Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории государства и права

Поиск

ДИМИТРОВ Н.Н.

КУРЫСЬ Н.В.

СЕМЕНОВ А.В.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

для студентов экономического факультета

Москва


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

  УТВЕРЖДЕНО на заседании учебно-методического совета Экономического факультета (протокол № 4 от «8» октября 2009 г.

 

 

ДИМИТРОВ Н.Н.

КУРЫСЬ Н.В.

СЕМЕНОВ А.В.

 

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Курс лекций

для студентов экономического факультета

 

Москва

 


Рецензенты:

 

МИГАЧЕВ Ю.И. – заведующий кафедрой конституционного, международного и экологического права Международного независимого эколого-политологического университета, док-р юрид. наук, профессор.

 

КЛЕЧКОВСКАЯ Л.Г. – профессор кафедры гражданского права Российской таможенной академии, канд. истор. наук, доцент

 

Димитров Н.Н., Курысь Н.В. Семенов А.В. Правоведение: Курс лекций. – М.: РИО РТА, 2009. – 147 с.

 

 

В курсе лекций раскрывается содержание дисциплины «Правоведение» в соответствии с учебной программой и тематическим планом её дела Российской таможенной академии.

Показаны закономерности возникновения и функционирования государства и права; понятийный и категориальный аппарат теории государства и права; основные проблемы современного понимания государства и права, правовое регулирование различных отраслей права.

При подготовке работы использован широкий круг новейшей теоретико-правовой литературы, периодические научные издания, что позволило достаточно глубоко и по-новому рассмотреть изучаемые темы.

Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне)» и «Мировая экономика», преподавателей правовых дисциплины, а также других читателей, интересующихся теоретико-правовыми проблемами.

 

 

©Российская таможенная академия, 2009

©Димитров Н.Н., Курысь Н.В., Семенов А.В.


Содержание

 

Введение……………………………………………….  
Модуль 1. Основы теории государства и права ….  
1.1. Основы теории государства ………………………  
1.2. Основы теории права ……………………………...  
1.3. Норма права ………………………………………..  
1.4. Основные правовые системы современности. Международное право …………………………………  
1.5. Правонарушения и юридическая ответственность. Гарантии законности и правопорядка в современном обществе ……………...    
Модуль 2. Отраслевые основы правового регулирования общественных отношений ………..  
2.1. Основы конституционного права ………………...  
2.2. Основы гражданского права ……………………...  
2.3. Основы семейного права ………………………….  
2.4. Основы наследственного права …………………..  
2.5. Основы трудового права ………………………….  
2.6. Основы уголовного права ………………………...  
2.7. Основы административного права ……………….  
2.8. Основы экологического права ……………………  
2.9. Основы защиты информации и государственной тайны ……………………………………………………  
2.10.Основы таможенного права ……………………...  
Заключение ……………………………………………  
Список литературы…………………………………..  

 

 


Введение

Курс лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Правоведение». Оно предназначено для студентов, обучающихся на экономическом факультете по всем специальностям.

Материла изложен в виде блок-схем, определений и тезисов, что позволяет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, сосредоточить внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях, сформулировать примерную структуру ответов на экзамене или зачете.

В первой части (модуле) даны основы теории государства и права. Студенты смогут найти материалы, характеризующие социальную организацию первобытного общества, процесс возникновение государства, его понятие и основные признаки.

Существенное внимание уделено раскрытию понятия и классификации теорий происхождения государства, их характеристике.

Авторы достаточно подробно раскрыли функции, формы государства, их особенности в Российской Федерации.

Особое внимание уделено вопросам, связанным с возникновением права, раскрытием его место в системе социальных регуляторов общественной жизни, характеристикой норм права, правовых систем, правовых отношений, юридической ответственности.

Во втором модуле раскрыты отраслевые основы правого регулирования общественной жизни. Важно, что здесь дана характеристика основ таможенного права, что отражает специфику вуза, готовящего специалистов для таможенных органов.

