Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус и порядок избрания

Поиск

Президента Российской Федерации

 
 

 

 


Федеральное

Собрание Правительство

(Совет Федерации, Российской

Государственная Федерации

Дума

Президент

Российской

Федерации

 

 

Суды

Российской

Федерации

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Органы этих ветвей власти самостоятельны в своей деятельности.

Каждый государственный орган, осуществляя одну из трех властных функций, взаимодействуют друг с другом, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называют системой сдержек и противовесов.

На федеральном уровне организации государственной власти в России система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом:

Ø Законодательный органФедеральное Собрание – принимает законы, определяющие нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (вопрос о доверии Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Ø Исполнительный орган – Правительство РФ – организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (законодательная инициатива, заключения на проекты законодательных актов). Возможность выражения Правительству РФ недоверия сбалансирована возможностью роспуска ГД главой государства.

Ø Органы судебной власти – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды – имеют право законодательной инициативы, в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Особое значение в системе государственных органов нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Конституцией на него возложена задача обеспечения взаимодействия властей. Именно поэтому трем главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации». Собственно с нее и начинается изложение системы государственных органов Российской Федерации.

Статус Президента России был изменен с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.

Положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.


 

  Президент Российской Федерации - глава государства  
Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина   Председатель Совета безопасности РФ
Обладает определенными Конституцией РФ полномочиями по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские звания и высшие специальные звания
Обладает полномочиями по формированию органов государственной власти Обладает законодательной инициативой, подписывает и обнародует федеральные законы
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ
Является официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях Обладает неприкосновенностью; может быть отрешен от должности СФ по конституционной процедуре
Верховный Главнокомандующий ВС РФ  
         

 

В ст. 80 установлены основы его статуса как главы государства. Он воплощает собой единство государства и государственной власти в целом. Конституционные нормы наделяют его важнейшими полномочиями по взаимодействию с Правительством, законодательной и судебной властью.

Президент является гарантом Конституции, что обязывает его определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики российского государства. Он соответственно представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ст. 8). Обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента обусловлены его особым местом в системе государственной власти и определяются конституционными нормами и действующим законодательством.


Полномочия Президента России по формированию государственных органов исполнительной власти и организации их деятельности:

Полномочия по формированию Правительства РФ   Полномочия по организации и деятельности других органов исполнительной власти
Ø Назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ; Ø Представляет ГД кандидатуры на должность Председателя ЦБР и ставит вопрос об освобождении от этой должности;
Ø Принимает решение об отставке Правительства РФ; Ø Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
Ø Назначает и освобождает от должности заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров; Ø Формирует Администрацию Президента РФ;
Ø Вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Ø Назначает и освобождает высшее командование ВС РФ;
Ø Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; Ø Разрешает разногласия между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ   Ø Приостанавливает действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам РФ или правам и свободам человека и гражданина до решения этого вопроса судом.

 

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к органам судебной власти.

ü Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность: Председателя и судей Конституционного Суда, судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

ü Назначает судей других федеральных судов: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных и военных судов, специализированных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

ü Представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит предложения о его освобождении.

Полномочия Президента России по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

ü В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания Российской Федерации;

ü При обстоятельствах и в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания.

Полномочия Президента в области внешней политики и обороны

 

Внешняя политика Ст. 86.   Оборона
Ø Осуществляет руководство внешней политикой РФ; Ø Определяет основные направления военной политики РФ;
Ø Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; Ø Утверждает военную доктрину;
Ø Подписывает ратификационные грамоты; Ø Осуществляет руководство Вооруженными Силами;
Ø Принимает верительные грамоты и отзывает грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Ø В случае агрессии или ее непосредственной угрозы объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ военное положение, отдает приказы ВГК ВС РФ о ведении военных действий;
  Ø Утверждает структуру и состав ВС РФ, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих ВС РФ; Ø Утверждает программу ядерных и других специальных испытаний, санкционирует их проведение; Ø Принимает решение о дислокации и передислокации ВС РФ от соединения и выше; Ø Утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службе, о Министерстве обороны РФ, о Генеральном штабе ВС РФ; Ø Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны; Ø Издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы.   Ø Вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени;
Ø Принимает решение о привлечении ВС РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их назначению;
Ø Утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, мобилизационные планы, Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны; Федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса
Ø Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФЗ.

Таким образом Президент Российской Федерации не только определяет основные направления внешней политики государства (ч.3 ст.80), но также осуществляет руководство ею. (п. «а» ст. 86).

Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Достигает этого он путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, к которым следует отнести прежде всего суды.


Конституцией установлены параметры функционирования института Президента:

¨ свободные всенародные прямые и альтернативные выборы;

¨ четырехлетний срок полномочий;

¨ запрет на занятие этого поста более двух сроков подряд (ст. 81);

¨ возможность отрешения от должности.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.

Президент обладает символами президентской власти.

Таким образом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.

Глава российского государства выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Указанные акты появились вместе с институтом Президента Российской Федерации – в июне 1991 года.

Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 83). Президент эти акты издает самостоятельно.

УКАЗЫ   РАСПОРЯЖЕНИЯ
Нормативные   Индивидуально-правовые Нормативные     Ненормативные
Содержат правовые нормы, действия которых распространяются на неопределенный круг в пределах территории Российской Федерации · вопросы гражданства · награждение государственными наградами России · присвоение почетных званий · присвоение высших воинских и высших специальных званий · о помиловании.    
Об утверждении положений иных актов О назначении на должность, освобождении от должности и др.
   

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом.

Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Порядок вступления в силу актов Президента России установлен его указом от 26 марта 1992 года. Нормативные акты вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.54.138 (0.008 с.)