Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Партии и общественно-политические движения в политической системе обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Партии в большинстве государств являются одним из основных элементов политической системы, обеспечивающих ее функционирование. Термин «партия» вошел в европейскую политическую практику и мысль со времен древних Греции и Рима. Однако вплоть до буржуазных революций XVII-XVIII вв. так называемые партии (политические кружки, клубы) носили характер временных коалиций различных социальных групп. Собственно история партий начинается с образования массовых политических партий в середине XIX в., возникших вследствие расширения избирательного права. Политические партии являются продуктом социальной неоднородности общества, и, как следствие, многообразия интересов различных социальных, групп, представляемых в политической деятельности. Политические партии в обществе обеспечивают определенный тип распределения власти (в том числе экономической), взаимоотношения государства и общества, функционирование всей политической системы. Помимо этого, можно выделить такие функции партии, как выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп, представление этих интересов и их интеграция; создание коалиций, сглаживающих противоречия в обществе; создание политических доктрин и формирование политических альтернатив для представления их избирателям; привлечение граждан к политическим и общественным делам; организация и проведение избирательных кампаний; организация правительства, в случае победы, и оппозиции, в случае поражения; подготовка, обучение и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения. В современном мире существуют множество разнообразных партий, которые можно классифицировать по следующим основаниям: а) по участию в осуществлении власти: правящие и оппозиционные; б) по масштабности деятельности: общенациональные и региональные; в) по организованности: электоральные (избирательные), характеризуемые немногочисленностью, свободным членством и ориентацией исключительно на организацию и проведение избирательной кампании, и массовые (кадровые) с жесткой организацией, дисциплиной, тесной связью между членами; г) по отношению к другим элементам политической системы: демократические, тоталитарные, авторитарные. Демократические партии отличаются лояльностью и терпимостью по отношению к другим элементам политической системы, рассматривают власть как результат свободной политической конкуренции, признают право на жизнь и политическую борьбу других партий. Тоталитарные партии характеризуются стремлением к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе и государства, к полному доминированию в политической системе, устранению других партий. При этом «выживание» возможно только для тех политических и общественных организаций и движений, которые безусловно признают руководящую роль тоталитарной партии. Авторитарные партии, как правило, возникают из национально-освободительного движения, формируются вокруг вождя, отличаются массовостью и, в большей степени, представляют собой не собственно политическую партию, а массовое общественно-политические движение, которое функционирует до тех пор, пока вождь находится у власти. Будучи взаимосвязаны в своей деятельности, политические партии образуют партийные системы, особенности которых определяются как демократическими традициями развития государства, так и существующими избирательными системами. Партийная система – это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей. Известны многопартийная, авторитарная, социалистическая и фашистская партийные системы. Для демократических государств характерным типом партийной системы является многопартийность. С учетом характера партий, механизма их взаимодействий, их возможностей для участия в осуществлении государственной власти многопартийные системы подразделяются на: многопартийные системы без монопольно правящей партии, многопартийные системы с монопольно правящей партией, двухпартийные системы, модифицированные двухпартийные системы, двухблоковые коалиции и др. В рамках многопартийной системы без монопольно правящей партии (Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды) ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте, необходимым для участия в формировании правительства, поэтому в управлении государством она вынуждена идти на политические союзы, коалиции, следствием чего является формирование коалиционного правительства, не всегда сильного и устойчивого (например, Италия). Система с монопольно правящей партией (Швеция, Япония) характеризуется присутствием в парламенте практически всех политических партий, существующих в государстве. При этом, однако, абсолютное большинство принадлежит какой-либо одной партии, которая формирует устойчивое однопартийное правительство, достаточно сильное и устойчивое. Двухпартийные системы (США, Великобритания) представляют собой вариант многопартийности, при котором из всех существующих в стране партий только две наиболее сильные обладают шансами на завоевание и осуществление государственной власти. При этом одна партия имеет абсолютное большинство в парламенте и другую партию в качестве своей оппозиции. Для двухпартийных систем характерно стабильное распределение политического влияния: основная часть избирательных округов «предопределена», т.е. с высокой степенью вероятности можно предвидеть в них победу одной из партий, а борьба идет лишь в «неустойчивых» округах. Модифицированная двухпартийная система (или 2,5 партийная система) формируется в ситуации, когда ни одна из двух партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с какой-то третьей, меньшей партией, постоянно представленной в парламенте (как это, например, происходит в ФРГ, где роль «регулятора» играет партия СвДП). Двухблоковая коалиция (Франция) представляет собой систему, при которой власть оказывается предметом борьбы двух партийных блоков, а партии, выступающие вне блоков, не играют существенной роли в политике. Двухблоковость характерна для политических систем с четко выраженной идейной дифференциацией, следствием чего является поляризация партий. Авторитарная партийная система характерна для развивающихся стран, где сама партия создается руководством государства, его лидером с целью расширения социальной базы управления и играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Правящая партия фактически является широким общественным движением, организующим массовую поддержку политике руководящих органов государства. Социалистическая партийная система, существовавшая в СССР и других странах системы социализма, допускала существование и соучастие в осуществлении государственной власти различных партий, но при главном доминирующем условии – все союзнические партии должны признавать руководящую роль в политической системе коммунистической партии. Для фашистской партийной системы характерно существование только одной легальной партии – фашистской. При этом партия руководит государством, выполняя роль лидирующей и доминирующей силы, аппарат партийный тесно связан с государственным. Помимо государства и политических партий активными участниками политической жизни являются различные общественно-политические движения и организации. В отличие от политических партий они не ставят своей непосредственной целью завоевание государственной власти, не имеют характерной для партии организационной структуры, четко определенных политических принципов. При этом, однако, общественно-политическое движение может стать предварительной стадией формирования массовой партии. Во всем многообразии общественно-политических движений можно выделить две основные группы: движения узкосоциальные (молодежные, студенческие, женские) и надсоциальные (экологические, антивоенные). По тактике общественно-политических движений выделяются два потока: насильственные и ненасильственные. По своей стратегической ориентации движения подразделяются на консервативные, выступающие за сохранение сложившегося политического порядка, и движения протеста, недовольные существующим порядком и требующие перемен. Особую роль в политической жизни играют лоббистские организации, первоначально возникшие в США и распространившиеся по другим странам. Они создаются при государственных структурах и оказывают непосредственное, прямое влияние на принятие политических решений. Основная задача лобби состоит в налаживании контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения. При этом, если партии есть следствие социальной неоднородности общества, то лоббистские организации – результат противоречивости интересов внутри социальных групп. Отношение к лоббизму неоднозначно. Так, в некоторых западных политических концепциях он рассматривается как необходимый элемент демократии, обеспечивающий выражение и представительство разнообразных групповых интересов. К числу достоинств лоббизма, с позиций данных концепций, можно отнести то, что он выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту или иному государственному акту, создает возможности для обеспечения интересов меньшинства. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет органы власти «держаться в форме», придает им большую динамику и гибкость. Однако в реальной жизни лоббизм таит в себе и немалую опасность. Он может выступать проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, выступая в преступных видах (взяточничество, коррупция), может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.д., а также стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным. Негативным следствием лоббизма может стать превращение демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных группировок. Для того чтобы не допустить негативных последствий лоббизма, необходимо, чтобы деятельность различного рода групп давления и политического участия регламентировалась и контролировалась государством, чтобы в обществе имелись реальные возможности доступа к власти на основе политического плюрализма представителей различных социальных слоев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.007 с.) |