Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Республика Алтай – равноправный субъект Российской Федерации (1991-2000 гг.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема. В чем заключается равноправие Республики Алтай как субъекта РФ? Становление Республики Алтай происходило в условиях смены общественного, государственного устройства и экономической системы страны. Народы Горного Алтая поддержали принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР, надеясь на позитивные перемены в социально-экономической, культурной, политической жизни страны. 25 октября 1990 г. третья (внеочередная) сессия областного Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области приняла Декларацию о повышении статуса до уровня республики в составе РСФСР. В Декларации указывалось, что в современный период статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах, не способствует эффективному использованию экономического потенциала Горного Алтая, не обеспечивает подлинного равенства народов и их свободное развитие. В связи с этим предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету. Огромную роль в повышении статуса автономной области сыграл В.И. Чаптынов, избранный в 1994 г. Главой Республики Алтай, в 1997 г. – председателем Правительства. Ф. 20. В.И. Чаптынов Известные юристы Д.И. Табаев, С.С. Тюхтенев и другие теоретически обосновали и организационно оформили решение об обретении самостоятельности. Принятие Декларации явилось основанием для постановки перед федеральными органами власти вопроса о повышении конституционно - правового статуса области и принятия соответствующих законов. Завершающим юридическим актом явился Закон РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года. С мая 1992 г. она стала называться Республикой Алтай. 29 декабря 1991 г. состоялись выборы Верховного Совета республики – законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти республики. Было избрано 75 депутатов, представлявших почти все социальные слои населения. Первая сессия проходила в феврале 1992 г. Председателем был избран В.И. Чаптынов. Из выступления И.И. Белекова на торжественном собрании, посвященном 65-летию первого Главы Республики Алтай: «Энциклопедичность его знаний, в сочетании с постоянным самообразованием, жизненный опыт, давали ему возможность вести полноценную беседу с любым собеседником. Рожденный в алтайской семье, воспитанный в духе истинного интернационализма, получивший здоровые импульсы интеллектуальности в годы студенчества в Барнауле, Валерий Иванович, оставаясь до мозга костей алтайцем, всегда уважал и национальную, и конфессиональную принадлежность собеседника. Поэтому, для русских он был русским, для казахов – казахом...» Работа Верховного совета проходила в исключительно сложное время глубокого политического и экономического кризиса. Однако ему вместе с правительством удалось сохранить мир и гражданское согласие в регионе. Первые депутаты начали закладывать правовую основу парламентаризма и депутатской ответственности, которые стали неотъемлемым условием работы народных представителей всех последующих созывов. Ф.21. Депутаты за работой. В мае 1992 г. Верховный совет принял первый закон «О Правительстве Республики Алтай». В нем были определены основные принципы его деятельности, задачи и порядок формирования. Первое правительство республики возглавил В.И. Петров. Значимым в становлении молодой республики и формирования ее органов является Указ Президента Российской Федерации 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Алтай». Основываясь на его положениях, Верховный Совет Республики Алтай принял Постановление, согласно которому высшим представительным и законодательным органом Республики Алтай стало Государственное Собрание Эл Курултай Республики Алтай. Первые выборы в Эл Курултай состоялись в декабре 1993 г., когда были избраны 27 депутатов. Возглавил депутатский корпус В.И. Чаптынов. В марте 1994 г. был принят второй закон о правительстве республики, согласно которому оно состояло из Главы – председателя Правительства, его заместителей, министров, руководителей других исполнительных органов государственной власти республики. 3 марта 1993 г. был утвержден государственный флаг Республики Алтай. Он представляет собой прямоугольное полотнище из четырех горизонтальных полос: верхнее белого цвета, нижнее голубого, узкие полосы белого и голубого цветов. Два цвета флага Республики Алтай соответствуют цветам государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Голубые полосы являются символом чистоты неба, гор, рек и озер Алтая. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов республики. Автором проекта государственного флага является заслуженный художник России, народный художник Республики Алтай Владимир Петрович Чукуев. 6 октября 1993 г. Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай утвердило герб Республики Алтай. Автором проекта государственного герба Республики Алтай является заслуженный художник Российской Федерации Игнат Иванович Ортонулов. Наш герб выражает исторические традиции, особенности территории и проживающих народов. Он изображает в золотисто-желтом цвете на голубом фоне (небо Алтая) мифического грифона, который символизирует древность истории, олицетворяет держательницу жизни, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы. В трудах Геродота грифон описан как птица, стерегущая Алтай. Герб представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая. На сине-голубом фоне изображены: - в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии - Белухи - Юч Сюмера, символизирующая красоту и мощь родной земли; - в центре - грифон - Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы; - в нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Катуни с их притоками; - между ними треножник - очаг - символ Родины, крепости и вечности родного дома; - волнистые линии под треножником - очагом - символ Телецкого озера - Алтын-Келя. Таким образом, государственные символы Республики Алтай отражают особенности и своеобразие региона, общность судьбы народов республики и страны в целом. Правовое положение Республики Алтай с 1991 по 1997 гг. регулировалось Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором Российской Федерации. Для разработки проекта Конституции была утверждена Конституционная комиссия в составе 23 человек. Председателем Конституционной комиссии был избран В.