Конституционные права и свободы человека и гражданина



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные права и свободы человека и гражданина



В Российской Федерации

 

В принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства.

Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

Под правовым статусом человека и гражданина в РФ понимается совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также правовые и иные гарантии их реализации.

В Конституции РФ определены основные принципы конституционного статуса человека и гражданина в России.

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Граждане обладают всеми конституционными правами и свободами, несут равные обязанности (ч. 2 ст. 6)
 
Равноправие граждан Равенство прав перед законом и судом (ч. 1 ст. 19)
 
Равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной, языковой и другой принадлежности (ч. 2 ст. 19)
 
Равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины (ч. 3 ст. 19)
  Неотчуждаемость прав и свобод, принадлежность их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17)
       

Непосредственное действие прав и свобод (ст. 18)

Гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства (ст. 2, ст. 7, ч. 1 ст. 17, ст. 45, ст. 114 «е»)

Соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17)

Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод (ч. 1 ст. 55, ч. 2 ст. 55, ч. 3 ст. 15, ч. 3 ст. 17.

Конституцией предусмотрены лишь строго определенные случаи ограничения прав и свобод федеральными законами: для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях ЧП в соответствии с ФКЗ. Но и в этом случае, не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (каждый имеет право на жизнь), 21 (достоинство личности, не допущение жестокого обращения), ч. 1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни, защита чести и доброго имени), 24 (запрет сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица), 28 (свобода совести, вероисповедания), ч. 1 ст. 34 (свободное использование своих способностей и имущества), ч. 1 ст. 40 (право на жилище), ст. 46-54 (гарантия судебной защиты, право рассмотрения дела в суде, получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, неподсудность повторно, не свидетельствовать против себя и своих родных, защита прав потерпевших от преступлений, возмещение нанесенного вреда, отсутствие у закона, отягчающего вину обратной силы) Конституции.

Кроме того, в случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Правовое положение иных физических лиц в Российской Федерации. Кроме собственно граждан различают с точки зрения правового положения так же следующие категории физических лиц:

- иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальное доказательство принадлежности к другому государству;

- лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, не имеющих документов о принадлежности к какому-либо государству;

- лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т.е. лиц, имеющих наряду с гражданством данного государства гражданство другого государства в соответствии с национальным законом или международными договорами.

Их правовой статус определен в ст. 62 Конституции России. В ч. 3 определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское государство может предоставить политическое убежище, которое состоит в гарантии безопасности лица на территории Российского государства, в невысылке и невыдаче его стране, где оно будет подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод государства.

В России убежище предоставляется лицам, преследуемым в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом. Предоставление политического убежища (ст. 63 ч. 1) производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента Российской Федерации. Это означает обязанность государственных органов не выдавать лиц, которым оно предоставлено, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признаваемые в России преступлением.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключения МИД, МВД и ФСБ.

Кроме того, в правой практике регулируется и правовой статус таких категорий лиц, как беженцы и вынужденные переселенцы. Появление этой категории лиц связано с миграционными процессами. Миграцию различают: 1) по причинам – добровольная или вынужденная; по типу – внешняя или внутренняя; по виду – возвратная и безвозвратная.

Правовое положение этих категорий физических лиц определяется Федеральными законами 1997 года «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

В соответствии с российским законодательством под беженцем понимается лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вопрос о предоставлении статуса беженца находится в исключительном ведении Российской Федерации. Россия не предоставляет статус беженца лицам: 1) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества; 2) которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории России и до того, как они были допущены на её территорию в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцами; 3) которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; 4) за которыми компетентные органы власти государства, в котором они проживали, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства; 5) которые пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Каждому беженцу российское государство предоставляет определенные права и возлагает обязательства.

Беженцы могут утратить свой статус или быть лишены его. Это происходит по следующим основаниям:

Утрата статуса Лишение статуса
· получение разрешения на постоянное место жительства в РФ или гражданства РФ; · получение защиты государства своей гражданской принадлежности; · восстановление в прежнем гражданстве; · получение гражданства иного государства или его защиты; · возвращение в государство своей гражданской принадлежности; · если лицо не может более отказываться от защиты своего государства · если лицо осуждено за совершение преступления на территории РФ; · если лицо сообщило заведомо ложные сведения, предъявило фальшивые документы, послужившие основанием приобретения статуса беженца; · иные нарушения Закона РФ о беженцах 1997 г.

Вынужденный переселенец – это гражданин России, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Будучи российскими гражданами, вынужденные переселенцы обладают большим комплексом прав и могут претендовать на получение дополнительных льгот со стороны государства по сравнению с беженцами.

Важнейшим условием, определяющим статус человека, является его принадлежность к конкретному государству – гражданство.

Гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей.

В свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и другие предписания государства и выполняет установленные им обязанности. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека – объем его прав, свобод, обязанностей. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, гражданствоустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62 – ФЗ ( с доп. и изменениями).

 

  Гражданство РФ – это устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.  
 
  Принципы российского гражданства  
1. Право каждого на гражданство, т.е. приобретение или утрата гражданства зависит только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. 2. Единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения, т.е. все лица, имеющие российское гражданство, обладают одинаковыми конституционно-правовым статусом независимо от времени и способов приобретения гражданства, вопросы гражданства отнесены к исключительному ведению РФ
   
Неотъемлемость гражданства и права его изменить (ст. 6 ч. 3) Допущение двойного гражданства
   
Недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей
   
Недопустимость высылки гражданина РФ за пределы РФ (ст. 61) Защита государством граждан РФ за границей
   
Сокращение безгражданства Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака
   
  3. Открытость гражданства, т.е. приобретение или утрата гражданства зависит только волеизъявления гражданина и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств.  
                 

Приобретение российского гражданства происходит по следующим основаниям:

· по рождению (филиация)

· в результате приема в гражданство

· в результате восстановления в гражданстве

· по иным основаниям, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Документами, подтверждающими гражданство являются:

üпаспорт гражданина Российской Федерации

üиной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации.

 

       
 
 
   

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.01 с.)