Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция как юридический документ

Поиск

 

Понятие «конституция» происходит от латинского constitutio, означающее «устанавливаю, утверждаю». Одним из источников римского права были «конституции императоров», т.е. их указы и распоряжения, регулирующие правоотношения в Древнем Риме. Фактически это были законы, закрепляющие власть императора. Платон[1] в своих «Законах» писал: «… не думаешь ли ты, что одержавший победу тиран, народ или кто другой установит добровольно законы, имеющие ввиду иное, а не свою собственную, прежде всего, пользу, т.е. закрепление за собой власти

Первые конституционные акты в современном их значении были приняты в конце XVIII в. в США, Франции, Польше. Таким образом, под конституцией стали понимать основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Сущность Конституции большинство правоведов стали определять как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе.. По меткому выражению Фердинанда Лассаля[2]: «Действующая Конституция страны – это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писаная Конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реального соотношения общественных сил». Близко к этому понимание Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса.


 

 

 


Конституции можно классифицировать по ряду признаков:

         
   
 
 
 
 


ПО ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ

  Принятые народом   ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ   Республиканские
Дарованные народу (октроированные)   Монархические
   
ПО ТИПУ ФОРМАЦИИ Буржуазные   ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА   федеративные
Социалистические   Конфедеративные
    унитарные
   
ПО ФОРМЕ писаные   ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ   демократические
неписаные тоталитарные (авторитарные)
       
ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ временные ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ гибкие
постоянные жесткие

 

  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ  
           
З А К Р Е П Л Я Е Т победу наиболее активной политической силы, действующей в обществе накануне принятия Конституции   О Т Р А Ж А Е Т соотношение политических сил, существующих в обществе на момент принятия Конституции   П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т собой «общественный договор» в котором согласованы политические интересы различных групп общества
                     

 

Важнейшим нормативным актом Российской Федерации является КонституцияОсновной закон Российского государства, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, организации и деятельности системы государственных органов.


Уникальное место Основного закона России в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами:

ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
 
Имеет высшую юридическую силу
 
Обладает верховенством в системе законодательных актов государства
 
Является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов
 
На ней базируется все текущее законодательство
 
Имеет прямое действие на всей территории страны
 
Имеет особый порядок принятия и изменения
 
Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля

Высшая юридическая сила Конституции заключается в том, что:

· нормы Конституции РФ всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов;

· законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной процедуре;

· нормы законов и подзаконных актов не должны противоречить нормам Основного Закона.

Как уже отмечалось выше, Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, другие субъекты права обязаны их осуществлять. Это не исключает того, что некоторые конституционные нормы нуждаются в развитии в текущем законодательстве, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с с соответствующими ее положениями;

г) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнения по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения.

 

Структура, содержание и основные принципы Конституции РФ 1993 года,

Способы ее изменения

 

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы[3], выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм.


Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (преамбула)  
 
  ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ (137 статей)  
 
  ГЛАВЫ  
 
1.Основы конституционного строя   2.Права и свободы человека и гражданина   3.Федеративное устройство   4.Президент Российской Федерации
 
5.Федеральное Собрание   6.Правительство Российской Федерации   7.Судебная власть   8.Местное самоуправление
 
  9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции  
 
  ВТОРОЙ РАЗДЕЛ  
 
  Заключительные и переходные положения  
                                 

 

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

· Президент Российской Федерации;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство России;

· Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

· Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

· Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

1) Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции.

2) Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

3) Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

4) Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

5) Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

6) Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

7) Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции. Таковыми являются:

1. Президент Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

2. Федеральное Собрание. К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

3. Правительство Российской Федерации. Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

4. Органы судебной власти. Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

5. Правоохранительные органы. Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.121 (0.009 с.)