[43]ратовал за общинное владение землей, за организацию товариществ по совместнойобработке земли. Н.Ишутин категорически выступал против частных фабрик. Во имякоммунистической идеи Н.Шелгунов, Н.Ишутин, С.Нечаев[44]и другие были готовы снять три миллиона привилегированных голов, отказаться отсемьи, убивать друзей, писать доносы. Якобы цель оправдывает средства. Вдействительности негодные средства делают цель недостижимой или существенноизменяют ее. Год от года руки революционеров все более покрывались кровьюсоотечественников. Суд над С.Нечаевым показал, что грань между революционнойборьбой и терроризмом весьма условна. Призывая скорее разрушить староеобщество, радикалы предусмотрительно умалчивали о порядках нового: производитьбольше, а потреблять меньше. Люди умственно развитые (элита) должны управлятьбольшинством через надсмотрщиков. Планировались общие столовые, спальни. 23) Экономическая политика коммунисто в.Экономическая система России до октября 1917 г. включала в себя: государственные, акционерные и кооперативные предприятия. Распределение осуществлялось через рынок средств производства, товаров и труда. При этом особую роль вождь отводил использованию такого немецкого опыта как всеобщая трудовая повинность и нормированное снабжение продовольствием. Коммунисты пытались от противного: ликвидировать частную собственность, внедрить плановое развитие вместо свободного рынка. Государство объявило себя собственником всех земель, заводов, банков, бань, родильных домов, театров, музеев, тканей, кожаной одежды, аптек, спиртных напитков, изобретений, моргов, кладбищ и так далее. Коммунистическое государство отняло предприятия не только у частных лиц, но и у общественных организаций. Экономическая заинтересованность заменялась внеэкономическим принуждением. Следуя путем внеэкономического принуждения, коммунисты неизбежно пришли к системе государственных повинностей и наказаний за их невыполнение. Специальные продовольственные армии взымали с крестьян зерно, масло, мясо, мясо птицы, мед, кожи и т.п.Крестьянам запретили продавать свою продукцию на рынке. «Декрет о спекуляции» от 22 июля 1918 г. фактически запрещал всякую негосударственную торговлю, устанавливал так называемые «твердые цены». То есть такие цены, которые не давали прибыли и не покрывали издержек производства. С целью оправдать грабеж крестьян, В. Ульянов пустил в оборот термины: «излишки», «кулак», «мироед». Указом от 3 февраля 1920 г. вводилась всеобщая трудовая повинность по: заготовке топлива, уборке урожая, строительству государственных объектов, ремонту дорог, очистке железных дорог от снега, перевозке государственных грузов. Был взят курс на милитаризацию труда, ликвидацию товарно-денежных отношений. Бывшие имения помещиков передали совхозам. прежний великий план коммунистического строительства, принятый в декабре 1920 г., лопнул уже через три месяца под напором крестьянских восстаний. В марте 1921 г. В. Ульянов спешно провозгласил так называемую новую экономическую политику. В 1923 г. правительство предприняло попытку совершить очередной скачок в накоплении средств. Резко подняли цены на продукцию промышленности. Диспропорция цен привела к затовариванию, к остановке многих заводов. НЭП — это кратковременная половинчатая реформа в экономике, которая не сопровождалась изменениями в политической системе. В этом причина довольно быстрого падения нэпа. Диктатура пролетариата и экономическая свобода несовместимы.
24) В.И. Ленин – создатель СССР. Влади́мир Ильи́ч Ле́нин (настоящая фамилия Улья́нов; 10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Философ, марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства. Сфера основных научных работ — философия и экономика. Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик[1] — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий (земли Карс, сейчас Турция), но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.
Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным[2] и социалистическим[3] государством.
После Второй мировой войны СССР имел сухопутные границы с Афганистаном, Венгрией, Ираном, Китаем, КНДР (с 9 сентября 1948 года), Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией, Чехословакией и только морские с США, Швецией и Японией.
СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
Состоял из союзных республик (в разные годы от 4-х до 16-ти), по Конституции являвшихся суверенными государствами[4]; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза[5]. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций[6]. Среди 50 стран-основателей ООН наряду с СССР были и две его союзные республики: БССР и УССР. В состав части республик входили автономные советские социалистические республики (АССР), края, области, автономные области (АО) и автономные (до 1977 года — национальные) округа. После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой[7]. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН. Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные Советы, президенты союзных республик). В 1989—1990 годах все республиканские советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них — декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. После Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чем было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик — Ельциным от РСФСР (Российской Федерации), Кравчуком от УССР (Украины) и Шушкевичем от БССР (Республики Беларусь)[8]. Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года. В конце 1991 года Российская Федерация была признана государством-продолжателем Союза ССР в международно-правовых отношениях[9] и заняла его место в Совете Безопасности ООН. Образованию Союза Советских Социалистических республик предшествовали отречения императора Российской империи Николая II от престола, Октябрьская революция, приход в власти в России большевиков и цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи - Гражданская война. В конце Гражданской войны Российская империя распалась на 13 государств. В некоторых из них власть смогли удержать большевики, а именно в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР), Украине, Белоруссии, Гризии, Армении и Азербайджане. Формально эти государства были независимы, но все они подчинялись ЦК Российской коммунистической партии (большевиков). 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР(Армения, Азербайджан, Грузия) был принят Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 I Всесоюзный съезд Советов утвердил Договор. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР (Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923.
25) Политический портрет Сталина. В 1929 г. И. Джугашвили исполнилось 50 лет. Он стал единоличным хозяином государственной машины. В этом же году сталинская директива устанавливала единоначалие на предприятии. Директор получал право увольнять рабочих без уведомления профсоюзов. Правительство слило профсоюзы с министерством труда, то есть ликвидировало. В 1932 г. была введена паспортная система. Паспорта выдавали только городским жителям. Выдача паспортов превратилась в тотальную проверку граждан.». Закон от 8 июня 1934 г. предусматривал смертную казнь за «измену Родине». Для членов семьи, которые знали о намерениях «изменника Родины» предусматривалось заключение в лагерь на срок от 2 до 5 лет, а для тех, кто не знал, полагалась ссылка на 5 лет. И. Джугашвили постоянно укреплял репрессивный аппарат. В 1922 г. ВЧК переименовали в Главное политическое управление (ГПУ), а в 1934 г. – в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Смена названия не отразилась на функциях организации. 1 декабря 1934 г., в день убийства С. Кирова, И. Сталин принял закон об упрощенной процедуре судебных дел. На следствие по делу так называемых врагов народа отводилось всего 10 суток. В 1936 г. И. Сталин обвинил главу НКВД Генриха Ягоду в опоздании на четыре года в борьбе с «врагами народа». Г. Ягода оказался на скамье подсудимых вместе с Н. Бухариным и другими, чьи дела он сам фабриковал. Новым наркомом стал Николай Ежов. В начале 1939 г. его расстреляли. НКВД возглавил Лаврентий Берия, продержавшийся на этой должности до смерти И. Сталина. В 1937 г. И. Сталин объявил, что классовая борьба в стране будет не затухать, а обостряться. Репрессировали капиталистов, помещиков, кулаков, священников и прочих неугодных. Вместо того, чтобы остановиться, Сталин дает команду на продолжение террора. Путь И. Джугашвили от Кремля до дачи (35 км.) охраняли три смены чекистов по 1200 человек в каждой. Вождь коммунистов не был ни на одном из заводов Москвы, Ленинграда. Его специальный поезд мог выдержать двухнедельную осаду. Опасаясь военного переворота И. Джугашвили сменил командующих всеми военными округами, кроме Семена Буденного. «Сталин – государственник восточного, азиатского типа. Сталинизм, то есть коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и, как базис – милитаризированная молодежь». Первой женой Сталина была Сванидзе. Вторая жена – Надежда Алилуева застрелилась или ее застрелили в 1932 г.. Конституция 1936 г. содержала ряд демократических преобразований: отмена прежних ограничений в правах для ряда категорий граждан, равные прямые выборы, тайное голосование. Однако реальной демократизации общественной жизни не произошло. Провозглашенные конституцией неприкосновенность личности, тайна переписки, независимость суда в условиях массовых репрессий были не более чем фикцией.
