Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уроки 1, 2 Россия на рубеже XIX-XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие цели: дать представление обучающимся об определяющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономическое развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в. Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, составить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить главные черты государственной политики в области промышленности. Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного развития Российской империи. Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная экономика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, инвестиции. Ход урока I. Изучение нового материала. План 1. Территория и население Российской империи. 2. Российская модель экономической модернизации. 3. Буржуазия и рабочие. 4. Экономическая политика правительства. 5. Сельское хозяйство: особенности развития.
1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися: - Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века? - Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии). - Укажите, какие территории находились в зависимости от России. - На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века? Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8. Беседа по прочитанному тексту: - Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории? - Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г. - Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи. - Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Российской империи. - Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством? - Какая религия являлась официальной? 3. Буржуазия и рабочие. - отрыв молодежи от семьи; - готовность к пересмотру ценностей и устоев; - рост городского населения за счет бывших крестьян; - концентрация рабочих в городах; - миграционные процессы. Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.
5. Сельское хозяйство: особенности развития. • Россия занимала I место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. • Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен. • Развитие сельского хозяйства определялось реформой 1861 года. • Пути развития российской деревни определяли два типа хозяйств - помещичье и крестьянское.
II. Закрепление изученного материала. Проверяется понимание новых терминов и понятий
Домашнее задание: § 1-2. Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова. Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.». Уроки 3, 4 КРИЗИС ИМПЕРИИ: РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ Гг. Общие цели: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г. Дополнительные цели: сравнить точки зрения на дальнейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и начального этапа революции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовавшие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе. Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; русификация; полицейский социализм. Основные даты и события: 1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция. 9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве. Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов. Оборудование: кроссворд, портреты исторических деятелей, иллюстративный материал.
Ход урока I. Проверка домашнего задания. - Дифференцированные задания. (тест №1) - Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7. II. Изучение нового материала. План 1. Внутренняя политика правительства в начале XX в. 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. 3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г. 4. Крестьянские выступления и разложение армии. 5. Манифест 17 октября 1905 г. 6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Организуется работа в группах. Группам необходимо в течение 5 минут подготовить сообщение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их. Задание группе № 1. Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале XX века. Задание группе № 2. Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути дальнейшего развития России. Задание группе № 3. Назвать новые явления в рабочем движении, которые проявились в начале XX в. 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. • Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Задание обучающимся: заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Работа с картой. - Показать действия русских и японских войск. - Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г. - Где развернулся театр военных действий? - Показать порт, в котором погибли русские корабли: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». - Показать территории, которых лишилась Россия в результате Русско-японской войны. - Где произошло подписание мирного договора между Россией и Японией? Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правильность и качество выполнения). 5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г. 6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неизбежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий». - Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргументируйте. - Анализируя уроки восстания в Москве, основатель российской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бороться, только более решительно и энергично. - Выскажите свое отношение к событиям вооруженного восстания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей позиции. III. Закрепление изученного материала. Обобщаются выводы по теме урока: - война с Японией рассматривалась правительством Российской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем; • несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты командования привели к поражению; • военное поражение стало катализатором внутриполитического взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий; • революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.; • в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в русло легальной борьбы; • 1905 г. не принес решения основных социально-экономических проблем России, не привел к победе ни одной из противоборствующих сторон. Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.008 с.) |