Уроки 1, 2 Россия на рубеже XIX-XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки 1, 2 Россия на рубеже XIX-XX вв.



Общие цели: дать представление обучающимся об опреде­ляющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономиче­ское развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, со­ставить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Россий­ской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить глав­ные черты государственной политики в области промышленно­сти.

Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое от­ношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного раз­вития Российской империи.

Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная эко­номика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, ин­вестиции.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Территория и население Российской империи.

2. Российская модель экономической модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика правительства.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

 

1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?

- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).

- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.

- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.

Беседа по прочитанному тексту:

- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?

- Назовите общее количество населения Российской импе­рии согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.

- Назовите общее количество сельского населения, город­ского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.

- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав насе­ления Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите ко­личество народов и народностей, которые проживали на терри­тории Российской империи.

- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?

- Какая религия являлась официальной?

3. Буржуазия и рабочие.

- отрыв молодежи от семьи;

- готовность к пересмотру ценностей и устоев;

- рост городского населения за счет бывших крестьян;

- концентрация рабочих в городах;

- миграционные процессы.

Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.

 

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

• Россия занимала I место в мире по общему объему сель­скохозяйственной продукции.

• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирую­щее место во внешней торговле занимал лен.

• Развитие сельского хозяйства определялось реформой

1861 года.

• Пути развития российской деревни определяли два типа

хозяйств - помещичье и крестьянское.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверяется понимание новых терминов и понятий

 

Домашнее задание: § 1-2.

Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.

Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».


Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ

Гг.

Общие цели: дать обучающимся представление о нараста­нии экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными собы­тиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Рус­ско-японской войне 1904-1905 гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.

Дополнительные цели: сравнить точки зрения на даль­нейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми яв­лениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализи­ровать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внут­ренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и по­следствия Русско-японской войны и начального этапа рево­люции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовав­шие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внут­риполитическую ситуацию в российском обществе.

Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; руси­фикация; полицейский социализм.

Основные даты и события:

1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.

9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании го­сударственного порядка».

Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, портреты исторических дея­телей, иллюстративный материал.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Дифференцированные задания. (тест №1)

- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.

II. Изучение нового материала.

План

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г.

4. Крестьянские выступления и разложение армии.

5. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

 

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

Организуется работа в группах.

Группам необходимо в течение 5 минут подготовить со­общение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их.

Задание группе № 1.

Назвать и охарактеризовать основные направления внутрен­ней политики российского правительства в начале XX века.

Задание группе № 2.

Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути даль­нейшего развития России.

Задание группе № 3.

Назвать новые явления в рабочем движении, которые про­явились в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

• Столкновение российских и японских интересов на Даль­нем Востоке.

Задание обучающимся: заполнить таблицу «Собы­тия Русско-японской войны».

Главные события войны Дата Последствия
     

Работа с картой.

- Показать действия русских и японских войск.

- Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г.

- Где развернулся театр военных действий?

- Показать порт, в котором погибли русские корабли: крей­сер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

- Показать территории, которых лишилась Россия в резуль­тате Русско-японской войны.

- Где произошло подписание мирного договора между Рос­сией и Японией?

Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правиль­ность и качество выполнения).

5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неиз­бежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий».

- Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргумен­тируйте.

- Анализируя уроки восстания в Москве, основатель россий­ской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат пока­зал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бо­роться, только более решительно и энергично.

- Выскажите свое отношение к событиям вооруженного вос­стания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей по­зиции.

III. Закрепление изученного материала.

Обобщаются выводы по теме урока:

- война с Японией рассматривалась правительством Россий­ской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем;

несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты ко­мандования привели к поражению;

• военное поражение стало катализатором внутриполитиче­ского взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий;

• революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.;

• в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в рус­ло легальной борьбы;

• 1905 г. не принес решения основных социально-экономиче­ских проблем России, не привел к победе ни одной из противо­борствующих сторон.

Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.022 с.)