26) Политика ускоренной индустриализации. Завершение верхушечной борьбы в Кремле позволило И. Джугашвили вплотную заняться экономикой. Новые правители России понимали необходимость индустриализации, укрепления военной мощи[1]. В ноябре 1926 г. кремлевские вожди приняли следующее решение: «В минимальный исторический срок нагнать, а затем и превзойти уровень индустриального развития передовых капиталистических стран». В 1929 г. партия Сталина утвердила первый пятилетний план на 1928-1932. Грандиозные проекты требовали соответствующих жертв. Коммунисты обратились к традиционным для России источникам накопления: экспорту зерна, низкой заработной плате рабочих и служащих, широкой продаже спиртного, использованию «дешевого» труда заключенных[2]. По демпинговым ценам экспортировали лес, нефть. В СССР была создана сеть валютных магазинов для торговли с иностранцами (торгсин). В 1927 г. политика нэпа была окончательно свернута. В 1928 г. началась первая пятилетка. Самой известной стройкой первой пятилетки была электрическая станция на Днепре. В 1929 г. начали строить Магнитогорский и Кузнецкий заводы. В первой пятилетке освоение новых производств осуществлялось простым копированием европейских и американских образцов: паровозов, полувагонов, и так далее. Индустриализация сопровождалась бесконечными импровизациями. В целом задания первой пятилетки не были выполнены. Например, вместо 60 доменных печей ввели в эксплуатацию только 32. Тем не менее вождь объявил об успешном выполнении пятилетнего плана. Все качественные характеристики: производительность труда, себестоимость, качество продукции шли по нисходящей линии. Процесс индустриализации сопровождался невероятной растратой человеческих и материальных ресурсов. Это привело к падению уровня жизни. Экономика оказалась разбалансированной. Отставала химическая индустрия. В текстильной промышленности произошло падение производства. Не хватало даже плохой одежды. Мало внимания уделялось железным дорогам. Жилищное строительство, производство потребительских товаров и сфера услуг были и вовсе забыты. Рабочие подолгу простаивали в очередях за товарами первой необходимости. В 1931 г. И. Сталин объявил войну «уравниловке». Показательна судьба такой известной стройки, как Байкало–Амурская магистраль. Решение о начале строительства было принято еще в 1886 г. В 1911 г. начались изыскания Э. Михайловского. В 1932 г. приступили к строительству магистрали. В этом же году прекратили финансирование и стройку передали в ведение ОГПУ. В 1934 г. был создан БАМЛАГ, рассчитанный на 125 тыс. заключенных. Решение 1938 г. предусматривало завершение строительства в 1945 г. Советское государство стало собственником всей земли, предприятий, банков, больниц, вузов и т.п. Рыночные отношения запрещались. Сложилась новая, так называемая директивная экономика. Теперь главным регулятором производственных процессов стал не рынок, а воля вождя. Но главным содержанием сталинского периода был глубоко противоречивый по целям, средствам и результатам процесс насильственной мобилизации и модернизации общества. Он позволил стране в труднейших условиях и в короткие сроки выстроить индустриальную экономику, обеспечить себя современным оружием, отстоять независимость в кровавой войне. Но эти результаты были достигнуты ценой отказа практически от всех социалистических ценностей, а главное – гигантских человеческих жертв. Это придало общественному устройству страны многие уродливые черты и предопределило кризисный характер его последующего развития.
Реформа самоуправления (земское и городовое положения) Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год Земская реформа 1 января 1864 г. — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Все дела в земстве, касавшиеся прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть). Основная статья: Реформа городского самоуправления (Александр II) Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Судебная реформа Основная статья: Судебная реформа Александра II Судебный устав 1864 г. — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям. Военная реформа Основная статья: Военная реформа Александра II Милютинские военные реформы прошли в период 60—70-х гг. XIX века. Военные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические. Организационные реформы Доклад Военного министерства 15.01.1862 г.: Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов. Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами. Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части. Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы. Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г. была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск. К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев. Новая система организации войск содержала и ряд недостатков: Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было). Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия. Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами. В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения: Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов. Во главе округа поставить начальника, на которого возлож
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.015 с.) |