Федеративное устройство Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеративное устройство Российской Федерации



 

Под федерацией в современном его значении понимается: союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.

Т.е. это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства союзные государственно-территориальные образования имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, наряду с которыми образуются и действуют союзные органы государственной власти, устанавливается единое гражданство и денежная единица и другие институты единого государства.

Федеративное устройство имеют США, ФРГ, Канада, Австралия, Индия, Россия и некоторые другие страны.


Конституционные нормы института федеративного устройства устанавливают:

Принципы федеративного устройства;   Верховенство федеральных законов по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ;
   
Виды и состав субъектов РФ; Порядок изменения границ между субъектами РФ;
   
Основы правового статуса каждого из видов субъектов РФ; Основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ;
   
Порядок изменения статуса субъекта Федерации; Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории субъектов РФ;
   
Предметы исключительного ведения РФ Право РФ на участие в межгосударственных объединениях;
   
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов Гарантии прав коренных малочисленных народов;
   
Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; Государственную символику РФ и ее субъектов

В главе 3 «Федеративное устройство», специально посвященной этой проблеме, сосредоточены, как представляется, наиболее существенные и вместе с тем очень четко изложенные принципы федеративного устройства:

Ø ее государственной целостности;

Ø единстве системы государственной власти;

Ø разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов;

Ø на равноправии и самоопределении народов России.

Глава состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты РФ и тем самым констатируется их вхождение в состав государства, их объединяющего, т.е. государственная целостность. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта РФ, который определяется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Конституцией республики, уставом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.


Виды субъектов Российской Федерации (ст. 65):

       
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ø РЕСПУБЛИКА (21)  
Республика Адыгея; Республика Алтай; Республика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Калмыкия (Хальмг Тангч); Карачаево-Черкесская Республика; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Мари Эл; Республика Мордовия; Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия (Алания); Республика Татарстан; Республика тыва; Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Чеченская Республика; Чувашская Республика – Чаваш республики  
   
Ø АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА (10) Ненецкий, Ханты-Мансийский; Чукотский;Ямало-Ненецкий.  
 
 
НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ    
Ø АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ (1) Еврейская автономная область.  
 
   
Ø КРАЯ (9) Алтайский; Забайкальский, Камчатский, Краснодарский; Красноярский; Пермский, Приморский; Ставропольский; Хабаровский.  
 
   
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ø ОБЛАСТИ (46)  
     
Ø ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ г. Москва, г. Санкт-Петербург.  

Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех 83 субъектов, поскольку равные в правовом отношении субъекты Российской Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, числу жителей, природным условиям и уровню экономического развития.

Как и во всякой федерации в России разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией (ст. 71-73), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В 2000 г. были созданы 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный) и назначение в них полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Суть этого решения – укрепление структур президентской вертикали власти на территориях, повышение ее эффективности, создание условий для упрочения федерализма.

Представители являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента России и Совет Безопасности Российской Федерации. В округах созданы органы прокуратуры, МВД, ФСБ, региональные центры МЧС. Федеральные округа соответствуют военно-административному делению Российской Федерации.

Федеральные округа не являются субъектами Российской Федерации и созданы для оптимизации управления государством

Состав федеральных округов:

№ пп Наименование округов К-во субъектов в ФО Территория (тыс. кв. км) Числ. населения (в % от числ. нас. РФ.) Доля пром. пр-ва (в %) Сумма денежного дохода на 1 чел. (на 1.01.08)
1. Центральный 17 обл. 1 ГФЗ 652,8 25,5% 21,2% 1428 руб.
2. Северо-Западный 2 респ., 8 обл., 1 авт. окр. 1 ГФЗ 1677,9 9,8% 12,7% 1578 руб
3. Южный 8 респ., 2 края, 3 обл. 589,2 14,4% 6,3% 1013 руб.
4. Приволжский 6 респ., 1 край, 7 обл. 1017,6 22,1% 23,9% 1039 руб.
5. Уральский 4 обл., 2 авт. окр. 1778,9 8,7% 16,6% 1695 руб.
6. Сибирский 4 респ., 3 края, 5 обл.   5114,9 13,4% 14,5% 1794 руб.
№ пп Наименование округов К-во субъектов в ФО Территория (тыс. кв. км) Числ. населения (в % от числ. нас. РФ.) Доля пром. пр-ва (в %) Сумма денежного дохода на 1 чел. (на 1.01.08)
7. Дальневосточный 1 респ., 3 края, 3 обл., 1 авт.обл., 1 авт.окр. 6215,9 5,0% 5,7% 2016 руб.

Таким образом, одним из важнейших основ конституционного строя России является ее федеративное устройство. Конституция констатирует состав Федерации, определяет статус ее субъектов, разграничение полномочий. Укрепление федерализма является одним из главных условий стабильности и целостности Российской Федерации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.005 с.)