 


Модуль 1

Основы теории государства и права

 

Тема 1.1. Основы теории государства

 

Социальная организация первобытного общества

 

 

 


Понятие и признаки государства

 


Функции и формы государства

 

Функции государстваэто основные направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, выражающие его социальное назначение, стоящие перед ним цели и задачи

 
 

 


ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

       
   

 


МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

это способы, средства реализации функций государства

 
 

 


Правовое государство – это одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей социальной ценности и приоритета права над политикой.

Основными признаками (чертами, особенностями) правового государства являются:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

2. Реальность и гарантированность прав и свобод личности, создание условий для ее свободного развития

3. Взаимная ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка

5. В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством.

 


Форма государства

 

Форма государстваэто совокупность систем организации

государственной власти

 

 

 

 


Политический режим

Политический режим – это совокупность методов и средств

осуществления государственной власти

 
 

 

 


Политический режим – это показатель того:

· кому принадлежит власть в государстве

· какая морально-психологическая атмосфера сложилась в обществе

· каков уровень соблюдения прав человека в стране

· какими правовыми средствами обеспечивается государственная власть

· какими способами и приемами осуществляется взаимодействие государственной власти с населением и т.д.

 

Виды политических режимов

       
   

 


Механизм государства

Это единая централизованная иерархическая система органов, а также предприятий и учреждений, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть

Государственной власти

 

 
 


Конституционность и законность

Разделение властей

Единство системы государственной власти

Единство основных требований к государственной службе

Демократизм

Приоритет прав и свобод человека и гражданина

Гуманизм

Равный доступ граждан к государственной службе

Обязательность для государственных служащих решений, принятых

вышестоящими государственными органами

Профессионализм и компетентность

Ответственность за принимаемые решения

 

Гласность и открытость

 

 

Таким образом, государственная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, государственные органы несут ответственность перед Президентом Российской Федерации, представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде

 

 


 

Признаки мононормы

· регулировали наиболее актуальные для первобытного общества сферы общественных отношений (брачно-семейные, распределение пищи, ведение охоты, разрешение споров между членами общества, ведение войн между племенами

· имели в основном форму запретов (табу)

· нарушение табу каралось общественным осуждением

· имели казуистический характер (конкретно-ситуативный)

· неразграничение мононорм на нормы религии, морали, обычаи и т.п.

Возникновение права

Первый этап – санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право.

1) Сложилось три способа правового регулирования:

· дозволение

· обязывание

· запрет

2) К нарушителям применялись меры государственного принуждения.

3) появилось деление на нормы права, морали, религии и т.д.

 
 


Второй этап – создание норм права государством в виде нормативных правовых актов (законы, указы, декреты и т.п.)

 

Понятие права

Право – это система особых специальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества


Признаки права

               
 
Издание правовых норм государства
 
Формальная определенность права
 
Общий характер правовых норм
 
 
Многократность применения
 
общеобязательность
 
Подкрепленность государственным принуждением
 

 

 


ПРИНЦИПЫ ПРАВА

 

 

 


Теории происхождения права

 
 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

 


Нормы права

Устанавливаются и охраняются государством.

 

В правовой науке наблюдается два явления:

Правовой идеализм – ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом.

Правовой нигилизм – ошибочное убеждение, что право почти ничего нельзя урегулировать.

ФУНКЦИИ ПРАВА

это основные направления правового регулирования

общественных отношений

 

 
 

 

 


Источники права

Источник (форма) права – это способ, внешняя форма выражения и

закрепления правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений

 

 

 
 

 

 

Правовые отношения

 

     
 
 
 

 


Структура правоотношений

 

 

 


Субъекты правоотношений

 
 

 


Юридические факты

 
 

 

 


Тема 1.3. Нормы права

 

Классификация правовых норм

 

 

 


Структура нормы права

 
 

 


Международное право

 


Признаки

 

 
 

 

 


Все перечисленные признаки являются обязательными, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалифицировать то или иное деяние как правонарушение.

 


Ответственности

 

1. Необходимая оборона – самостоятельная оборона человеком своих прав, свобод, жизни, а также прав, свобод и жизни других граждан от преступного посягательства.

2. Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам личности, общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

3. Невменяемость – неспособность лица понимать значение своих действий и руководить ими вследствие психического заболевания. Устанавливается невменяемость в результате специальной медицинской экспертизы. Только суд может объявить лицо недееспособным.