И. Чаптынов. В состав комиссии вошли депутаты Республики Алтай, главы администраций, работники правоохранительных и судебных органов, специалисты народного хозяйства, юристы. Проект Конституции дважды публиковался в печати, был рассмотрен городским и районными Советами депутатов, направлен на экспертизу в федеральные органы. В ходе обсуждения поступило более 500 предложений и замечаний, многие из которых были учтены. Важнейшей правовой базой нашей Конституции, бесспорно, явилась Конституция Российской Федерации. Дополнительное свидетельство: Из заключения отдела Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям: «Проект представляет собой целостный документ с продуманной структурой и охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай. Четко определяется статус республики, как субъекта Российской Федерации, взаимоотношения с которой строятся на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора федеральных законов, принятых по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации. Все это заслуживает одобрения и высокой оценки». 7 июня 1997 года Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай утвердило Конституцию Республики Алтай. Основной Закон Республики Алтай закрепил основы конституционного и административно-территориального устройства республики, принципы организации и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права, свободы и обязанности граждан. В преамбуле и других статьях Основного Закона республики подчеркнуты единство и общность нашей исторической судьбы с многонациональным народом России. Республика Алтай есть равноправный субъект Российской Федерации и неотделима от нее. Дополнительный материал: В работе исторической сессии нашего Парламента принял участие заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаил Алексеевич Митюков, который в своем выступлении отметил: «…принятие Конституции Республики имеет и общефедеральное значение. Определены реальные контуры федерализма в России. В России выработалось уже несколько моделей конституций республик. Есть модель президентской республики, есть парламентская. Есть модель смешанная, берущая положительные элементы в той и другой. Проект Конституции Республики Алтай тяготеет к смешанному типу, с определенным своеобразием. Много интересного в нормах, определяющих статус вашего Парламента. Поэтому Конституция имеет свою специфику, и ее не спутаешь с любой другой. Специфика здесь влечет необходимость развития традиций и культуры алтайского народа…». В этой сложнейшей экономической, политической ситуации прямой выход на федеральные структуры позволил региону ослабить все негативные проявления переходного периода. Руководство республики сумело инициировать ряд решений Правительства Российской Федерации: вопрос по северному коэффициенту и выплате заработной платы в бюджетной сфере, по завозу продовольствия и топлива и многие другие. Был принят ряд решений по ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, строительству объектов здравоохранения, образования, коммунального сектора. Статус субъекта Федерации позволил создать механизм привлечения финансовых средств через эколого-экономическую зону в рамках государственной программы по охране окружающей среды. Деятельность «Эколого-экономического региона «Алтай» была направлена на восстановление и сохранение экосистем, природного, исторического, культурного наследия, сохранения генетического фонда животного и растительного мира. В 1998 г. пять уникальных природных объектов Горного Алтая (гора Белуха, Телецкое озеро, Алтайский государственный природный заповедник, Катунский природный биосферный заповедник, природный парк «Зона покоя Укок») были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Финансовые средства, привлеченные в эколого-экономический регион «Алтай», направлялись на выплаты пенсий, погашение долгов по заработной плате, строительство дорог, мостов и мостовых переходов, ремонт объектов соцкультбыта, школ, больниц, закупку оборудования и техники. Обосновав экономические проблемы республики, связанные с территориальной разбросанностью населенных пунктов, суровыми условиями жизни, руководство региона добилось увеличения объема дотаций из федерального бюджета на душу населения. В разные годы республику возглавляли С.И. Зубакин, М.И. Лапшин. С декабря 2005 г. Главой Республики Алтай является А.В. Бердников. Становление Республики Алтай шло сложно, были ошибки и просчеты. Однако достижения последних 20 лет в различных сферах жизнедеятельности позволяют нам утверждать, что республика состоялась как равноправный субъект Российской Федерации, показала свою жизнеспособность и наличие потенциала для дальнейшего развития. Вопросы и задания: 1. Каковы основные вехи становления республики? Составьте хронологию событий. 2. В чем заключалась роль депутатов Верховного совета Республики Алтай? 3. На основе воспоминаний и дополнительной литературы подготовьте сообщение об истории создания государственных символов Республики Алтай. 4. Используя справочную литературу и Интернет-ресурсы, подготовьте электронную презентацию о первом Правительстве Республики Алтай.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.01 с.) |