4. Малозначительность – отсутствие реальной общественной опасности деяния, что исключает его противоправность в отношении юридической ответственности.

5. Обоснованный риск – основание для освобождения от юридической ответственности, если вред причинен ради достижения общественно полезной цели.

6. Выполнение приказа (распоряжения) обязательного для исполнения.

7. Казус (случай) – это причинение вреда в результате обстоятельств, которые лицо не могло предвидеть и предотвратить.

8. Недостижение установленного законом возраста.

 

Принципы правопорядка

 

ü конституционность и законность

ü целостность, системность

ü нормативность

ü структурность

ü иерархичность

ü устойчивость, стабильность

ü организованность

ü государственная гарантированность стабильности и упорядоченности общественных отношений.

 
 

 

 

 

 

Общественных отношений

 

Российской Федерации

           
 
 
     

 

 


 


ПО ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ

  Принятые народом   ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ   Республиканские
Дарованные народу (октроированные)   Монархические
   
ПО ТИПУ ФОРМАЦИИ Буржуазные   ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА   федеративные
Социалистические   Конфедеративные
    унитарные
   
ПО ФОРМЕ писаные   ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ   демократические
неписаные тоталитарные (авторитарные)
       
ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ временные ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ гибкие
постоянные жесткие

 

  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ  
           
З А К Р Е П Л Я Е Т победу наиболее активной политической силы, действующей в обществе накануне принятия Конституции   О Т Р А Ж А Е Т соотношение политических сил, существующих в обществе на момент принятия Конституции   П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т собой «общественный договор» в котором согласованы политические интересы различных групп общества
                     

 

Важнейшим нормативным актом Российской Федерации является КонституцияОсновной закон Российского государства, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, организации и деятельности системы государственных органов.


Уникальное место Основного закона России в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами:

ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
 
Имеет высшую юридическую силу
 
Обладает верховенством в системе законодательных актов государства
 
Является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов
 
На ней базируется все текущее законодательство
 
Имеет прямое действие на всей территории страны
 
Имеет особый порядок принятия и изменения
 
Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля

Высшая юридическая сила Конституции заключается в том, что:

· нормы Конституции РФ всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов;

· законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной процедуре;

· нормы законов и подзаконных актов не должны противоречить нормам Основного Закона.

Как уже отмечалось выше, Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, другие субъекты права обязаны их осуществлять. Это не исключает того, что некоторые конституционные нормы нуждаются в развитии в текущем законодательстве, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с с соответствующими ее положениями;

г) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнения по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения.

 

Структура, содержание и основные принципы Конституции РФ 1993 года,

Способы ее изменения

 

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы[3], выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм.


Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (преамбула)  
 
  ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ (137 статей)  
 
  ГЛАВЫ  
 
1.Основы конституционного строя   2.Права и свободы человека и гражданина   3.Федеративное устройство   4.Президент Российской Федерации
 
5.Федеральное Собрание   6.Правительство Российской Федерации   7.Судебная власть   8.Местное самоуправление
 
  9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции  
 
  ВТОРОЙ РАЗДЕЛ  
 
  Заключительные и переходные положения  
                                 

 

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

· Президент Российской Федерации;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство России;

· Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

· Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

· Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

1) Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции.

2) Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

3) Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

4) Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

5) Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

6) Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

7) Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции. Таковыми являются:

1. Президент Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

2. Федеральное Собрание. К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

3. Правительство Российской Федерации. Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

4. Органы судебной власти. Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

5. Правоохранительные органы. Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В Российской Федерации

 

В принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства.

Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

Под правовым статусо м человека и гражданина в РФ понимается совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также правовые и иные гарантии их реализации.

В Конституции РФ определены основные принципы конституционного статуса человека и гражданина в России.

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  Граждане обладают всеми конституционными правами и свободами, несут равные обязанности (ч. 2 ст. 6)
 
Равноправие граждан Равенство прав перед законом и судом (ч. 1 ст. 19)
 
Равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной, языковой и другой принадлежности (ч. 2 ст. 19)
 
Равенство прав, свобод и возможностей муж


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.01 с.)